Таня Сосонная
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Театр кукол на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дать знания об истории возникновения театра, его традициях. Развивать эстетические чувства детей, пластику рук. Воспитывать интерес к истории своего народа.
Оборудование: кукла Петрушка, иллюстрации из книги Н. Симонович-Ефимова "Записки петрушечника".
Ход:
Вос. : Давным-давно, не 10 и не 100 лет назад, жили-были люди смелые и веселые. Им нравилось народ веселить, на посмешище зло да недостатки всякие выставлять, а добро да смекалку славить. Их звали - скоморохи. Они придумывали разные веселые представления, в которых смеялись над жадностью, глупостью, воровством, трусостью. Главным героем этих представлений был простой веселый смекалистый мужик. Никакого театрального здания, к которым мы с вами привыкли, у скоморохов не было. Они странствовали, переезжали из города в город и давали свои представления на улицах и площадях в дни ярмарок и праздников. (Воспитатель показывает иллюстрации).
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Скоморохи общались со зрителями, вовлекали в свою игру. Скоморохам приходилось быть музыкантами, дрессировщиками, акробатами, жонглерами, актерами. Они хорошо знали скороговорки и могли кого хочешь переговорить.
(Дети повторяют хором или по одному, показывая жесты и движения)
Солнце красное встает,
Всех на ярмарку зовет.
Разливай и квас, и мед,
Веселись честной народ.
Разиня - Федот,
Что стоишь, разинув рот?
Налови нам галок
Целый полушалок!
Рыжий, рыжий, конопатый,
Не ходи у нашей хаты.
Ходи во поле гулять,
Конопушки собирать!
А еще скоморохи в своих представлениях стали использовать куклу. Это - Петрушка! Как вы думаете, ребята, что нужно сделать, чтобы оживить его?
Актеры надевали Петрушку на руку и "оживляли" его при помощи движения кисти и пальцев. В театре тоже есть такие куклы, они называются перчаточными.
Петрушка быстро стал главным героем русских народных кукольных представлений и очень нравился зрителям. Почему? Его одевали в красную рубаху и колпачок с кисочкой. В петрушечных представлениях участвовали два актера: один играл на шарманке, другой, которого называли петрушечником, из-за ширмы показывал кукол (на правой руке был Петрушка, а на левой - другие персонажи). Петрушка так же, как и скоморохи, высмеивал различные недостатки людей. Какие? В конце представления и жадный цыган, обманщик лекарь, и черт были наказаны смелым и веселым Петрушкой.
А сейчас мы посмотрим представление. (Воспитатель с куклой начинает представление).
Собирайся, народ!
К вам Петрушка идет.
На голове колпак,
В кармане медный пятак.
Я сейчас веселье затею
И от улыбок ваших разбогатею!
Вос. : А вы хотите сами попробовать его "оживить"? (Дети сами проговаривают знакомые скороговорки).
Петрушка: Ну, ребятишки, девчонки и мальчишки, мое вам почтение, расстаемся с вами до следующего представления.
Вос. : Ребята, скажите Петрушке "до свидания", нам пора возвращаться. После такого знакомства вы еще раз захотите увидеть его, а он с удовольствием придет к вам в гости. А сейчас скажите, что больше всего запомнилось и понравилось вам.