Ирина Метелкина
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие колокольчика» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ КОЛОКОЛЬЧИКА»
Форма проведения: НОД
Место проведения: старшая группа
Цель: познакомить детей с историей возникновения колокола.
Программные задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с историей возникновения колоколов и их назначением.
- расширять словарный запас детей
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Путешествие колокольчика“ в старшей группе» размещена в разделах
- формировать умения рисовать ватной палочкой;
Развивающие :
-развивать интерес к историческому прошлому.
- развивать память, речь, образное и логическое мышление.
- развивать творческие способности, воображение и фантазию детей.
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь к родному краю, истории своего народа.
- воспитывать в детях нравственные чувства.
-воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.
Методы и приё мы:
Словесные:беседа, вопросы поискового характера, рассказ воспитателя,пояснение, поощрение.
Наглядные: мультимедиа – презентация, рассматривание картин.
Практические: рисование гуашевыми красками.
Игровые: физминутка, пальчиковая гимнастика, отстукивание ритма
Словарная работа: активизировать в речи детей слова «звонарь», «колокольня», обогащать словарь детей словами «Царь - колокол», «собор», «набат», «праздничный звон».
Оборудование и материалы: мультимедиа: презентация, колокольчики разного размера и вида,салфетка, магнитофон, фонограмма колокольных звонов (благовест, набат).
Структура, методические приемы НОД.
Вводная часть:
-вопросы, отгадывание загадки.
Основная часть:
-рассказ воспитателя, с показом мультимедиа
-вопросы, побуждающие к рассуждениям.
-пояснения к работе.
Практическая часть:
-работа с гуашевыми красками и ватными палочками.
Заключительная часть:
-общий анализ работы,
- организация выставки детских работ.
Ход ЗАНЯТИЯ.
-Ребята, скажите пожалуйста, как вы думаете цветы умеют разговаривать?
-А я вот слышала другое. Попробуйте догадаться о каком цветке идё т речь: дин –дон, дин –дон! Раздается в поле звон.
Дин – дон, дин – дон! Как красив и нежен он!
(показ слайда колокольчик)
-ну конечно же это всеми любимый колокольчик. (рассматривание на экране)
- а скажите какой музыкальный инструмент похож на этот цветок?
- а вот подумайте, и скажите, чем похожи друг на друга цветок и музыкальный инструмент?
-а хотите я расскажу вам одну старинную легенду про колокольчик?
Тогда слушайте. Много- много лет тому назад заболел один старец. Пошёл он в лес за целебными травами, устал, прилёг на траву и заснул. и сквозь сон он услышал удивительный звон. Старец почувствовал, что от этого звона болезнь куда –то стала исчезать и он начинает выздоравливать. Когда же старец открыл глаза, то он увидел, что возле самого его уха качается знакомый цветок – колокольчик. И старец решил, что именно голос этого цветка помог ему выздороветь. И когда старец вернулся в город он сделал из металла колокольчик, который имел форму этого цветка. Так и получился первый музыкальный колокольчик. И с тех пор и считается что колокольный звон исцеляет людей.
Сейчас, ребята существует огромное количество разных колоколов, как маленьких, так и больших. И даже существует музей колокольчиков. (показ слайда музея)
Давайте и мы заглянем в одну из комнат этого музея. Но, ребята, я хочу напомнить вам, что в музее ведут себя спокойно и руками экспонаты не трогают, а только смотрят.
(открывается салфетка, на столе много разных видов колокольчиков).
Посмотрите какое разнообразие колокольчиков, привозили их из разных городов и стран, и каждый из них отличается формой и каждый звучит по-своему. (показ звучания нескольких).
Здесь мы с вами видим множество маленьких колокольчиков, но есть ребята в мире самый большой колокол его высота с 1 этажный дом и весит он как 40 слонов, вместе взятых называется такой колокол «ЦАРЬ – КОЛОКОЛ» (показ слайда). и стоит он в Московском кремле.
Он никогда не звонил. Как вы думаете почему?
Да потому что при пожаре в Москве от него отвалился кусок и звонить он не может. вот стоит он теперь на площади как памятник, и все на него любуются и фотографируются около него.
Вот сколько разных колоколов мы с вами увидели
-ребята, вы ничего не слышите? А мне кажется что один из колокольчиков нам о чем –то говорит. Давайте вместе послушаем. (воспитатель звенит в колокольчик и все прислушиваются)
Да он же приглашает нас в путешествие.
Вы хотите отправится в путешествие? Тогда в путь.
(проводится физминутка)
Мы идём цветущими лугами
И цветов букеты собираем
Где –то за высокими горами
Ручеёк по камушкам пройдём
Если встретятся овраги,мы овраги обойдём
Если встретятся коряги,под корягой проползём
И дружно дальше мы пойдём.
(дети садятся на места и открывается слайд с картинками старого города).
-посмотрите ребята колокольчик привел нас к стенам старинного города. Так выглядела наша Кострома много – много лет назад.
Что вы видите?
Какие строения вы видите?
А для чего нужны были такие высокие стены?
Да ребята крепость и высокие стены защищали наш город и деревянные дома –назывались раньше избами, от нападения врагов.
А на самом высоком месте в городе строили церковь и называли её «СОБОР». (хоровое повторение)
Как вы думаете почему так называли эту церковь?
Да потому –что он собирал всех людей на собрание.
А рядом с собором строили особую высокую башню на которой развешивали один или несколько колоколов.
А как вы думаете как могла называться такая башня?
Конечно это колокольня. (хоровое повторение)
А вы видели колокольни в нашем городе? (показ слайда)
Вы, наверное, обратили внимание, что колокола сами по себе звучать не будут. Ими управляет специально обученный человек – его называют «ЗВОНАРЬ» (хоровое повторение) (показ слайда).
Как выдумаете от какого слова произошло это название? - звонарь?
У каждого звонаря должно быть очень хорошее чувство ритма. Давайте и мы проверим сможем ли мы стать звонарями.
Повторяйте за мной.
Я иду Иду, иду звонаря себе ищу
Ты играй, не отставай
Точно ритм передавай. (дети повторяют несколько видов ритма за воспитателем)
Колокольный звон, ребята сопровождал жизнь человека постоянно. ведь в те далекие времена не было ни ТВ, ни радио, ни тем более компьютера и телефона.. На колокольный звон шёл заблудившийся путник.
А ещё Колокола созывали людей не только на собрания, но и предупреждали об опасности, о нападении врагов, и даже о пожаре. По его звону можно было определить настроение.
Давайте и мы с вами послушаем колокольный звон и определим его настроение.
(слушание записи праздничного колокольного звона)
Ребята, скажите какое настроение вызвал у вас этот звон?
Да, ребята, этот звон называется праздничный звон (хоровое повторение) и звал он людей вместе отпраздновать какой-то праздник.
-А теперь давайте послушаем другой звон. (звучит запись набата)
-Что вы представили себе слушая этот звон?
-какое настроение вызывает этот звон?
-Этот звон, ребята, называется НАБАТ (хоровое повторение) и, он предупреждал всех людей об опасности.
-ребята, а как вы думаете колокола чем-то отличались друг от друга? А чем?
-каждый колокол отличался не только звоном и размером, но и орнаментом или рисунком на колоколе. (показ слайда)
Чаще всего на колокола наносили веточку виноградной лозы -символ плодородия, веточку дерева или животных.
Орнаменты на колокольчиках и колоколах придумывали и создавали тоже специальные мастера. (показ слайда)
-а вы хотели бы побывать такими мастерами?
Тогда занимайте свои места и украсьте свои колокола.
Вы можете выбрать любой из предложенных мною рисунков (образцы вывешены на доске, а можете сделать свой- особенный.
Рисовать мы будем необычным способом с помощью ватной палочки. Один конец палочки мы будем макать в зелёную краску, а перевернув палочку другим концом мы возьмем краску другого цвета. Делать мы будем аккуратно не торопясь. (воспитатель в ходе работы помогает детям, поощряет их работу)
Молодцы, ребята из вас получились настоящие мастера колоколов.
Но нам пора возвращаться из нашего небольшого путешествия.
Давайте встанем и закроем все свои глазки,
на носочки поднимитесь и два раза повернитесь.
Вот мы с вами и очутились в детском саду.
Вам понравилось наше путешествие?
А что вам больше всего запомнилось?