Ольга Балашова
Конспекты занятий по ИЗО
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по знакомству с творчеством художника-иллюстратора Ю. А. ВАСНЕЦОВА (старший дошкольный возраст)
Цель занятий : Развивать у детей интерес к изобразительному искусству. Продолжать знакомить их с творчеством Ю. А. Васнецова. Учить замечать выразительные средства в рисунках художника, их сходство с дымковской народной игрушкой, сказочность и декоративность.
Публикация «Конспекты занятий по ИЗО» размещена в разделах
Материал: Книги с иллюстрациями Ю. А. Васнецова «Три медведя», «Коза с козлятами», «Сорока-белобока», «Петушок», «Кисонька», «Пошел котик на торжок».
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций Ю. А. Васнецова. Пересказывание сказок. Организация в группе выставки книг с иллюстрациями Ю. А. Васнецова. Рассматривание дымковской глиняной игрушки.
Ход занятия : Дети стоят вокруг воспитателя. Он показывает портрет и говорит, что на нем изображен знакомый им художник-иллюстратор Ю. А. Васнецов. Затем 4-5 детям предлагает отобрать в книжном уголке книги с иллюстрациями этого художника. Вместе просматривают иллюстрации в них.
Воспитатель рассказывает, что Ю. А. Васнецов родился в старинном русском городе Вятке. Весной в городе Вятке устраивались веселые ярмарки «свистуньи». Это были настоящие праздники веселых игрушек. Особенно много на ярмарках продавалось глиняных дымковских игрушек, расписанных разными узорами и яркими красками. Когда художник был маленьким, он полюбил и навсегда запомнил яркую цветистость дымковских игрушек, красоту узоров на домах, ставнях, сундуках, коромыслах. Став взрослым, Юрий Алексеевич Васнецов уехал в Ленинград, чтобы учиться и стать настоящим художником. Но родная Вятка осталась в его памяти такой, какой он запомнил ее в детстве.
Затем педагог предлагает детям рассмотреть несколько дымковских глиняных игрушек и сравнить их с изображением аналогичных птиц или животных на иллюстрациях Васнецова. Рассматривая дымковских глиняных коней, воспитатель напоминает, что художник полюбил эти игрушки, и когда создавал иллюстрации с изображением лошадей, то для их украшения использовал традиционные элементы дымковской росписи. Отмечая сходство игрушки с изображением коня на иллюстрации, воспитатель должен показать детям их различие. При этом особое внимание обратить на использование колорита и декоративность оформления рисунка в целом. Можно рассказать детям о том, как работал художник над созданием сказочных образов животных. Однажды сидел Юрий Алексеевич за столом и работал. Перед ним лежали кисти, карандаши, краски. А у его ног в беспорядке были разбросаны использованные листы бумаги.
Папа, что это? – спросила художника дочь и подняла один лист.
Коты, - спокойно ответил художник.
С листа бумаги на девочку смотрел зеленый кошачий глаз, а сам кот был синий, в пестрых пятнышках. На другом листе кот был в лаптях, с корзиной за спиной.
Какие странные коты, - сказала девочка. – Почему они на нашего Мурзика не похожи?
Потому что я рисую сказочного кота, – ответил Васнецов. – В сказках все звери удивительные… Вот я и думаю, каким нарисовать моего кота? – помолчав, добавил он и обмакнул кисть в розовую краску.
Правду сказал художник: в сказках все звери удивительные. Воспитатель показывает иллюстрации к потешке «Пошел котик на торжок» и говорит, что может для этого кота взял Юрий Алексеевич розовую краску. Что он его расписал (бант, валенки).
Каким изобразил его художник? (Важный, деловой, хозяйственный: ступает твердо, на палку опирается, ни на кого не смотрит, не слышит, как собачка лает рядом, как его окликает бабушка).
И куда же он торопится? (К Бореньке).
Какую мы вспомнили потешку? Прочитайте ее. Дети читают потешку.
А кругом красота–то какая! Почему я так сказала? (На кустах снежные цветы распустились; вокруг фонаря – хороводы снежинок; дома выглядывают из-под белых пушистых шапок).
Да. День морозный, голубой. И сказочно, и на настоящую деревенскую улицу похоже.
Затем воспитатель показывает иллюстрацию к потешке «Ходит кот по лавочке» и спрашивает детей:
А кто главный на этой картинке? (Кот и кошка). Почему вы так думаете? О чем рассказывает Юрий Алексеевич этой иллюстрацией? (В доме у кота с кошкой веселье; они нарядные, танцуют, а котята песни поют. Наверное, у кошки день рождения и котята несут ей в подарок букет цветов. В доме по-праздничному украшены окна, стены, лавочки).
Рассматривая иллюстрации, воспитатель обращает внимание детей на то, как художник наряжает своих героев. Кот в голубой рубашке с красным пояском и белым бантом. Кошечка в розовой юбке, в красных сапогах, с красными бантами. Скамейка, стены и окна их дома украшены узорами. Котята в ярких красных рубашках с цветными точками. Глядя на иллюстрацию, мы радуемся за дружную кошачью семью. Художник рисовал и, наверное, тоже радовался, улыбался, как и мы с вами.
В конце занятия предлагается детям среди нескольких книг с иллюстрациями найти работы Юрия Алексеевича Васнецова.
Конспект занятия :
Тема занятия. Рассматривание картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору» (старший дошкольный возраст).
Программное содержание. Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж, учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, учить выделять оттенки цветов как средство выразительности. Обогатить словарь детей образными выражениями, прилагательными (дремучий, темный, мрачный, непроходимый, нетронутый, глухой, сумрачный лес, неуклюжие, забавные, играющие, симпатичные, косолапые мишки).
Материал. Картина И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору». Портрет И. И. Шишкина, запись музыки П. И. Чайковского «Июнь».
Предварительная работа. Рассматривание картины о природе, экскурсия в лес.
Ход занятия : Воспитатель рассказывает детям:
Удивительный мир окружает нас, ребята, это мир природы. Уметь видеть ее красоту помогают нам художники. Вы уже знакомы с художником Е. Рачёвым. Он иллюстрировал сказки. Есть и другие художники, которые помогают нам видеть природу. Картины, которые они рисуют, называются пейзажами. У нас в России жил замечательный художник И. И. Шишкин.
Он любил рисовать лес. Посмотрите на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина, с бородой, чем-то напоминает могучее дерево. Он стоит, опершись на длинную трость, в высоких сапогах, через плечо ящик с красками перекинут. Кажется, что он только вышел из леса, который виднеется вдали. В народе его называли лесной богатырь, царь леса.
Есть у Шишкина картина, которую знают все большие и маленькие. Она называется «Утро в сосновом бору». Посмотрите внимательно: какие деревья нарисовал художник? Правильно, это сосны. А как называется лес, в котором растут сосны? Верно, сосновый бор. Посмотрите, какие они высокие и могучие.
Воспитатель читает стихотворение:
Сосны до неба хотят дорасти
Ветвями небо хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода.
Дети отвечают на вопросы воспитателя:
Какая крона у сосны? (Редкая, лапчатая, ажурная).
Как вы думаете, какой главный цвет в лесу (Зеленый).
Одинаковый ли зеленый цвет использует художник, когда рисует лес, а почему? (Нет, его оттенки, чтобы изобразить старое дерево или молодые сосенки, показать солнечные и теневые места в лесу).
Как вы думаете, какое время дня изображено на картине, почему? (Утро, так как солнце только взошло и осветило верхушки деревьев, на траве и листьях видна роса).
Кого вы видите в центре картины? (Медведицу с медвежатами).
Дети вместе с воспитателем рассказывают о том, что делают медвежата.
Затем воспитатель спрашивает ребят:
Как вы думаете, какое название подходит к этой картине? Правильно: «Утро в сосновом бору».
Как можно назвать художника, который пишет пейзажи? (Художник-пейзажист).
Затем воспитатель предлагает детям послушать музыку П. И. Чайковского «Июнь» и ответить на вопрос:
Что вы чувствуете, слушая эту музыку (Пение птиц, запах цветов).
Много интересного можно узнать о природе, рассмотрев картину, послушав музыку, прочитав стихотворение. Стихотворение, которое я вам прочту, подходит к картине И. И. Шишкина:
Сосны чуть пониже туч,
По стволам смола стекает,
И с утра на них играет
Золотой зайчонок-луч.
Словно в синем море волны,
Лес шумит, прохладой полный.
В зелень яркую одетый,
Он хорош в разгаре лета.
Мы не видим художника, не слышим его голоса, но как он рассказал нам о красоте леса? Верно, ребята, кистью и красками.
Какое настроение вызывает эта картина у вас, что вам хочется делать, глядя на нее?
Дети отвечают, что, когда смотришь на эту картину, так и хочется попасть в сосновый бор и вдохнуть запах хвои, ступить босой ногой на мягкий влажный мох.
Занятие рисованием на тему «Как под елкой запушенной скачут по снегу вороны, из-за корочки подрались, во все горло раскричались!» (старший дошкольный возраст)
Цель: уточнить знания детей об изобразительных особенностях иллюстраций Е. М. Рачева к сказкам; учить детей доступными им средствами выразительности (цветом, формой, композицией) передавать в рисунке образы птиц.
Материал: гуашь, тонированная бумага.
Предварительная работа: чтение сказки «Заяц-хваста», рассматривание иллюстраций Е. М. Рачева, а также его рисунков к северным сказкам.
Ход занятия : Воспитатель напоминает детям, что художник Рачев очень много в своей жизни наблюдал за животными и птицами. И когда смотрел, например, на ворону, то не просто видел ей внешний облик, а представлял, какой у нее характер. Затем педагог предлагает детям поиграть в игру «Сказка-то с хитринкой – на людей намекает». По условиям игры дети должны определить, чем животные или птицы, изображенные на иллюстрациях Рачева, напоминают кого-то из людей. Дети с интересом включаются в игру, рассказывают: «На рисунках к сказке «Заяц-хваста» ворона, сидящая на заборе, похожа на старушку; согнулась, о чем-то думает, не торопится улетать, как будто опасности не чувствует, а ведь собаки сзади. А на рисунке, где ворона зайца хвалит, говорит, что он «молодец, не хваста, а храбрец», ворона похожа на добрую бабушку, которая довольная своим внуком, улыбается, гладит его по плечу.
Рассмотрев иллюстрации к сказке «Лисица, птичка и ворон» из выставки рисунков к северным сказкам, дети говорили: «Ворон здесь похож на человека, у которого что-то случилось: крылья в стороны отвел, хвост распушил, клюв раскрыл. «Беда!» – кричит, - «Беда!»
Воспитатель цитирует: «Как под елкой запущенной скачут по снегу вороны, из-за корочки подрались, во все горло раскричались!» Говорит, что теперь, после того как дети рассмотрели, как рисовал ворона художник Рачев, они будут сами рисовать этих птиц. Напоминает, что изображение должно быть крупным.
Педагог прикалывает к доске большой лист бумаги, на котором нарисована ель, покрытая снегом. Дети рисуют.
В конце занятия воспитатель предлагает всем выбрать из готовых рисунков такие, где птицы больше всего похожи на тех, о которых говорится в стихотворении, располагает эти рисунки на большом листе бумаги под изображением ели.