Людмила Хомутинина
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Семья и семейные ценности»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Содержательно-целевой компонент:
Программное содержание:
Тип занятия: Познавательное и речевое развитие (Семья и семейные ценности)
Цель: формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка, актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Семья и семейные ценности“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
*Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье.
*Закреплять умение работать в коллективе.
*Учить детей мыслить самостоятельно;
Развивающие :
*Развивать изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
*Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Воспитывающие:
*Воспитывать любовь к родному дому, семье; уважительное отношение друг к другу, умение слушать друг друга.
*Побуждать детей к добрым делам для семьи, родного дома.
Интеграция в целостный образовательный процесс: «Познавательное развитие»,
«Социально – коммуникативное и речевое развитие», «Физическое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»
II. Организационно - деятельностный компонент
Материал и оборудование:
Демонстрационный: видео-зарисовки, иллюстрации с изображением семьи, семейное древо, иллюстрации подковы
Оборудование:
Раздаточный: стаканчики с водой (по количеству детей, заготовки подковы, кисточки (по количеству детей, салфетки, гуашь, и баночки для воды.
Подготовка к НОД: размещение атрибутов к занятию в групповом помещении,
настройка аппаратуры (подключение ноутбука к телевизору)
Формы организации НОД: индивидуальная, фронтальная.
Методы и приемы обучения:
наглядные: показ, демонстрация; появление на экране игрового персонажа
«Листочка»
словесные: беседа с детьми, рассказ воспитателя, инструкция, пояснения, объяснения,
познавательные вопросы, словесные отчеты детей, поощрение «Молодец»;
практические: опыты, предметно-практические и умственные действия, сравнение,
классификация, обобщение;
игровые: подвижная игра. сюрпризный момент.
III. Эмоционально - мотивационный компонент: способы мотивации учебно-познавательной деятельности (заинтересовывающий момент).
IV. Результативно-оценочный компонент: Вопросы по обобщению пройденного
материала, оценка участия и достижений детей в НОД.
Список используемой литературы:
1. Е. П. Горошилова, Е. В. Шлык Опытно-экспериментальная деятельность
дошкольников. Перспективное планирование: вторая младшая, средняя, старшая,
подготовительная к школе группы. Детство-Пресс. ФГОС.
2. Н. М. Зубкова Воз и Маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3
до 7лет. Речь 2006г.
Этапы содержания НОД
Структурный компонент Действия воспитателя Действия детей
I. Эмоционально - мотивационный компонент
Вводная часть:
мотивация,
установка на
предстоящую
деятельность
2 минуты Воспитатель сообщает детям
о начале занятия, создает
положительный эмоциональный
настрой, развивает
мыслительную и речевую
деятельность.
Вводная часть.
Воспитатель обращается к
детям: Ребята, вот и наступило время радостной встречи! Посмотрите, как много к нам пришло гостей, давайте поприветствуем их доброй улыбкой.
Дети, присаживайтесь
(Игровая ситуация «В окошко прилетел листочек»)
Включается экран: (на экране
появляется персонаж)
Слайд 1
Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам прилетел на окно вот этот красивый листочек, но он непростой! Посмотрите на него, что вы увидели?
Слайд 1
Воспитатель: Хотите, я вам записку прочитаю?
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас друзья?
Ваша дружная ….
Формирование
установки
мотивационно целевой базы.
Здравствуйте гости!
Дети здороваются
Дети сидят, перед
ними экран
Ответы детей.
Дети: Семья
II. Организационно - деятельностный компонент
Основная часть
(10 минут) Слайд 2
Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим о самом главном, о самом дорогом, что есть у человека – о семье.
Слайд 4
Воспитатель. - Ребята, посмотрите, что у нас на экране?
Это ребус (цифра 7 и буква Я). Какое слово здесь спряталось?
Воспитатель. Давайте вместе произнесем это слово. «Семья».
Воспитатель: Что такое семья? Как вы думаете?
Воспитатель: Семья – это место где близкие и родные всегда нас любят и ждут.
Слайд 5
Воспитатель А кто входит в состав семи, мы узнаем, добавив слово:
Перед сном надев пижаму,
Почитать мы просим …
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить,
Все вы знаете ребята,
Это наш любимый …
Ароматное варенье, пироги на угощенье,
Вкусное оладушки, от любимой …
Он трудился, не от скуки
У него в мозолях руки.
А теперь он стар и сед
Это наш любимый …
Кто любит меня и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка.
Моя старшая …
Кто веселый карапузик
Шустро ползает на пузе,
Удивительный мальчишка
Мой родной младший …
Воспитатель: Так как же называются члены семьи?
Воспитатель: Семьи бывают разные : есть большие семьи, когда есть мама, папа, и несколько детей, а есть маленькие, например мама и ребенок. Но самое главное, чтобы в семье заботились друг о друге, помогали и, конечно же, любили.
Воспитатель :- Посмотрите на эти картинки внимательно.
Воспитатель - Что изображено на картинах?
- Почему вы решили, что это старинная и современная семья?
- Кто изображен на фотографии?
-Масштабы семьи?
- Почему вы думаете, что это семья, которая жила в старину?
Воспитатель. Раньше все жили одной большой семьёй в одном доме, а сейчас в разных квартирах, домах, городах и т. д.
Воспитатель: Ребята, а как члены семьи относятся друг другу?
Воспитатель: Правильно, в семье все любят друг друга. И называют друг друга ласково.
Воспитатель У меня есть волшебный мяч. Я буду называть членов семьи, а вы будете называть их ласково.
Дочь –
Сын –
Папа –
Мама –
Дед –
Бабушка –
Сестра –
Брат —
Внук –
Внучка –
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, у нас сегодня в группе находиться фотовыставка. На фотографиях мы видим членов ваших семей. Кто–то хочет рассказать о своей семье?
Рассказ о семье по фотографии.
(Древо)
Воспитатель: Какие вы молодцы! Какие интересные рассказы о семье у вас получились! А теперь немного отдохнем.
Воспитатель: А сейчас наша дружная семья налепит пельмешки. Внимание на экран (Физминутка)
Воспитатель: (Игра с кубиком) Приглашаю вас к столу. У нас здесь кубик, на гранях которого изображены картинки, обозначающие членов семьи. Это родные и дорогие вам люди. А какие же они, родные и дорогие нам люди? Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д. О ком будете рассказывать узнаем при помощи кубика.
Мама (какая) —терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
Папа — строгий, умный, сильный:
Бабушка — старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:
Дедушка — старый, мудрый, седой:
Сестра — весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:
Брат — сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший.
Воспитатель: это всё семейные ценности, которые мы должны ценить, дорожить.
Дети: Семья.
Дети: ответы детей (рассуждения)
Дети (маму)
Дети (папа)
Дети (бабушки)
Дети (дед)
Дети (сестренка).
Дети (братишка).
Ответы детей
Дети: Семья
ответы и рассуждения детей
Дети: Любят друг друга, уважают, помогают
Ответы детей:
доченька, дочурка
сынок, сыночек
папочка, папуля
мамочка, мамуля.
дедушка, дедуля
бабуля, бабулечка.
Сестренка
Братишка
Внучок
Внученька
Рассказы детей
Ответы детей
III. Результативно-оценочный компонент
Заключительная
часть: изготовление оберега Слайд 6
Воспитатель:
- А еще, ребята, раньше в каждом доме был оберег - в виде подковы. (воспитатель показывает детям на интерактивной доске оберег - подкову).
- Считалось, что подкова приносит в дом счастье, благополучие. Да и сейчас в некоторых семьях есть такой оберег.
- А не хотите ли вы сделать такой оберег для своей семьи?
Воспитатель предлагает сесть за стол. Показывает образец оберега (заготовки из соленого текста) и предлагает раскрасить подкову.
- Предлагаю украсить свои обереги - подковы на счастье в свой дом.
Музыкальное сопровождение.
Воспитатель О чем мы говорили?
Какие семейные ценности вы запомнили?
Продуктивная деятельность. Помощь, поощрения детей, индивидуальная работа. И беседа – подведение итогов
-Мне хотелось узнать, что вам больше всего сегодня запомнилось? Что понравилось? Что вы сможете рассказать своим родителям? Какие слова вы ба хотели сказать своей семье при встрече?
Воспитатель: вы свои подковы повесьте дома над входной дверью, чтобы в вашем доме было счастье и добро.
Воспитатель: Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая, любящая, крепкая семья! Будьте здоровы и счастливы! Берегите свои семьи!
Спасибо дети. Предлагаю попрощаться
Дети: Да, хотим
Ответы детей