Любовь Изюмская
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с элементами методики Савенкова «Магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с элементами методики Савенкова А. И.
Тема исследования: «Магнит»
Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование и исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные
1. Формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с элементами методики Савенкова „Магнит“» размещена в разделах
2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).
3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».
Развивающие
1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.
2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.
Воспитательные
1. Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным словом по теме «Магнит».
2. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.
3. Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.
Оборудование:
•Презентация. Магнитная доска. Карточки с методами исследования. Магниты (по количеству детей) и предметы из разных материалов (бумажку, деревянную зубочистку, железную скрепку, камень, стеклянный шарик, крышку, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, монеты).
• Шапочки красного и синего цвета. Песок, ложки
•
Ход деятельности.
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями и поприветствуем друг друга.
«Доброе утро!»
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Скажите, вы любите сказки? Я хочу рассказать вам одну интересную историю: в старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой – притягивать к себе некоторые предметы.
Неподалеку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь по имени Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей.
Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте еще ни разу не был – возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает…
Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернется.
Но как ни был Магнитолик силен и отважен, гора все равно притянула его к себе.
Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от нее освободиться и освободил всех рыцарей.
- Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?
Показываю магнит.
Воспитатель -“Вот перед вами обычный магнит,
Много секретов в себе он хранит”.
Воспитатель: А что такое магнит? (ответы детей)
Ребята, а вам хочется узнать все секреты этого чудо-камня? (ответы детей)
- Тогда давайте отправимся в лабораторию. Мы с вами сегодня будем учеными. А кто такие учёные (это люди, которые что-то изучают, узнают новое)
Воспитатель: Я буду главный ученый-исследователь (надеваю белый халат) а вы будите моими помощниками. И вам я тоже приготовила специальные шапочки для работы в лаборатории. С этого момента мы с вами становимся коллегами и сотрудниками исследовательской лаборатории. Согласны?
Воспитатель -Уважаемые коллеги я хочу ознакомить вас с планом работы на сегодя. (подводит к доске с картинками методов исследования)
Воспитатель -Все вы знаете что во время исследования нужно соблюдать последовательность, что бы узнать все все. Что бы ничего не забыть нам помогут эти карточки с символическим изображением методов исследования. Их будет несколько. Ознакомимся с ними: (краткое знакомство с методами)
Воспитатель -Коллеги, вы готовы приступить к исследованию магнита (ответы детей)
1. Подумать самостоятельно.
(дети исследуют, рассказывают,
Воспитатель- ребята давайте попытаемся вспомнить где мы встречаем магнит и какими качествами (свойствами) он обладает.
(ответы и рассуждение детей)
-вы правы.
Слайд (где используются магниты в быту в жизни)
Воспитатель -Сейчас мы с вами как настоящие учёные сделаем заметки в необычной книге. Прошу вас занять рабочие места свое место вы узнаете по цвету, который совпадает с цветом на вашем бейджике.
(дети сели за стол с книгами юных исследователей ПРОВЕРИТЬ ОСАНКУ).
Воспитатель -Откройте свои научные книги, в левом верхнем углу вы найдете конверт со значком «Подумай сам» достаем содержимое конверта и рисуем предмет в работе которого используется магнит (музыка)
Воспитатель -Молодцы. Отложите книги в сторону и мы приступаем ко второму методу исследования.
Метод № 2 Обратиться к интернету.
Видео о полюсах магнита.
Воспитатель: мы узнали что то новое о магнитах? (ответы детей)
Воспитатель: Данную информацию нужно проверить! Ребята возьмите свои магниты (раздаю по магинту, найдите себе пару, и попробуйте соединить их вместе, сначала разными полюсами (цветами, а затем одинаковыми, что получиться?
Воспитатель: Откладываем магнит в сторону. Исследователи это важная информация, что одинаковые полюса магнита отталкиваются. А разные - притягиваются.
Теперь полученную информацию нужно добавить в нашу книгу. Открываем книгу и находим в правом верхнем углу конверт со значком посмотри по телевизору.
Достанем содержимое и стрелочками соединяем магниты полюса которых расположены друг к другу таким образом что бы магниты притянулись. Синий к красному. Будьте внимательны. (музыка)
Воспитатель: Закрывайте книгу. Коллеги мы уже так много узнали и сейчас я предлогаю вам поиграть, выходите ко мне. У каждого из вас на голове шапочка, такого цвета как полюса у магнитов. Когда звучит музыка вы спокойно передвигаетесь между друг другом, как только музыка остановилась вы должны найти себе пару так, чтобы разные полюса притянулись. Итак, начнём. (музыка)
Воспитатель: молодцы.
Воспитатель: А сейчас настало время следующего этапа нашего исследования
Понаблюдать и провести эксперимент.
Приглашаю вас пройти в лабораторию.
Воспитатель: Напоминаю, что свои рабочее место мы находим по цвету вашего бейджика. (дети расходятся по своим рабочим местам).
Воспитатель:Все на своих местах?
Воспитатель: Коллеги мы уже с вами вспомнили, что магнит, обладает свойством притягивать предметы. Верно?
Воспитатель: Сейчас мы проведем научный эксперемент и узнаем сможет ли магнит притянуть предметы спрятанные в песок?
Перед вами на подносах лежат различные предметы, но они скрыты под песком,давайте попробуем достать их с помощью магнита.
Воспитатель: Проведите магнитом над песком и понаблюдайте, что произойдёт.
Дети достают из песка с помощью магнита : прищепку, болтик, шайбу, скрепку. Ответы детей
Воспитатель: Ну что юнные исследователи как вы думаете, это нужная информация, что магнит притянул предметы, находившиеся под слоем песка. Сила магнита действует через песок. Это важно запомнить!
Воспитатель: Какие предметы притянул магнит? Перечислите их.
Воспитатель: посмотрите внимательно и ответьте из какого материала эти предметы?
(ответы детей)
Воспитатель: Как их можно назвать? Они какие? (металлические).
Воспитатель: Тогда почему магнит притянул прищепку, если она пластмассовая?
Дети: В прищепке есть металлическая деталь, которая притянулась к магниту.
Воспитатель: а теперь давайте возьмём ложки и проверим какие предметы еще остались в песке. (дети берут ложки и находят остальные предметы).
Воспитатель: Из чего сделаны предметы, которые не притянул магнит?
Дети: из дерева, пластмассы, бумаги и резины.
Воспитатель: Запомните, это важно: магнит притягивает только металлические предметы. Нужно информацию разместить в нашу книгу?
Проходите за свои рабочие места и открывайте книгу.
В левом нижнем углу расположен конверт синего цвета, открываем его и достаем содержимое. Что же у нас внутри? (ответы детей) правильно это предметы которые мы нашли достали из песка. Нам нужно вспомнить какие предметы притягивал магнит и разделить их. Те что притягивал мы прикладываем к магниту, но не забываем что сила магнита действует через песок. Именно по этому мы накроем наш магнит кучкой песка и проверим примагнитятся ли металлические предметы через него. расположенному в центре нашей книги, а те что не притягиваются мы уберем в кармашек обратно. Справились?
Воспитатель: Помните мы начали нашу встречу с легенды про храброго рыцаря Магнитолика, а как вы думаете, какой способ нашел Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы? (снял доспехи, сделанные из железа). Молодцы!
Коллеги настало время заканчивать наше исследование, но для этого нам нужно подвести итоги и вспомнить что же мы узнали о магните. В этом нам поможет наша книга в которой мы делали заметки и записи.
- Кто может выступить с докладом?
(ребенок выступает с докладом, используя таблицу с зарисовками своих выводов.
Воспитатель: Остальные исследователи возьмут с собой свои научные книги и выступят с докладами перед родителями друзьями.
Воспитатель: За активное участие в исследовании вам вручаются дипломы и почетное звание «Маленький исследователь».