Томилова Ольга
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебные свойства магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Развивать мышление и познавательную активность ребенка в процессе знакомства со свойствами магнита.
Задачи:
1. Формировать представления о магните и его свойствах.
2. Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы. Активизировать в речи детей слова: притягивает, примагничивает, магнитные силы.
3. Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Интеграция образовательных областей:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Старшая группа
- Экспериментирование. Конспекты с опытами
- Темочки
Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды деятельности:
Познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная, двигательная.
Оборудование и материалы:
Видеописьмо из Цветочного городка, коробка с металлическими,пластмассовыми, стеклянными, деревянными предметами, магниты, скрепки, ёмкости с песком, стаканчики с водой, картон, цветная бумага, ножницы, шаблоны божьих коровок.
Ход НОД
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Николаевна. Я работаю в детском саду с такими же ребятами, как вы. Мы с ними большие друзья. Я надеюсь, что и мы с вами будем друзьями. А чтобы нам поближе познакомиться, я предлагаю вам встать в кружок.
«Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Раз, два, три - волшебство скорей приди!»
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Как вы думаете, куда мы сейчас попали (Предположения детей).
Мы оказались в лаборатории Волшебников. Ой, посмотрите, ребята. Что это? (Предложить прочитать читающему ребёнку).
«Видеописьмо для ребят из Цветочного города»
Воспитатель: Оно пришло к нам из Цветочного города. На улице Колокольчиков, в домике, где живут Незнайка и его друзья, случилась неприятная история. Знаменитый механик Винтик и его помощник Шпунтик поссорились. Вы хотите узнать, как это произошло?
Видео
«Здравствуйте, ребята. Меня зовут Винтик, а меня Шпунтик. Я (Винтик) хотел использовать магнит и его волшебные свойства для своих изобретений, а Шпунтик утверждает, что магнит это совершенно бесполезная вещь и пользы от него никакой. А (Шпунтик) какая же польза от этого куска железа? А Винтик)ещё, Незнайка все детали в мастерской перепутал, теперь вместе лежат железные, деревянные, пластмассовые и другие предметы. Вот (Винтик) я и прошу вас, ребята, помочь убедить Шпунтика, что без магнита и его свойств просто не обойтись.
Воспитатель:Что же нам делать? Как помочь маленьким друзьям? Как помирить Винтика и Шпунтика? Как мы можем помочь Винтику исправить ошибку Незнайки, ведь он все детали перемешал (Предположения детей).
Воспитатель: А мы с вами сможем отличить железные детали, от остальных? (Предположения детей).
Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня не только помочь Винтику, но и побыть маленькими исследователями. Проходите в нашу волшебную лабораторию.
Опыт №1
Дети проводят магнитом над предметами, и железные детали притягиваются к магнитам.
Воспитатель: Расскажите, что делали? И что получилось (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а все ли предметы притягивает, примагничивает магнит? Какой вывод можно сделать? У вас на столах лежат схемы. Давайте отметим, что притягивает магнит.
Воспитатель: Ребята, а давайте положим все найденные металлические предметы в коробочку и подарим их Винтику и Шпунтику, уверена, что они обязательно пригодятся маленьким изобретателям.
Воспитатель: А вы хотите узнать, откуда появилось название- магнит?
Слайд №1
Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".
Воспитатель : А теперь попрошу минуту внимания! Я знаю одну историю, которая произошла с Незнайкой. Вы хотите узнать? Как-то раз, когда Незнайка загорал на берегу реки, которую называют Огурцовой рекой, он по рассеянности потерял в песке ключи от своего домика. Как же их найти, посоветуйте Незнайке?
Дети: Можно руками поискать в песке; можно внимательно посмотреть, можно магнитом провести над песком, ключи железные и притянутся.
Воспитатель: Молодцы правильно. А теперь попробуйте сами достать предметы, спрятанные в песке.
Опыт №2
Дети проводят над песком магнитом, и к нему притягиваются железные предметы, спрятанные под песком.
Воспитатель: Расскажите, что вы сделали и что получили?
Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод? (Ответы детей).
Физминутка.
(Выполнение движений под песню «Чунга-чанга).
А как вы думаете, через воду пройдут магнитные силы? Проверьте, используя магнит. Попробуйте достать скрепку из воды.
Опыт №3
Дети проводят магнитом над водой, скрепки, находящиеся на дне, притягиваются к магниту.
Воспитатель: Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось?
Ребё нок: Я провел над стаканом с водой магнитом и скрепка,лежащая в воде притянулась. Значит, магнитные силы проходят через воду.
А пройдут ли магнитные силы через картон? Давайте проверим. Приступайте.
Опыт №4
Дети кладут картон на магнит, на картон кладут железные предметы, двигая магнит, наблюдают за движением железных предметов.
Воспитатель: Давайте ещё раз расскажем, что делали, и что у вас получилось?
Ребё нок: Я провел магнитом под картоном, и железные предметы на нем стали двигаться за магнитом. Значит, магнитные силы действуют и через бумагу.
Воспитатель: Правильно, молодец.
Опыт №5
Воспитатель: Положите скрепку на стол и попробуйте заставить её двигаться, не дотрагиваясь до неё магнитом.
Воспитатель: Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось?
Воспитатель: Вы сегодня были молодцы, активно работали, помогли Незнайке и его друзьям, узнали много нового. Что вам особенно запомнилось.
(Ответы детей).
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам немного побыть волшебниками, согласны? Ребята, скоро растает снег и проснутся первые насекомые. Какие? (Дети перечисляют). Мы попробуем изготовить своими руками божьих коровок и поможем им «проснуться». Давайте пройдём за столы.
Для этого нам нужно обвести и вырезать из картона божьих коровок. Теперь, когда наши божьи коровки готовы, мы при помощи скотча прикрепим их к скрепкам. А теперь положим их на зелёную полянку и «оживим «–поднесём магнит. Что происходит с божьей коровкой? Правильно, она движется.
Кто догадался, почему наши божьи коровки двигаются?
Ребё нок: К божьей коровке прикреплена скрепка, она притягивается к магниту и божья коровка двигается.
Воспитатель: Вы сегодня были молодцы, активно работали, помогли Незнайке и его друзьям, узнали много нового. Что вам особенно запомнилось?
Воспитатель: А какие мы можем сделать выводы?
Магнит притягивает железо.
Магнит действует сквозь бумагу.
Магнит действует сквозь воду.
Магнит действует сквозь песок.
Воспитатель: Какие вы, молодцы, назвали все известные нам свойства магнита, помогли малышам из Цветочного города, теперь Винтик легко убедит Шпунтика, что без магнита и его свойств маленьким изобретателям просто не обойтись. Но как нам сообщить об этом жителям Цветочного городка, ведь так важно, чтобы Винтик и Шпунтик наконец помирились?
Дети: Мы отправим им посылку с металлическими предметами.