Сементух Ольга
Конспект НОД по приобщению детей к истокам народной культуры «Русская ярмарка» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД "Русская ярмарка". Средняя группа.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
ЦЕЛЬ: Приобщение детей с истокам народной культуры, знакомство дошкольников с жизнью, бытом и творчеством русского народа.
Публикация «Конспект НОД по приобщению детей к истокам народной культуры „Русская ярмарка“ в средней группе» размещена в разделах
МАТЕРИАЛ: предметы, изготовленные руками народных мастеров, запись русских народных наигрышей на аудионосителе, костюмы Матрёшек, русские народные музыкальные инструменты: гармошка, балалайка, гусли, свистульки, дудочки; деревянные расписные ложки, яркая надпись "Ярмарка", камень-указатель, заготовки подносов из белой бумаги для росписи под Гжель, печатки, синяя и голубая гуашь, Павлово-Посадские платки для украшения Ярмарки.
Ход занятия:
1. Настрой. Дети входят под песню: "К нам гости пришли,
Дорогие пришли,
Мы не зря кисель варили,
Пироги пекли!"
( Здороваются с гостями: "Здравствуйте, гости! Мы вам рады!")
2. Воспитатель приглашает детей пройтись по незаметной тропинке. Дети идут по массажерам (кочки и пеньки, подходят к камню.
На камне - путеводителе надпись:
" Направо пойдёшь - наплачешься,
Налево пойдёшь - друзей потеряешь,
Прямо пойдёшь - веселье найдёшь. "
Дети выбирают прямой путь.
Идут змейкой, взявшись за руки, под плавную народную музыку.
3. Останавливаются перед аркой, которая закрыта ярким платком.
Воспитатель снимает этот платок, читает разноцветную надпись:"Ярмарка".
Воспитатель:"Ребята, тропинка нас привела на русскую Ярмарку.
Прежде, чем мы туда зайдём, ответьте мне, пожалуйста, в какой большой, красивой стране мы с вами живём? (В России). Значит мы кто? (Россияне).
Раньше нашу страну все называли - Русь, а людей, живущих в ней - русскими. Значит мы с вами кто? (Русские).
Много людей разных национальностей живёт в России. Живут дружно, помогают друг другу, делятся своими обычаями и традициями.
И у русского народа очень богатые традиции, интересные обычаи.
Ребенок читает стихотворение:
Русь наша славная,
Края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют!
4. Дети под плавную русскую мелодию проходят под аркой и попадают на Ярмарку.
Воспитатель подводит их к выставке изделий, сделанных руками народных умельцев. Рассказывает о том, где изготовлены эти вещи. Дети разглядывают, трогают, узнают посуду из Гжели, Хохломские подносы.
Воспитатель приглашает детей пройти дальше.
Перед ними на прилавке - русские народные музыкальные инструменты: гармонь, балалайка, гусли, свистульки, дудки.
Педагог предлагает назвать эти инструменты. Дети называют.
Затем включаются народные наигрыши, ребята должны услышать, какие инструменты звучат. (свистульки, гармонь, балалайка).
После этого детям предлагается вспомнить русскую народную сказку, где Кот выманил Лису с помощью гусель. ("Кот, Петух и Лиса").
На следующем столе лежат расписные деревяннве ложки.
-Зачем людям нужны ложки? (Чтобы ими есть).
-Да, вы правы, ребята. Но русский народ такой смекалистый, он придумал, что ложки могут быть музыкальным инструментом!
Выходят 2 девочки в костюмах Матрешек:
"Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к вам пришли Матрёшки!
Ложки деревянные, Матрёшечки румяные!"
Матрешки предлагают детям поиграть с ними на ложках.
Звучит весёлая русская плясовая, дети подыгрывают на ложках.
Затем воспитатель приглашает Матрешек отдохнуть на лавке вместе с ребятами и отгадать загадки. Но ответы они должны найти на Ярмарке.
Загадки (любые, о предметах русского быта).
5. "Сели мы на карусели,
На качели пересели,
Сто знакомых встретили,
На поклон ответили!"
Подвижная игра "Карусель" :
"Еле,еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом!
Тише, дети, не бегите,
Карусель остановите,
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра! "
6. - Ребята, вы хотите сами попробовать себя в роли мастеров гжельской росписи? Тогда приглашаю вас в мастерскую, где вы распишете
белые блюда. Выбирайте краску, печатки, занимайте удобные места, принимайтесь за работу.
(Под песенку " Голубая Гжель" дети работают с блюдами и печатками, показывают готовые изделия).
7. Воспитатель говорит, что на ярмарке люди не только продавали и покупали товар, но и могли померяться силушкой богатырской.
Приглашаются мальчики. Они должны взяться за пояса и попытаться вытолкнуть друг друга за линию. Победитель получает платочек от Матрёшки.
8. Итоги.
- Ребята, где мы сегодня с вами были, что интересного видели? (ответы детей).
Если вам понравилась наша игра, позвените в колокольчики, если нет, топните ногой.
Вы сегодня мне показали, что любите и знаете обычаи русского
народа. Вы - настоящие россияне!
С ярмарки никто не уходил с пустыми руками! В этой корзинке вкусные баранки. Разбирайте!
Дети уходят с угощениями, а воспитатель обращается к гостям:
"Ой, вы, гости- господа,
Подходите все сюда!
Подходите, не стесняйтесь,
Крепким чаем угощайтесь!"
Гости пьют чай из самовара с баранки.