Ольга Груздева
Конспект НОД по ФЦКМ «Беседа об осени» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Беседа об осени"
Цель: закрепление знаний о приметах осени через литературные произведения Н. Сладкова "Октябрь", "Ноябрь"; Б. Скребицкого "Осень". Подбор глаголов и прилагательных для создания более яркой картины осенних явлений. Развитие чувства прекрасного, умения любоваться красотой родной природы.
Оборудование: презентация "Осень" (осенние пейзажи: золотая осень, поздняя осень, игра 4-ый лишний, формы осенних листьев, стволы дуба и клена, выполненные на листах ватмана, формы листьев разных деревьев на магнитах.
Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ „Беседа об осени“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Музыкальное сопровождение: П. Чайковский "Времена года. Октябрь", Г. Свиридов "Осень".
Ход занятия:
Ребята, сегодняшнее занятие я хотела бы начать с загадки:
Вот художник так художник
Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просьба,
Кто художник этот?.
Дети. Осень.
Правильно, вот об осени мы и поговорим сегодня. И для начала вспомните названия осенних месяцев.
Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Начало осени называют золотой осенью. Объясните почему.
Дети: в начале осени деревья становятся золотыми, разноцветными.
Послушайте как начало осени описывает Б. Скребицкий в своем рассказе "Осень".
"Для своей работы Художница-осень взяла самые яркие краски и прежде всего в лес.
Березы и клены она покрасила лимонной желтизной. А листья осинок разукрасила будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный. Весь как огонь горит.
Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны столетний дуб-богатырь. Стоит, густой листвой потряхивает. Думает Осень: "Нужно богатыря в медную кованую броню одеть". Так и обрядила старца.
Глядит - а неподалеку, на самом краю поляны густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили, им больше всего подходит тяжелый убор из золотой парчи.
Одни сосны и ели не знала она, как разукрасить. У них ведь не листья, а иглы, их не разукрасишь. Пусть какими были летом такими и останутся.
Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе. "
По ходу рассказывания на экране демонстрируются осенние пейзажи соответствующие тексту.
Красивая золотая осень, не правда ли? Какими цветами разукрасила Осень деревья в лесу?
Не просто желтым, а лимонно-желтым, золотым, медным не просто красным, а огненно-красным, как спелые яблоки. Эти цветовые оттенки, сравнения делают более яркой картину осеннего леса.
Игра "Узнай с какого дерева лист".
Дети делятся на две команды. Одна будет собирать дубовые листья, другая кленовые. Листья разных деревьев, не только дуба и клена, разложены на столе. По одному игроку из команды подходят к столу, выбирают лист и прикрепляют его с помощью магнита к силуэту своего дерева. Побеждает команда, которая не допустит ошибок.
Начало осени богато не только разноцветным нарядом лесов.
"Нам щедрая Осень приносит плоды -
Дают урожаи поля и сады. "
А что за урожаи дают нам поля и сады? (Урожай овощей и фруктов)
А еще осенью в лесу много разных грибов.
Волшебница Осень предлагает вам отгадать свои загадки.
Игра 4-ый лишний.
1) 3 лиственных дерева - 1 хвойное;
2) 3 отдельных листа - 1 дерево;
3) 3овоща - 1 фрукт;
4) 3 фрукта - 1 ягода;
5) 3 съедобных гриба - 1 несъедобный.
Побеждает команда давшая больше правильных ответов.
Молодцы, отлично справились со всеми задачами. А что происходит после того как осень разукрасит листья деревьев? Как называется это природное явление?
Дети: листья опадают, листопад.
Послушайте, как об этом природном явлении пишет Николай Сладков. Обратите внимание на то, с чем сравнивает автор опадающие листья?
"Полетели листья иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле.
Зашумел в лесу золотой дождь.
Капля по листику щелкнет - сорвется лист. Синицы на ветке завозятся - брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит - закружится пестрый смерч. А если тяжелый косач с лету вломится в ветви - хлынет сверкающий водопад.
Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг.
Шумит золотой дождь. "
По ходу чтения демонстрируются слайды с соответствующими пейзажами.
Ребята, вы прослушали рассказ, а теперь ответьте на мой вопрос - с чем или с кем сравнивает Н. Сладков опадающие листья?
Дети: с золотым дождем, птицами, белками, куницами.
А как автор описывает движение листьев?
Дети: листья летят, кружат, прыгают, несутся, шуршат, скребутся, лопочут, плывут.
Теперь мы с вами немного отдохнем и превратимся в осенние листочки.
Физкультминутка.
Мы - листочки, мы - листочки,
Мы - осенние листочки.
Мы на дереве сидели,
Ветер дунул - полетели.
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали,
Перестал дуть ветерок,
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И на землю быстро сели.
Но вот и закончилась золотая осень. На смену ей пришла поздняя осень - холодная, серая, дождливая, унылая пора. Послушайте, как о поздней осени пишет Н. Сладков. Писатель называет последний осенний месяц - ноябрь пегим. Пегий - значит пестрый.
Воспитатель читает рассказ Н. Сладкова "Ноябрь"
От чего же все вокруг становится пегим?
Дети: черная земля, дома, деревья присыпаются белым снегом.
Верно ребята. В ноябре то дождь, то снег, то мороз, то оттепель. Ни зима, ни осень.
Подведение итогов.
Итак, ребята, о каком времени года мы сегодня с вами разговаривали? Как называется начало осени? Как называется конец осени? Как называется природное явление, когда опадают листья с деревьев? Какие еще приметы осени вы можете назвать?
Выслушиваются ответы детей, при необходимости дополняются.
В завершении предлагается игра " Что перепутал художник?"
Дети находят на рисунке ошибки художника - то, что осенью не может быть (цветущие деревья, птицы выводят птенцов, загорающие дети и т. д.)
Воспитатель благодарит за активную работу на занятии.
А Волшебница-Осень приготовила для вас угощение - фрукты, сок, печенье в виде листочков и грибочков.