Света Жаворонкова
Конспект НОД в форме квест-игры в старшей группе «Приключения по сказочным землям Камчатки»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 комбинированного вида»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию
в старшей группе компенсирующей направленности
Квест – игра
«Приключения по сказочным землям Камчатки»
Подготовила: Жаворонкова Светлана Владимировна,
воспитатель 1 категории
г. Петропавловск – Камчатский
2018
Программное содержание:
Публикация «Конспект НОД в форме квест-игры в старшей группе „Приключения по сказочным землям Камчатки“» размещена в разделах
- Камчатский край
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказки. Квест игры по сказкам
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Образовательные: Обобщить и расширить представления детей о родном крае (животном и растительном мире). Формировать интерес к истории и культуре коренного населения Камчатки. Продолжать закреплять умения детей составлять орнамент из геометрических фигур.
Развивающие: Развивать речевую активность, слуховое и зрительное внимание, логические операции обобщения и умение делать выводы, мелкую моторику пальцев рук. Способствовать проявлению инициативы и любознательности.
Воспитательные: Воспитывать любовь к родному краю, уважение и интерес к людям разных национальностей, их традициям и обычаям. Побуждать к совместной деятельности со сверстниками.
Методические приемы:
1. Словесные: художественное слово, пояснения, вопросы, загадки;
2. Дидактические игры: «Угадай голос животного», «Рыбалка»,
«Рассели животное по месту обитания», «Найди жилище животного», «Угадай лишнее»;
3. Наглядные: сюрпризный момент – панно из пазлов, картинки с изображением животных, птиц;
4. Практические: наклеивание деталей корякского узора;
Словарная работа: квест – игра, легенда, Кутх, ительмены, эвены, чукчи, коряки, малахай, торбаса, кухлянка, головнушка, оберег, тундра, важенка, «Алхалалай», лосось; духи – гамулы.
Предварительная работа: чтение корякских и ительменских сказок, рассматривание иллюстраций, фотовыставки о родном крае.
Оборудование: мультимедийное, диск с музыкой и звуками голосов птиц и морских животных, материал к дидактическим играм, эмблемы, карточки с изображением птиц и животных, жидкое стекло, маркеры, панно с изображением контуров пазл, пазлы, оберег – Пеликен, тарелочки с геометрическими фигурами цвета, белого, черного, клей, полоски коричневого цвета
Содержание организованной деятельности
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня много гостей, давайте поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, а сейчас вспомним наше приветствие.
Приветствие:
Воспитатель: Встало солнце рано – рано,
Дети: Добрый день!
Воспитатель: Плещут волны океана,
Дети: Добрый день!
Воспитатель: Улыбаются озера:
Дети: Добрый день!
Воспитатель: С высоты кивают горы:
Дети: Добрый день!
Воспитатель: Поднимаются вулканы
Дети: Добрый день!
Воспитатель: Какой край мы с вами приветствовали?
Дети: Наш родной край - Камчатку.
2. Основная часть:
Воспитатель: Внимание на экран! (Появляется на экране Ворон Кутх)
Ворон Кутх: Здравствуйте, ребята! Я Ворон Кутх – создатель земли камчатской, приглашаю вас отправиться в очень интересную и познавательную сказочную квест – игру по нашему краю. Квест – игра – это игра, с незабываемыми приключениями, интересными заданиями, играми и головоломками. Она вас приведет к оберегу, который защищал коренные народы Камчатки. Злые духи разломали его. Соберите оберег, а помогут вам пазлы, которые вы будете получать за каждое выполненное задание. Оправляйтесь в путь!
Воспитатель: Ну что, ребята, начнем нашу игру и соберем оберег. Ближайшая наша остановка на сказочной земле, назовем ее – Ительмения.
Воспитатель: Как вы думаете, кто здесь живет?
Дети: Ительмены.
Воспитатель: Рыба – главная еда ительменов, а рыболовство – их первейшее занятие.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Рыбалка», вы должны поймать ту рыбу, о которой идет речь.
Загадки:
1. Всегда желанная добыча.
Любого рыбака - чавыча
2. Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза на спине
И живет на самом дне. (Камбала)
3. Рыба северных морей,
Но не страшен холод ей.
Не берет ее тоска,
Без забот живет (треска)
4. Он голым плавает в воде,
Живет в песке, на самом дне.
Из него плохой гребец
Как все зовут его? (Голец)
5. В море рыбе благодать,
То не в бочке пропадать.
Не попасть бы только в сеть,
Об одном мечтает (сельдь)
6. Тишь и покой реки нарушив,
В протоке плещется …горбуша
7. Заиграло весеннее солнышко,
Нереститься отправилась… корюшка
8. Любит в тине он копаться
И личинками питаться,
Чмокать в ряске по ночам
И клевать по вечерам.
Нипочем рыбешке грязь,
А зовут его …карась.
Воспитатель: Ребята, вы правильно выполнили задание, вот пазл, прикрепите его. (Дети прикрепляют)
Воспитатель: Отправляемся вперед, нас открытий много ждет. Следующая остановка на сказочной земле чукчей - Чукчании. Эту землю с трех сторон окружает два холодных моря. А в море водятся разные морские животные, назовите их.
Дети: Нерпа, сивуч, тюлень, морской котик.
(Воспитатель раскладывает картинки с изображением морских животных на ковре)
Воспитатель: А сколько тут морских и тундровых птиц.
(Воспитатель раскладывает картинки с изображением птиц на ковре)
Воспитатель: Выберете карточку (на столе, посмотрите, кто на ней изображен. Я хочу проверить, узнаете ли вы голоса животных. Кто услышит голос животного, изображенного у себя на карточке, подойдет к картинке на ковре, на котором оно изображено.
Игра «Угадай голос животного»
Воспитатель: Слушаем, чей голос прозвучал, подойдите к карточке.
Воспитатель: Слушаем дальше, кто догадался, чей голос, подойдите к своей карточке.
Воспитатель: Чьи голоса вы услышали?
Воспитатель: Вы заслужили еще один пазл, прикрепи его (Прикрепляем)
Воспитатель: Идем дальше. Перед нами обширная сказочная земля Корякия. С одной стороны раскинулись леса и горы, с другой – необъятная тундра. В тех лесах водится много разного зверя.
Игра с жидким стеклом «Рассели животных по месту обитания» и «Найди жилище животного»
Воспитатель: А для того, чтобы узнать, где обитают животные, и какое у них жилище поиграем в игры. Для этого ребята, у кого оранжевые эмблемы, подойдите к столу, на котором оранжевый круг, а у кого желтые эмблемы, подойдите к столу, на котором желтый квадрат. На вашем столе разложены картинки с изображением животных и их жилищ; а на вашем - животных и мест обитания.
Воспитатель: Вам нужно быстро расселить животных, для этого проведите маркерами линии (по жидкому стеклу).
Воспитатель: Поменяйтесь местами и проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
Воспитатель: Вот еще один пазл. (Дети прикрепляют)
Воспитатель: Вы всех животных расселили правильно, скажите, где живет олень?
Дети: В тундре
Воспитатель: Оленю коренные жители поклоняются и называют его Батюшкой. Давайте вспомним нашу разминку.
Дети ставят руки на пояс и говорят: «Вправо – влево повернись и в оленя превратись»
Физическая минутка
(Дети под музыку выполняют движения)
Важенка и оленята
Бродит в тундре важенка (Скрестить руки над головой, идти высоко,
поднимая колени)
С нею оленята.
Объясняет каждому (Погрозить указательным пальцем)
Все, что непонятно.
Топают по снегу (Бегут по кругу, скрестив руки над головой)
Оленята малые
Терпеливо слушают
Наставленья мамы.
Воспитатель: Ребята, как называются коренные жители сказочной страны Корякии?
Дети: Коряки
Воспитатель: А как называется их одежда, мы вспомним, поиграв в игру «Угадай лишнее». Внимание на экран! В четырехугольниках разного цвета картинки корякской и современной одежды. В четырехугольниках, какого цвета находится корякская одежда?
Дети: В четырехугольниках красного цвета.
Воспитатель: Давайте проверим.
Как называется одежда в первом ряду?
Дети: Малахай, кухлянка
Воспитатель: Как называется одежда во втором ряду?
Дети: Малахай, торбаса.
Воспитатель: Как называется одежда в третьем ряду?
Дети: Кухлянка, торбаса
Воспитатель: Давайте проверим, правильно вы отгадали название корякской одежды, если солнышко улыбнется нам, значит, все ответили правильно.
Воспитатель: Еще один пазл получили.
Воспитатель: Перед нами сказочная земля, а назовем мы ее - Эвения, где мы еще не были. Народы нашего края гостеприимные хозяева, умеют слагать сказки и легенды, любят петь и танцевать. Особенно на своих праздниках. Назовите их.
Дети: «Хололо», «Килвей», «Алхалай».
Воспитатель: А как называется праздничный головной убор?
Дети: Головнушка.
Воспитатель: Давайте пройдем к столам и украсим головнушки орнаментом (Дети приклеивают геометрические фигуры на полоске, звучит корякская музыка)
Воспитатель: Вы настоящие мастера и мастерицы, какие красивые и нарядные головнушки у вас получились. Наденьте их и полюбуйтесь.
Воспитатель: И с этим заданием вы справились, вот вам пазл, прикрепите его.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все задания выполнили, и оберег собрали, а название его спросим у Кутха.
Воспитатель: Внимание на экран! (Ворон Кутх появляется на экране)
Ворон Кутх: Спасибо, ребята! Перед вами оберег, который называется Пеликен. Если ему погладить живот, то в ваших домах всегда будет удача, здоровье и богатство.
Ворон Кутх:
На всей необъятной земле не найти,
Кто ловкостью мог бы Кутха превзойти,
Могучие крылья, прозорливый глаз –
И вот оберег – Пеликена у вас! (Кутх исчезает)
(Воспитатель снимает покрывало, появляется фигурка Пеликена)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как выглядит оберег коренных жителей Камчатки, подойдите и погладьте его живот, загадайте желание.
Дети гладят Пеликена
3. Итог:
Воспитатель: Ребята, для того чтобы получить пазлы и собрать оберег коренных жителей, вы выполняли задания, играли в игры. Вспомните, что делали в сказочной стране Корякии?
Воспитатель: Вспомните, в какой стране ловили рыбу?
Дети: В Ительмении.
Воспитатель: В какой сказочной стране слушали голоса животных?
Дети: В Чукчании.