марина михайленко
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как от холода спастись»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:познакомить детей со свойствами разных материалов.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить группировать одежду в соответствии с сезоном.
2. Закрепить представления об одежде, её назначении и материалах из которых она сшита.
3. Познакомить со свойствами разных материалов (синтепон,ватин,пух,мех).
Развивающие:
1. Развивать поисково-познавательную деятельность.
2. Развивать логическое мышление.
3. Уточнять,расширять и активизировать словарь по теме.
4. Продолжать формировать учебные навыки:умение внимательно слушать, отвечать на вопросы, дополнять.
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Как от холода спастись“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
1. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное,познавательное,речевое.
Использование современных образовательных технологий:
-Игровые технологии:создана игровая ситуация.
-Технология исследовательской деятельности: эксперимент.
-Здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, элементы релаксации.
-ИКТ-технологии: показ презентации "Из каких материалов шьют тёплую одежду".
Методы и приёмы: беседа, постановка вопросов, решение проблемных ситуаций, игровая ситуация,демонстрация опыта,использование ИКТ - показ презентации.
Оборудование и материалы:Лёд, горячая вода для опыта. Кусочки меха, пуха, синтепона, ватина. Картинки с изображением одежды. Мнемотехнические схемы. Планшет для показа презентации.
Предварительная работа: Подготовка к проведению исследования "Сохранение температуры". За полтора часа до занятия на глазах у детей бутылочку с горячей водой и кусочек льда в пластиковом пакете нужно завернуть в одинаковое количество слоёв бумаги, положить под одеяло. Такую же бутылочку с водой и кусочек льда надо оставить на столе в группе.
Участники НОД:обучающиеся старшей группы, воспитатель.
ХОД НОД:
Стук в дверь.
Воспитатель:Ребятки, слышите, к нам кто-то пришёл. Пойду посмотрю. (Открываю дверь, входит кукла Антошка, в шортах и майке).
Антошка: З-з-з-замёрз! З-З-Здравствуйте, меня зовут Антошка!(дети здороваются с Антошкой).
В прошлый раз, когда я приходил в ваш детский сад, мне было тепло. А теперь холодно. Не могу понять почему?
Воспитатель: Дети, выскажите свои предположения, почему Антошка замёрз? (ответы детей: он легко оделся, неправильно, не по сезону).
Воспитатель: Вы правы, Антошка одет не по сезону.
-Антошка, ты разве не знаешь, что в шортах и майке не ходят осенью.
-Ребята, а какую одежду надевают люди осенью? (ответы детей: тёплую, непромокаемую и т. д). Зачем люди вообще надевают одежду? (ответы детей: чтобы защитить своё тело от холода или жары).
- У Антошки одежда одежда тонкая, она не держит тепло, не согревает, пропускает холод. И его тело не защищено.
Антошка, ты понял почему тебе холодно?
Антошка: Ребята, оказывается я ничего не знаю.
Воспитатель: Ты не расстраивайся, дети у нас в группе умные, всё знают и тебя всему научат. Правда ребята? (ответы детей)
- Ребята, наш гость так замёрз, что для начала предлагаю помочь ему согреться. (динамическая пауза).
Ручки растираем,
Плечи поднимаем.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем прыгать и скакать!
А сейчас поднимем ручки
И дотянемся до тучки.
Воспитатель: Как вы думаете, ребятки, Антошка согрелся (Ответы детей)
Антошка: Согрелся! Спасибо!
Воспитатель: Антошка, ты уже понял почему тебе было холодно?
Антошка: Да, ребята уже сказали, что я выбрал одежду не по сезону.
Воспитатель:Да, Антошка, ты не знаешь правил выбора одежды, и мы с ребятами тебе поможем разобраться в этом вопросе.
-А начнём мы с эксперимента, который начали проводить с утра (в группу выносятся предметы завёрнутые в бумагу)
-Ребята, вы помните, что мы делали утром? (Дети - в бутылку налили горячей воды, а в пакет положили лёд. Всё завернули в несколько слоёв бумаги, а другую бутылку с водой и пакет со льдом оставили на столе).
Воспитатель: Посмотрим какие результаты мы получили. (дети рассматривают результаты опыта, трогают, сравнивают, обсуждают).
-Что же мы увидели? (дети: Вода и лёд завернутые в бумагу - частично сохранили свои свойства, а вода и лёд, оставленные на столе потеряли эти свойства).
-Таким образом, чтобы сохранить тепло или холод любого предмета нужно плотно упаковать его.
-Вспомните, как переносят зимой цветы? (ответы детей:их заворачивают в бумагу)
-Правильно, упаковка сохраняет цветы от холода. Несколько слов бумаги или ткани содержат в себе больше воздуха, который помогает сохранить температуру того, что завёрнуто в них.
-Так и людей от холода спасает одежда.
-Ребята, а когда мы собираемся на прогулку вы надеваете на себя много одежды. Назовите какую? (ответы детей: кофточку, колготки, джинсы или штанишки, курточку и т. д).
-Правильно! Взрослые называют такую одежду - многослойной. Между каждым слоем одежды содержится воздух, который помогает сохранить температуру вашего тела. Поэтому вы не замерзаете.
-Антошка, тебе всё понятно?
Антошка: Как интересно!
- А теперь я приглашаю всех в наш кинозал и мы рассмотрим из каких материалов шьют тёплую одежду. Проходите, присаживайтесь на стульчики. (Показ презентации "Материалы из которых шьют тёплую одежду")
Слайд 1.
Одежду шьют и вяжут из разных материалов. Для зимней, весенней, осенней одежды используют шерстяные ткани, они тёплые, плотные, пушистые. А делают такую ткань из шерсти животных (овцы, козы, верблюда).
Слайд 2.
Для изготовления детской, спортивной одежды используют и современные синтетические ткани, такие как болонья, плащевая ткань. Они очень прочные, непродуваемые и непромокаемые.
Слайд 3.
Так же, для изготовления тёплой одежды, подходит такой материал как кожа и замша. Они очень прочные и износостойкие.
Слайд 4.
Однако, при очень низкой температуре воздуха на улице, одной только ткани бывает недостаточно. В этом случае, используют различные утеплители
Слайд 5.
Синтепон - это современный синтетический утеплитель, тонкие пластинки этого волокна соединяют между собой клеем. И получается многослойный пирог, который, как мы уже знаем, содержит в себе много воздуха, а следовательно помогают сохранить тепло. Он лёгкий и поэтому одежда утеплённая синтепоном очень лёгкая.
Слайд 6.
Следующий утеплитель который использую при изготовлении тёплой одежды - это пух. Его собирают у водоплавающих птиц. Пух - это маленькое пёрышко с мягким стержнем. пух обладает высокой прочностью, лёгкостью, гигроскопичностью. Птичий пух используют благодаря своему свойству "Давать тепло без веса".
Слайд 7.
Ватин - это тёплое и воздушное полотно рыхлой структуры, выделяют две разновидности этого материала: хлопчатобумажный и полушерстяной. ватин используют для утепления пальто, детских комбинезонов, рабочей одежды и даже рукавиц.
Слайд 8.
Мех - это ещё один тёплый материал, из которого шьют тёплую одежду. Шапки, шубы, меховые жилетки согревают нас даже в самый лютый мороз. Мех греет за счёт большого объёма воздуха, находящегося между волосками.
Слайд 9.
На севере, где очень холодная зима, люди носят тёплую одежду. Её делают из олених шкур и меха других животных. Ворсинка меха северного оленя похожа на трубочку: так в шкуре оказывается больше воздуха и поэтому она очень тёплая.
Слайд 10.
И даже обувь народы севера делают из олених шкур, кто знает как они называются? (ответы детей: унты)
Слайд 11-12
Демонстрирует разнообразие одежды народов севера.
(Во время демонстрации слайдов, воспитатель пускает по кругу утеплитель который представлен в презентации, дети обследуют материал, отвечают на вопрос какой синтепон? пух? ватин? мех? на ощупь. (ответы детей: лёгкий, мягкий, пушистый, невесомый,ласковый и т. д)Дуют на пушинку чтобы она полетела, делают вывод, что пух лёгкий.
Антошка: Ох, устал я немножко!
Воспитатель: Давайте полетаем! (релаксационная пауза)
Вот сидим мы отдыхаем,
Ручки вниз мы опускаем.
А теперь их поднимаем!
Напрягаем, напрягаем!
Ножки тоже поднимаем,
Напрягаем, напрягаем! Отпустили, отдыхаем!
Воспитатель: ребята, как много мы сегодня узнали и теперь точно сможем выработать правила выбора сезонной одежды для Антошки. Подходите к столу. (на столе лежат картинки с предметами одежды)
Воспитатель выкладывает символ
1. посмотри в окошко
2. далее следующий символ (солнышко) - если лето на дворе, какую одежду надо надевать. (дети выбирают летнюю одежду крепят её на магнитной доске)
3. символ зимы (снежинки) - если зима наступила, то какую одежду мы выберем для себя (дети выбирают тёплую одежду крепят на доске).
4. символ осени (листочки)- если осень наступила, то. (ответы детей, выбираем одежду потеплее), выкладывают
5. символ дождя -если дождик осенью идёт, то. (ответы детей наденем дождевик и резиновые сапожки, выкладывают картинки
Воспитатель: Правильно, молодцы! справились с заданием!
-Антошка, ты запомнил правила выбора одежды?
Антошка:Ребята, я так много узнал, теперь побегу домой и расскажу товарищам о правилах выбора одежды. (убегает, на полпути останавливается)
. Ну, а как же я пойду назад, у меня же нет тёплой одежды.
Воспитатель: Ребята, давайте подарим Антошке тёплую одежду, чтобы он не замёрз по дороге домой. (предлагаю детям одеть Антошку, рассматривая и проговаривая, сейчас наденем кофточку, брюки, пальтишко, шапочку и шарфик).
Антошка: Спасибо ребята, вы такие умные и добрые! А можно я ещё раз к вам в гости приду?
До свидания! До новых встреч (Воспитатель провожает Антошку).