Папки-передвижки

Непосредственно образовательная деятельность «Знакомство с творчеством Ю. А. Васнецова»

Ирина Усевич
Непосредственно образовательная деятельность «Знакомство с творчеством Ю. А. Васнецова»
▼ Скачать +Заказ

Тема: Знакомство с творчеством Ю. А. Васнецова

Программное содержание:

Воспитывать у дошкольников интерес к изобразительной деятельности, к иллюстрациям, произведениям устного народного творчества.

Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова. Учить замечать характерные особенности иллюстраций художника к произведениям устного народного творчества. Показать использование элементов народных росписей при оформлении произведений фольклора, взаимосвязь устного и изобразительного народного искусства. Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений художника-иллюстратора.

Публикация «Непосредственно образовательная деятельность „Знакомство с творчеством Ю, А, Васнецова“» размещена в разделах

Развивать у дошкольников чувство цвета, наблюдательность, художественное восприятие, речь.

Материалы: портрет художника-иллюстратора Ю. А. Васнецова, книги, оформленные художником, иллюстрации к потешкам «Пошел котик на торжок…», «Дедушка Ежок», «Вдоль по реченьке лебёдушка плывет», «Заинька, войди в сад…», «Привяжу я козлика…».

Ход деятельности:

Ребята, вы любите, когда вам читают книги? А иллюстрации рассматривать вам нравится? Как вы думаете, кто рисует иллюстрации в книгах? Конечно же, художник. Художника, который рисует иллюстрации в книгах, называют художник-иллюстратор. Художник-иллюстратор помогает нам понять содержание книжки, лучше представить героев, их внешность, характеры, поступки. По рисунку художника-иллюстратора мы можем догадаться о героях произведения, даже не прочитав его, злые они или добрые, умные или глупые.

Сегодня я хочу познакомить вас с художником-иллюстратором, зовут его Юрий Алексеевич Васнецов (показ портрета).

Юрий Алексеевич Васнецов – замечательный художник-сказочник. Его рисунки всегда праздник для маленьких и больших. Родился он в Вятке. Вятский край – удивительный, там много рек, озер, а леса густые и дремучие. Живут в этом крае вятичи – трудолюбивые люди, которые любят и пахать, и сеять, и молоть, и хлеб печь, кашу варить, мастерить, вязать, шить. Но больше всего они любят длинными зимними вечерами из глины лепить игрушки. Да, славится ещё этот край своими глиняными игрушками: барышнями в нарядных платьях, индюками, коняшками, всадниками. Вы узнали эти яркие, красивые, нарядные, весёлые игрушки? Давайте вспомним, как они называются? Правильно, дымковские.

Маленький Юра с детских лет видел, как лепили, расписывали эти игрушки и потом продавали их на ярмарке «Свистуньи». Все дымковские игрушки были звучащими и свистящими и дети, в том числе и Юра, с удовольствием в них свистели. И когда Юрий Алексеевич стал известным художником, он отражал свои детские впечатления в иллюстрациях к русским народным песенкам, потешкам, прибауткам, загадкам, сказкам (показ книг).

Очень часто Юра расписывал стены своей комнаты, печь, на которой он любил спать. Рисовал то большого оленя, то корову в юбке, в красном полушубке, то петуха в сапожках, то курочку в серёжках. А ещё любил лепить, любил с голубями и кроликами возиться, любил мастерить. Однажды смастерил аквариум из стёкол и замазки. И даже сапоги научился шить. Вот какой он трудолюбивый человек был. Мы с вами тоже не будем лениться и разомнём свои руки, корпус и ноги. Готовы?

Динамическая пауза «Ты давай-ка не ленись»

Руку вверх и руку вниз,

Ты давай-ка не ленись!

Взмахи делай чётче, резче,

Тренируй получше плечи.

(Одна рука поднята вверх, другая вниз, делают рывки руками)

Корпус вправо, корпус влево –

Надо спинку нам размять.

Повороты будем делать

И руками помогать.

(повороты корпуса в стороны)

На одной ноге стою,

А другую подогну.

И теперь попеременно

Буду поднимать колени.

(по очереди поднимать согнутые в коленях ноги).

Отдохнули, посвежели

И на место снова сели.

Ребята, давайте вспомним, с каким художником-иллюстратором мы сегодня с вами знакомимся? Юрий Алексеевич Васнецов был трудолюбивый человек, и все звери на его рисунках заняты делом, никто не бездельничает. И сейчас мы в этом убедимся. Посмотрите на эту иллюстрацию.

Показ иллюстрации к потешке «Пошёл котик на торжок»

- Кто здесь изображён? Правильно, котик. А вы хотите узнать, куда он так спешит?

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок.

Пошёл котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

- Посмотрите, как осторожно ступает котик, у него палочка, как у дедушки. Так куда же он так торопится? (к Бореньке)

- А что он ему несёт? (булочку)

- Какая она? (аппетитная, ароматная, вкусная, душистая, большая) Да, действительно, большая булочка, хватит не только Бореньке, но и котику.

- Какое время года изображено на иллюстрации? А как вы определили? Да, действительно, дело происходит зимой – вон как много снега нанесло, все в снегу: избушки, деревья, кусты, забор – красота-то какая! Тем временем хозяйки печи затопили, дым в небо идёт столбом. Мороз какой крепкий, котику пришлось даже валенки обуть и слышите, как снег под валенками поскрипывает!

- Какое время суток изобразил художник на иллюстрации? Как вы догадались, что вечер? Зимой быстро темнеет – вот и горит фонарь, освещая дорогу котику, чтобы он не заблудился, не сбился с пути. Вы только посмотрите, какой необычной формы нарисован фонарь, сейчас на улицах нашего города не встретишь таких фонарей. Такие фонари освещали только вятские улицы. И свет от такого фонаря падает сказочный. А почему сказочный? Вон какие кружочки-снежинки водят вокруг фонаря хороводы!

- А что мы видим вдали? Кто там нарисован? (тетенька и собачка) Почему это тетенька так руками разводит, вверх их подняла? (удивляется коту, да и собачка удивлена – лает).

Какую интересную иллюстрацию придумал и нарисовал художник Юрий Алексеевич Васнецов. Мы поставим её у нас в группе и ещё немножко полюбуемся ею.

Показ иллюстрации к потешке «Дедушка Ежок»

А кто изображён здесь? Эту иллюстрацию художник Васнецов нарисовал вот к какой потешке. Послушайте, пожалуйста.

Дедушка Ежок,

Не ходи на бережок:

Там растаял снежок,

Заливает лужок,

Ты промочишь ножки,

Красные сапожки.

Стихи звучат как предостережение, чтобы дедушка Ежок не ходил на бережок, почему, ребята? Но разве он послушался? Конечно же, нет! Он пошёл на бережок. Но художник Васнецов придумал, как его выручить: нарисовал дедушку Ежа на пеньке, в красных сапожках, а в лапках палочка. Как вы думаете, для чего ему нужна палочка? Он измеряет с её помощью глубину воды. Весной вода разливается везде – это называют половодьем. Но весной солнышко греет, становится тепло, появляются разные цветочки, распускаются вербочки и почки на деревьях. Прилетают птички и вьют гнёзда, видите они в клювах несут веточки. В это время всем очень хочется на берег реки. Кто это там справа лапками разводит? Зайчишки! Не выдержали и тоже прибежали на бережок – удивляются, сколько воды кругом.

Но все радуются! Как вы думаете, ребята, чему радуются звери? Конечно же, они радуются тому, что закончилась лютая, холодная зима и пришла весна! Какого цвета эта иллюстрация? Светло-зеленая, весенняя, как молодая зеленая травка. И какая нарядная вербочка с пушистыми голубоватыми шариками. Вон как красиво рассказал краск5ами художник Васнецов эту потешку. Как много интересных деталей придумал, о которых в потешке и не говорится. Он доставил нам большую радость своей фантазией. (Педагог ставит иллюстрацию рядом с первой).

Полюбуйтесь, какая красивая птица изображена на этой иллюстрации. Скажите, как её зовут?

Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт.

Выше бережка головушку несёт.

Белым крылышком помахивает,

На цветы водичку стряхивает…

Какие сказочные берега с разнообразными цветами нарисовал художник! Расскажите об этих цветах. Какие они? (дает возможность детям высказаться). Да, ребята, цветы и желтые, и алые, и оранжевые, разного цвета, усыпаны беленькими точечками, которые можно сравнить с чем? (с драгоценными камнями). А некоторые цветы, травинки ещё и ягодками-бусинками украшены. Стоят цветы, красуются друг перед другом. В середине листа художник нарисовал голубую речку, а по ней, как самое яркое пятнышко на страничке, красивая, декоративная, тоже украшенная белыми точечками сказочная лебёдушка плывет, крылышком помахивает, на цветы водичку стряхивает, как дождиком поливает.

Эта иллюстрация очень яркая! Художник, рисуя волшебные цветы, вспоминает те, которые он видел в жизни.

Вы устали? Тогда давайте с вами поиграем.

Игра «Заинька, войди в сад»

Заинька, войди в сад,

Серенький, войди в сад.

Зайка, зайка, войди в сад,

Серый, серый, войди в сад!

Заинька, сорви цвет,

Серенький, сорви цвет.

Зайка, зайка, сорви цвет,

Серый, серый, сорви цвет!

Заинька, свей венок,

Серенький, свей венок.

Заинька, попляши,

Серенький, попляши.

Зайка, зайка, попляши.

Серый, серый, попляши!

А сейчас я покажу вам, как этого заиньку нарисовал художник Ю. А. Васнецов.

Показ иллюстрации к потешке «Заинька, войди в сад»

Посмотрите, какой яркий и весёлый сад изображен на иллюстрации. Какие необыкновенные цветы здесь растут. Какие они? (голубенькие, узорчатые, с жёлтыми ягодками). А солнышко какое? (доброе, ласковое, лучистое, желтое, нарядное, украшено пояском из ягодок). А взгляните на заиньку, вы встретите такого зайца в зоопарке? А в лесу? Конечно же, этот заяц особой породы – васнецовской. Ни в лесу, ни в зоопарке такого зайца не встретишь. Его придумал и нарисовал художник-иллюстратор Ю. А. Васнецов. Чтобы заяц был красивым, ему художник надел курточку. Далеко видимо тот сад, где растут эти прекрасные цветы. В такую даль идти, сапоги пришлось надевать зайчишке. Зато, какой красивый букет он нарвал. На что похожи сорванные цветы? (на любимые зайкины кочаны). Вот и радуется, приплясывает заинька среди яркого сказочного сада! Как вы думаете, ребята, а для кого зайка сорвал эти цветы? (своей маме-зайчихе, ведь скоро праздник – день матери).

Какие краски подобрал художник-иллюстратор, изображая эту картину? (зелёную, желтую, голубую, красную). Яркая картина, вызывает восторг и восхищение!

Показ иллюстрации к потешке «Привяжу я козлика…»

Кто изображён на этой иллюстрации? (козлик)

Привяжу я козлика

К белой берёзке,

Привяжу рогатого

К белой берё зке:

Стой, мой козлик,

Стой, не бодайся!

Белая берёзка,

Стой, не качайся!

Расскажите, какая березка? Да, берёзка осенняя, с оранжевой листвой. Все листочки слились в одно большое яркое оранжевое пятно, а по нему художник нарисовал много желтеньких кружочков – это листочки. На самом же краю кроны – по контуру её – нарисованы пояском белые и серые кружочки, которые делают берёзку очень нарядной. Кустики вокруг берёзки тоже украшены необычными листочками-кружочками разной величины. Такие украшения, кружок в кружке, используются в какой росписи? (в дымковской). И солнышко такое же, и тучки – как блинчики!

Берёзка растёт на травушке-муравушке, усыпанной голубенькими незабудками. И как нарядно смотрится беленький козлик, привязанный розовой ленточкой к березе! Вся страничка, какого цвета? Да, зеленовато-желтая, и ярким оранжевым пятном светится берёзка; ослепительно-желтое солнце и белый козлик! Что за сказочная, волшебная иллюстрация!

Ребята, мы с вами рассмотрели иллюстрации, которые нарисовал художник-иллюстратор, как его зовут? (Юрий Алексеевич Васнецов) Посмотрите на них ещё раз. Они необыкновенно нарядные, сказочные, весёлые! Такие же, как вятские дымковские игрушки – яркие, красивые, праздничные. Вот какой красивый, добрый, сказочный мир создал художник Васнецов. Вам понравились эти иллюстрации? Какая иллюстрация понравилась тебе, Данил, а тебе, Влада? (ответы).

Я предлагаю вам выучить потешку к иллюстрации «Дедушка Ежок…».

Итог: поощрение всех детей за активность.

Публикации по теме:

Конспект занятия. Ознакомление с творчеством художника В. М. Васнецова: «Иван-Царевич на сером волке», «Алёнушка» Конспект занятия Ознакомление с творчеством художника В. М. Васнецова Рассматривание репродукций картин «Иван – Царевич на сером волке».

Проект «Путь в страну книг» Цель: развитие свободной творческой личности ребёнка, знакомство детей с жизнью и творчеством детских писателей, закрепление и систематизация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непосредственно образовательная деятельность «Знакомство с творчеством Ю. А. Васнецова»
Опубликовано: 8 февраля 2013 в 21:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Непосредственно образовательная деятельность «Знакомство с творчеством Ю. А. Васнецова»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Усевич в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД