ольга исаева
Конспект НОД по предметному рисованию для детей средней группы на тему: «Добрый сказочник Юрий Алексеевич Васнецов».
▼ Скачать +Заказ
Занятие по ознакомлению с книжной графикой в средней группе на тему :
«Добрый сказочник Юрий Алексеевич Васнецов»
Цель:
• Познакомить детей с творчеством Ю. Васнецова,
• Рассказать о том, что он иллюстрировал ( русский фольклор: стихи, потешки, прибаутки, сказки) и как.
• Обратить внимание на особенность его рисунков – нарядность, сказочность, декоративность: образы рисунков напоминают дымковские игрушки; юмор, доброе отношение к изображенным героям.
Публикация «Конспект НОД по предметному рисованию для детей средней группы на тему: „Добрый сказочник Юрий Алексеевич Васнецов“,» размещена в разделах
- Васнецов Ю.А., художник иллюстратор для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
• Почитать некоторые произведения и соотнести их с рисунками.
• Вызвать у детей интерес к творчеству художника, эмоциональный отклик на его рисунки, желание их рассматривать, высказывать свое отношение к ним.
Материал:
• Альбом «Заинька, войди в сад. Русские народные песенки, потешки». Рис. Ю. Васнецова. М., 1984.
Организация.
Небольшая группа детей сидит полукругом за столами. Перед детьми на столе воспитателя стоит портрет художника, а рядом – дымковские игрушки, расписная деревянная вятская посуда.
Ход занятия:
- Дети, познакомимся с очень интересным художником, иллюстратором детских книг Юрием Алексеевичем Васнецовым. Родился Юрий Алексеевич в старинном русском городе Вятке. Вятский край – удивительный, там много рек, озер, а леса густые, дремучие. Издревле жили в этих краях свободные люди – вятичи. Они пахали, сеяли, а потом убирали рожь, овес, пшеницу, ячмень, лен; из зерна мололи муку, пекли хлеб, варили каши, а из льняных стеблей пряли пряжу, ткали холсты и шили одежду. Вятичи ловили в реках и озерах рыбу, собирали мед – сначала от диких пчел, а потом научились устраивать пасеки с домиками для пчел. Они были смелыми, сильными, охотились на медведей, оленей, волков, охранили свои города и поселки от врагов.
Зимой, когда снег заносил дома по самые крыши и видны были только дымки из труб, дети любили кататься на санках, а взрослые делали из дерева посуду, прялки, расписывали их узорами – яблоками да ягодами лесными, цветами и травами. Женщины пряли, плели кружева. Мужчины делали сани, дуги для лошадей, деревянную посуду. А еще все любили лепить из глины игрушки-свистульки (глину брали на берегу реки Вятки). Лепили разные игрушки: куриц да петухов, лошадок да козликов и совсем необычных для тех мест индюков – они были сказочные, с хвостами в виде пышных букетов. Лепили барышень в нарядных платьях, кормилиц с маленькими детьми на руках, водоносок с коромыслами на плечах, коняшек со всадниками и много других интересно придуманных игрушек.
Игрушки сначала лепили, затем обжигали в русских печах – дым стоял столбом над избушками. Поэтому и прозвали эти вятские игрушки дымковскими. После обжига игрушки белили и расписывали яркими красками – красными, синими, зелеными, желтыми. Давали им высохнуть и украшали кусочками сусального золота (это очень тонкая пластиночка). Когда игрушки были готовы, их аккуратно укладывали в короба и по весне везли на большой рынок – ярмарку с каруселями и разными забавами для детей и взрослых, песнями и потешками скоморохов, прибаутками коробейников. Детям там обязательно покупали игрушки-свистульки, в которые они с удовольствием свистели. Очень все любили эти ярмарки. Вот и прозвали эту ярмарку «Свистуньей».
Сохранились в Вятке песни и обряды, старинные праздники, которые с детства видел маленький Юра Васнецов и сам с удовольствием в них участвовал. Став взрослым и окончив Академию художеств, он всю свою жизнь посвятил созданию рисунков к русским народным песенкам, прибауткам, потешкам, загадкам. Вот послушайте некоторые из них и посмотрите, какие к ним рисунки нарисовал Васнецов». (Читает и показывает иллюстрации в альбоме «Заинька, войди в сад». Неторопливо рассматривает с детьми листы больших иллюстраций.)
Заинька
Заинька, - войди в сад, Серенький, войди в сад.
Зайка, зайка, войди в сад,
Серый, серый, войди в сад!
Заинька, сорви цвет, Серенький, сорви цвет.
Зайка, зайка, сорви цвет.
Серый, серый, сорви цвет! Заинька, свей венок,
Серенький, свей венок.
Зайка, зайка, свей венок,
Серый, серый, свей венок!
Заинька, попляши, Серенький, попляши.
Зайка, зайка, попляши,
Серый, серый, попляши!
На обложке альбома к потешке «Заинька, войди в сад…» изображен яркий и веселый сад. Какие необыкновенные там растут цветы – голубенькие, узорчатые, с желтенькими ягодками. А солнышко, какое? Лучистое, с нарядным пояском из ягодок. Сапоги заинька надел нарядные и курточку красивую. А что это за букет у него в лапке? Да, просто волшебный! Цветы – как любимые зайкины капустные кочаны. Вот и радуется, приплясывая, зайчик. А какие краски подобрал художник? Разноцветные. Страничка ярко-розовая, с синенькой рамочкой. На розовом фоне очень нарядно смотрятся зеленый, желтый, голубой, красный цвета. Яркая, красивая картинка! Мы ее поставим на полочку, и будем любоваться ею!
А вот следующая иллюстрация – про котика. «Пошел котик на Торжок…» (Читает потешку) :
Пошел котик на Торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть,
Либо Бореньке снесть?
Я и сам укушу
Да и Бореньке снесу.
- Посмотрите, как осторожно ступает котик, у него палочка, как у дедушки. На нем расписные валеночки. А что несет котик? Булочку. Какая она? Очень большая – на всех хватит. А каким изобразил кота художник? Важным, хозяйственным, деловым. Куда это он торопится? К Бореньке – булочку ему несет. Дело происходит зимой – вон, как много снега нанесло, все в снегу: избушки, деревья, кусты, забор – красота-то, какая! Зимой быстро темнеет – вот и горит фонарь, освещая дорогу. Свет от фонаря идет сказочный. А почему сказочный? Вон, какие кружочки-снежинки вокруг фонаря хороводы водят! А что мы видим вдали? Кто это там нарисован? Тетенька и собачка. Почему это тетенька так руками разводит, вверх их подняла? Удивляется коту, да и собачка удивлена – лает.
А еще дальше что нарисовано? Деревенька – избушек много, все-то они в снегу по самые крыши, из труб дым вверх идет, печи топят, холодно вечером.
Какую интересную картинку придумал и нарисовал художник! А в потешке обо всем этом и не говорится.
А какого цвета вся страничка? Голубовато-белая. Это холодная страничка – дело-то зимой происходит.
Еще посмотрим одну иллюстрацию. Это страничка к потешке «Дедушка Ежок, не ходи на бережок…»(Показывает и читает потешку) :
Дедушка Ежок,
Не ходи на бережок:
Там растаял снежок,
Заливает лужок,
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки.
- Стихи звучат как предостережение, чтобы дедушка Ежок не ходил на бережок. Но разве он послушался? Нет! Он пошел на бережок. Но художник придумал, как выручит его: нарисовал дедушку Ежа на пеньке и в сапожках. Весной вода разливается везде – это называют половодьем. Но солнышко греет, становится тепло, появляются разные цветочки, распускаются вербочки и почки на деревьях. Прилетают птички и вьют гнезда. Видите, они в клювах несут веточки. В это время всем очень хочется на берег реки. Кто это там справа лапками разводит? Зайчишки! Не выдержали и тоже прибежали на бережок – удивляются, сколько воды кругом! Но все радуются – весна пришла! А какого цвета эта страничка? Светло-зеленая, весенняя – как молодая зеленая травка. И какая нарядная вербочка с пушистыми голубоватыми шариками! Вот как красиво рассказал красками художник эту потешку, как много интересных деталей придумал, о которых в стихах не говорится. Он доставил нам большую радость своей фантазией! (Ставлю картинку рядом с остальными.)
Дети, мы с вами посмотрели три картинки, которые нарисовал художник Юрий Васнецов. Посмотрите на них подольше, они необыкновенно нарядные, сказочные, веселые! Такие же, как и вятские, дымковские игрушки, - яркие, красивые, праздничные! Вот какой красивый, добрый, сказочный мир создал художник Васнецов! Мы еще долго будем любоваться его рисунками. Пусть они стоят у нас в книжном уголке.
А теперь, давайте сами нарисуем зайчика. Посмотрите на картинки. На одной зайчик сидит, на другой – бежит от волка.
Вспомним алгоритм рисования зайчика. (Вспоминаем). Приступаем к работе!
В конце занятия анализируем работы детей.
Комочек пуха, длинное ухо, Паслися на лужайке:
Прыгает ловко, любит морковку.
(Заяц)
Корова Забодайка,
Кобыла Залягайка
И зайка Попрыгайка.
Заяц, суслик и хомяк
Танцевали краковяк:
Вот и этак, вот и так,
Вот и танец краковяк.
Заяц лапкою притопнет,
А хомяк в ладоши хлопнет,
Суслик громко засвистит,
Зайца в танце закружит.
Красавица зайчиха
В густом лесу жила
И пела песни тихо,
И зайчика ждала.
На пенечке под окошком
Старый заяц плел лукошко,
Плел да песню распевал.
Внучек прутья подавал.
Как лукошко доплетут,
В лес по ягоды пойдут.
Землянику сладкую
Рвать лохматой лапкою.
Серый заяц пас коров
Изо всех лесных дворов:
Возле пояса рожок,
А в кармане пирожок,
На плече огромный кнут,
И коровы рядом тут.
Заиграет на рожке –
Все коровы на лужке
Затанцуют, запоют,
Хороводы поведут.
Перепутала зайчиха зайчат,
Было трое, а стало их пять,
Где чужие, где свои – не отличить.
Всех их надо молоком накормить.
Сел зайчишка на лужайке,
Заиграл на балалайке:
Треть-брень, трень-брень,
Не подслушивай, олень,
Не подглядывай, сова,
Научись играть сама!
Перепутала зайчиха зайчат,
Было трое, а стало их пять,
Где чужие, где свои – не отличить.
Всех их надо молоком накормить.
Попрыгала зайчиха –
Водицы наносила,
Попрыгала, попрыгала –
Дровишек нарубила,
Потом еще попрыгала –
И печку затопила,
А еще попрыгала –
Каши наварила.
Всех зайчат умыла,
Кашей накормила,
Уложила их в кровать,
Стала песни напевать.
Не свисти зайчонок:
Фью-фью-фью,
Ты скажи, зайчонок,
Фамилию свою,
Бегал по дорожке,
Думал ты о чем?
Ты зачем окошко
Мне мячом разбил?
Напеки мне, зайчиха, лепешек,
Навари мне, зайчиха, моркошек,
Постирай рубашоночку чисто –
В лес далекий уйду я туристом,
Надоела мне, зайцу, забота,
Не хочу в огороде работать,
Петь зайчатам не стану я песни,
Мне по лесу бродить интересней.
Нынче заяц я вовсе старый,
У костра побренчу на гитаре,
Я ленивый и жырный зайчище,
И зайчата меня пусть не ищут.
Трах-трах-тарарах!
Как напал на зайца страх,
Кустика боится –
Сел, не шевелится.
Позади собачий лай,
Впереди вороний грай.
И стоят везде пеньки,
А, быть может, мужики.
Зайцы по лесу бежали,
Зайцы сосенки считали:
Раз, два, три, четыре, пять –
Умножаем их на пять.
И начнут считать опять.
Сосенки зеленые,
Зайчики ученые.
Там заяц с медведем в обнимку гуляют
В большом и красивом лесу.
Медвежьего друга там волк уважает,
И он не боится лису.
И съели б зайчишку, да съесть то нельзя,
Ведь заяц с медведем с детства друзья.
Все зайчата –
Серые ребята,
Все морковочку грызут,
А лисята –
Жадные зверята –
Петуха к норе несут.
Холодно зайчаткам
На снежочке колком –
Беленькие носики стали
Замерзать.
На колхозных грядках
Нет зимой морковки,
Осиновые прутики
Приходится глодать.
У берлоги встал зайчишка,
В дверь стучится лапой:
- Ты проснись скорее, Мишка,
Слышишь, косолапый!
Эй, медведи! Э-ге-ге!
Нынче холодно в тайге,
Некуда мне деться,
Дайте обогреться!
Заяц веточку грызет,
На сосне снегирь поет:
- Убегай скорее, зайка,
Лисы ходят на лужайке.