татьяна ненаших
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «История маленькой пуговицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Ручеёк» общеразвивающего вида 2 категории с художественно-эстетическим направлением с. Улёты муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края
Конспект
НЕПОСРЕДСТВЕННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «ИСТОРИЯ МАЛЕНЬКОЙ ПУГОВИЦЫ»
Разработала: воспитатель Ненаших Т. И.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „История маленькой пуговицы“» размещена в разделах
Цель: формировать у детей представления о предметах окружающего мира; расширять кругозор с помощью познавательно-исследовательской деятельности.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Задачи:
Познавательное развитие :
Познакомить детей с историей происхождения пуговицы;
Формировать представления о многообразии видов пуговиц, назначении и пользе, роли пуговиц в жизни человека.
Закрепить умение классифицировать пуговицы по определенным признакам (форма, размер, цвет, материал).
Развивать любознательность и мыслительную активность;
Развивать мелкую моторику.
Речевое развитие :
Расширять и активизировать словарь детей;
Способствовать развитию речевой активности детей.
Закреплять умение в образовании прилагательных от имен существительных.
Развивать монологическую и диалогическую форму речи детей, речевое творчество.
Учить детей аргументировать свои ответы, делать выводы.
Продолжать учить детей составлять небольшие творческие описательные рассказы по аналогии, строить их в соответствии с логикой повествования.
Художественно-эстетическое развитие :
Формировать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
Развивать конструкторские способности детей.
Социально-коммуникативное развитие :
Воспитывать стремление к дружеским взаимоотношениям, уважение друг к другу;
Формировать умение общаться в процессе совместной деятельности.
Новые слова: фибула, дизайнер, солдатский мундир.
Методы и приемы: организационный момент, создание проблемной ситуации, игровой метод, вопросы поискового характера, рассматривание слайдов презентации, практический метод.
Оборудование: мультимедийная аппаратура, экран, ноутбук, аудио запись, различные пуговицы, нитки, шаблоны костюма на каждого ребенка.
Предварительная работа:
1. Дидактические игры на развитие сенсорных способностей: «Чудесный мешочек», «Что изменилось».
2. Выкладывание из пуговиц мозаичных изображений.
3. Рассматривание предметов одежды.
Планируемые результаты (целевые ориентиры) :
1. Проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, придумывает объяснение, делает выводы.
2. Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, строить речевые высказывания в ситуации общения.
3. Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.
4. Обладает установкой положительного отношения к разным видам труда, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в ходе совместной деятельности.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
1. Организационный момент:
-Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. (Дети встают в круг, произносят слова приветствия и выполняют соответствующие движения).
-Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем:
И ладошки, и сердца!
Пусть тепло на свете будет!
Улыбаются пусть люди!
Мир пусть будет без конца!
-Настроение наше улучшилось, добрые наши сердечки стали еще добрее. Сегодня мы будем как всегда добры и внимательны друг к другу.
2. Проблемная ситуация:
-Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их. (Дети здороваются).
По такому случаю я сегодня надела новую блузку.
- Вам нравиться? (да).
-Ой, какое несчастье, у меня на новой блузке оторвалась пуговица! Что же мне делать ребята? (О. Д. : пришить другую пуговицу, закрепить на булавку, завязать шнурком, зашить ниткой).
-Спасибо за ваши советы, вы такие добрые.
- Ребята, а вообще, для чего человеку нужна пуговица? (О. Д.)
- Значит пуговица – это что? (О. Д. – застёжка для одежды)
- А какие вы ещё знаете застёжки? (О. Д. – кнопки, замочки, липучки, крючки, булавки, шнурки).
- Хорошо, давайте я попробую то, что вы мне предложили. (Пробует предложенные детьми варианты. Рассуждают. Делают вывод.)
- Знаете, как-то не очень красиво и не очень удобно, а булавкой даже опасно – можно уколоться. Все-таки я лучше попозже пришью пуговицу. Вот видите такая маленькая пуговичка, а какая она оказывается нужная вещь.
- Интересно, а всегда ли человек пользовался пуговицами. Мы с вами уже знаем историю появления народной игрушки, историю изобретения домов, бытовой техники и других, очень важных для нас вещей и предметов.
А хотели бы вы узнать, есть ли история у нашей маленькой пуговички? (О. Д.)
-Тогда нам с вами надо отправиться в прошлое. Только вот как мы туда попадем? (О. Д. – дети предлагают разные варианты)
- А я думаю, что попасть в прошлое нам поможет машина времени. (Показывает детям «свое изобретение»).
- Садитесь на стульчики, закрывайте глазки.
Слайд 2.
Готовы? Включаю! (Воспитатель «заводит» машину времени. Звучит музыка).
3. Основная часть. Беседа «Что вы знаете о пуговицах?» (Показ презентации «История маленькой пуговицы»).
Слайд 3.
- Ребята, откройте глазки, посмотрите мы попали с вами в прошлое. Перед нами пещера древних людей. Но вы их не бойтесь. Они очень заняты и поэтому нас не видят. Интересно, чем они занимаются? (О. Д. – рассказывают о содержании картинки, воспитатель задает наводящие вопросы, если в этом есть необходимость)
- Правильно ребята, люди делают себе одежду. А из чего они ее делают? (О. Д. Из шкур убитых на охоте животных)
- Как вы думаете, удобно было ходить в такой одежде? (О. Д.)
- Почему? (О. Д.)
Слайд 4.
- Правильно ребята, в древние времена люди делали себе одежду из шкур животных, набрасывали шкуру на плечи и обматывали её вокруг пояса. Это было очень неудобно, одежда распахивалась, затрудняла движения.
Слайд 5.
- Поэтому, для застёгивания одежды люди стали использовать кости животных и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки.
Слайд 6.
Но шли века и люди научились прясть шерсть, делать ткань, шить из неё одежду. Изменились и застежки. К одежде стали прикреплять просверленные камешки, куски дерева на которые набрасывали петли.
- Ребята, вы хотели бы, чтобы на вашей одежде были такие пуговицы? (О. Д.)
Почему? (О. Д.)
Конечно, такие пуговицы не очень красивые и не очень удобные, но других в то время не было.
Слайд 7.
Ребята, а вот древним грекам и римлянам застежками служили не пуговицы, а фибулы. Давайте запомним это новое слово - ФИБУЛА. (Повторяют 2.3 человека индивидуально) Фибулы были похожи на английские булавки. Кроме того, они служили еще и украшениями, являясь признаками богатства. Считалось, что чем больше на одежде фибул, тем богаче человек.
- Ребята, давайте встанем в круг и посмотрим, кто из нас самый богатый. (Дети встают в круг)
- Что бы узнать кто самый богатый, что будем делать? (О. Д.)
- Правильно, мы будем считать пуговицы на своей одежде. У кого их больше, тот и богаче.
Игра «Самый богатый на пуговицы».
(Дети считают количество пуговиц на одежде и определяют у кого их больше).
- Ребята, посмотрите внимательно. А у мальчиков и девочек пуговицы пришиты одинаково? (Дети рассматривают, ищут ответ на вопрос)
-Ребята, у девочек с какой стороны пришиты пуговицы? (О. Д.)
- А петельки, с какой стороны? (О. Д.)
- А у мальчиков? (О. Д.)
- Ребята, правило пришивания пуговиц на мужской и женской одежде тоже пришло к нам из прошлого. В стародавние времена богатых женщин одевали служанки, и чтобы им было удобнее застегивать, пуговицы пришивали слева, а мужчины всегда одевались сами, даже самый богатый, а самому легче застегивать пуговицы, находящиеся с права.
- А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Пуговка».
Дети, стоя в кругу, берутся за руки. Выбирается один ребенок – пуговка. Ребенок-пуговка стоит в центре круга. Дети начинают ходить по кругу со словами:
Пуговка, ты пуговка
Маленькие ножки
Захотела убежать
По прямой дорожке
Мы тебя сейчас поймаем
И на место пришиваем.
По сигналу дети останавливаются и делают «воротики» из рук «пуговка» бегает через воротики, забегает в круг и выбегает из него. По сигналу воротики закрываются, дети опускают руки и стараются не выпустить пуговку из круга. Если пуговка осталась в кругу, значит ее поймали и пришили. Повторить 2 раза. После игры дети садятся на стульчики.)
Слайд 8.
- Ребята, а вот на Руси наиболее распространенными были металлические пуговицы шарообразной или удлиненной формы с круглой петлей.
Слайд 9.
- Пуговицы в те далёкие времена были очень дорогой и модной вещью,
на одеждах богатых людей они были настоящим украшением из золота, серебра, драгоценных камней. Такие пуговицы стоили дороже, чем само платье. Вам нравятся такие пуговицы? (О. Д.)
- А если бы у вас была такая красивая пуговица, кому бы вы ее подарили? (О. Д. Воспитатель поощряет добрые намерения детей, их желание сделать кому-то приятное)
Слайд 10.
- Ребята, когда-то очень давно, наш русский царь Петр 1 велел нашить на рукава мундира своих солдат пуговицы. Ребята мундир – это форменная одежда солдат, или форма. Это еще одно новое слово, которое нам нужно запомнить – мундир. Как называлась форма солдат? (О. Д. – мундир.)
- Причем пуговиц на рукавах мундира было достаточно много.
Как вы думаете, зачем? (О. Д. – разные предположения)
- Проведите, рукой по лицу, вот так. (Показывает)
- Если у вас на рукаве будет много пуговиц, что случится?
(О. Д. – можно поцарапаться, пораниться)
- Конечно, вы правы. Но на самом деле, это делали для того, чтобы привить солдатам хорошие манеры. Раньше, после еды солдаты вытирали рот рукавом мундира. Чтобы отучить их от такой дурной привычки на рукава мундира пришивали пуговицы.
- Ребята, а как выдумаете, почему пуговицу так назвали - «ПУГОВИЦА»?
(О. Д. – высказывают разные предположения)
Слайд 11.
- Послушайте, что я вам расскажу. Когда-то простые люди верили, что украшенные узорами пуговицы отгоняют злых духов, и выполняют роль оберегов, поэтому их и назвали пуговицами - от слова «ПУГАТЬ».
Круги означали солнце, а пятиконечная звезда-символ плодородия. До сих пор найти пуговицу считается хорошей приметой. А вот если вы застегнули «не на ту» пуговку, пропустили одну или начали не стой, надо непременно расстегнуть весь ряд и застегнуть заново, иначе будут неприятности.
Слайд 12.
Посмотрите и на эти пуговицы, они тоже украшены узорами. Как вы думаете, из чего они сделаны? (О. Д. – дерево, кости животных, камни)
- Очень давно эти пуговицы были застежками на одежде человека, а сейчас они хранятся в музее.
Слайд 13.
- Ребята, посмотрите внимательно, как вы думаете, на что похожи эти пуговицы? (О. Д. – на картины)
- Да, эти пуговицы - настоящие произведения искусства.
- Что на них изображено? (О. Д.)
Да, художники расписывали пуговицы, как картины, изображая на них людей, животных, насекомых. Многие из них тоже сейчас хранятся в музее.
- Как вы думаете, легко ли нарисовать на маленькой пуговице картину : портрет, пейзаж или что-то другое? (О. Д.)
- Да, ребята, это сложная и очень тонкая работа. Ей занимались настоящие мастера-художники. Сейчас таких мастеров называют дизайнерами. Запомните, это новое для вас слово – ДИЗАЙНЕР. Как называются мастера изготовления пуговиц? (Предложить повторить индивидуально нескольких детей).
Ребята, но одно дело придумать и изготовить пуговицу, другое дело правильно подобрать ее к одежде.
Игра «Подбери пуговицу» (Дети подходят к столу, на котором силуэты разной одежды - мужской, женской, а также разнообразные пуговицы, вырезанные из картона разного цвета, формы)
- Представьте, что вы дизайнеры одежды и вас попросили подобрать и пришить пуговицы к новой одежде. У вас у всех разная одежда, пуговицы надо подобрать так, чтобы они подходили к этой одежде, были удобными и чтобы украшали ее. Когда вы выполните работу, то должны будете объяснить, почему именно эти пуговицы выбрали. (Дети выполняют самостоятельно. Воспитатель тоже делает вместе с детьми. Когда работы будут готовы, воспитатель объясняет свой выбор первой. Например: У меня летнее платье для девочки. Оно яркого желтого цвета с красным воротничком и поясом. На подоле платья красные цветы с зелеными листочками. Платье очень яркое и нарядное, поэтому я выбрала для него 2 круглые пуговицы красного и 2 пуговицы зеленого цвета. Пуговицы подходят по цвету к поясу, воротничку и цветам на платье. Чтобы было красивее пуговицы у меня чередуются – зеленая, красная, зеленая красная. Далее воспитатель предлагает 2-3 детям рассказать о своем выборе. Остальные дети будут рассказывать во вторую половину дня. Дети садятся на стульчики).
Слайд 14.
- Ребята, существуют еще и фирменные пуговицы со знаками отличия.
- Как вы думаете, от какой одежды эти пуговицы? (О. Д. – от форменной одежды военных)
Слайд 15.
- А каким военным принадлежат эти пуговицы? (О. Д. - морякам)
- Как вы догадались? (О. Д. – на них изображен морской якорь)
- Правильно, такие пуговицы со знаками отличия пришивают к форменной одежде. Форменные пуговицы есть у артиллеристов, моряков, железнодорожников, пограничников.
- Если бы вы были мастерами, из каких бы материалов вы сделали пуговицы? (О. Д.)
Слайд 16.
- Чтобы сделать пуговицы общедоступными для всех, мастера стали использовать при их изготовлении дешевые материалы - металл, дерево, кости животных, стекло и др.
Игра «Из чего сделана пуговица»
Из стекла – пуговица стеклянная
Из дерева – пуговица деревянная
Из металла – пуговица металлическая
Из пластмассы – пуговица пластмассовая
Из кости – пуговица костяная
Из золота – пуговица золотая
Из серебра – пуговица серебряная
Игра «Какая по форме пуговица»
- Сейчас я буду показывать геометрическую фигуру, а вы будете называть форму пуговицы.
Круг - пуговица круглая
Квадрат – пуговица квадратная
Овал – пуговица овальная
Треугольник – пуговица треугольная
Прямоугольник – пуговица прямоугольная.
Слайд 17.
- Да, ребята, встречаются пуговицы разных видов и форм :
квадратные, треугольные, с четырьмя отверстиями, детские, декоративные, шарообразные, на ножке. Пуговиц так много и все они не похожи друг на друга.
- Так чем отличаются пуговицы друг от друга? (О. Д. – делают вместе с воспитателем вывод: цветом, формой, размером, материалом, количеством дырочек).
Слайд 18.
- В наши дни мы уже не можем представить, как можно обходиться без пуговиц. Они служат нам и застёжкой на одежде, и украшением, и декоративным элементом, и придают нашей одежде нарядный, элегантный, интересный вид.
Слайды 19, 20, 21, 22, 23.
Очень быстро пуговицы становились важным элементом одежды. В современной жизни пуговицы используются не только для застегивания одежды, но и для создания красивых вещей.
-Посмотрите, как люди используют пуговицы для украшения (Смотрят слайды, беседуют, общаются об увиденном)
-Вот видите ребята, такая маленькая вещь - пуговица, а какая важная и нужная. Вы согласны со мной? (О. Д.).
-А давайте с вами сделаем для себя украшение. И не просто украшение, а талисман (оберег, который будет не только нас оберегать, а еще будет напоминать нам о том, что мы с вами сегодня узнали нового и интересного о пуговице.
(Дети вместе с воспитателем делают оберег)
Слайд 24.
Заключительная часть.
-А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глазки. Готовы? Включаю машину времени. (Звучит музыка)
-Ну, вот мы и снова в детском саду.
-Скажите, понравилось ли вам наше путешествие в прошлое?
- Кого мы там встретили?
-Что нового узнали?
-Что больше всего понравилось?
-Молодцы ребятки! Мне тоже очень понравилось наше путешествие. Я думаю, что вы сегодня обязательно расскажете дома родителям историю маленькой пуговички.
Давайте попрощаемся с нашими гостями, пожелаем им всего доброго и хорошего. Но, а сейчас мне нужно заняться важным делом - пришить пуговицу к моей блузке.