Наталья Грузинцева
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Что такое огонь»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Познакомить с огнём как явлением неживой природы.
2. Показать необходимость огня как условия жизни на Земле.
3. Показать противоречивость этого явления (несёт жизнь и смерть).
4. Познакомить с историей использования огня человеком.
5. Активизировать словарный запас.
Материалы и оборудование: Интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация «Что такое огонь», любимый игровой персонаж Буратино, две свечки, спички.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Появляется кукла Буратино. У него забинтована рука.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „Что такое огонь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2022
Воспитатель:
- Буратино, что случилось с тобой? Почему у тебя забинтована рука?
Буратино:
- Слушал я рассказы про пожарных, какие они храбрые, и решил поиграть в пожарного. Увидел я в каморке папы Карло очаг, в нём горел огонь. Хотел его потушить водой, да он оказался нарисованным на стене. Я очень огорчился. И тогда взял спички, хотел зажечь очаг, чтобы всё было по-настоящему. А потом его потушить
Воспитатель:
- Ой, Буратино, ты нас пугаешь. Ребята, разве можно играть в такую игру? Чем, это могло окончиться? (Ответы детей).
Буратино:
- Да, ребята, вы правы. Вот я и обжог руку. Хорошо, что папа Карло оказался рядом. Он и огонь потушить помог, и руку обожжённую забинтовал. Кто только этот огонь выдумал? Зачем он нужен?
Воспитатель:
- Присаживайся, Буратино, к нам и послушай рассказ об огне. Тогда ты поймёшь, что огонь необходим всему живому на Земле, хотя и очень коварен.
2. Рассказ воспитателя о возникновении огня на Земле.
Воспитатель:
- У многих народов есть сказки и легенды, в которых рассказывается о том, как в древности боги создавали мир из четырёх составляющих частей или, как их называют, четырёх стихий – ВОДА, ЗЕМЛЯ, ВОЗДУХ И ОГОНЬ.
ЗЕМЛЯ была нужна для того, чтобы на ней могли жить люди, животные, растения. В ВОДЕ поселились рыбы, а ещё вода давала соки всему живому на земле. Нужно было согревать и освещать этот новый мир – появился ОГОНЬ. А ВОЗДУХ отделил землю от неба, где жили боги.
Давным-давно, когда на Земле появились первые люди, они не знали огня. Днём людей согревало солнце, а по ночам они дрожали от холода. Боги скрывали от людей тайну огня. Но нашёлся среди богов один, пожалевший людей. Его звали Прометей. Однажды он похитил божественный огонь и принёс его людям. Рассердился на него за это самый главный бог Зевс и решил наказать его. Долгие годы провёл Прометей в горах, прикованный к ним цепями. По приказу Зевса его терзал огромный орёл, а цепи не позволяли узнику отогнать эту злую птицу. Лишь через много лет его освободил из плена богатырь, которого звали Геракл. Он убил орла и разорвал цепи. А люди в благодарность за то добро, что принёс Прометей, сложили о нём эту легенду.
3. Огонь – это свет и тепло.
Воспитатель:
- Мир, который мы видим вокруг, питает и поддерживает огонь. Солнце, согревающее нашу Землю, - это огонь, большой раскалённый огненный шар.
- Какую форму имеет наша планета? (Ответы детей).
- Да, Земля круглая. Летит она, кружится, как волчок, вокруг себя и вокруг Солнца. Повернётся Земля к солнышку одним боком – на этой стороне день наступит, а на другой – ночь.
Вокруг Солнца летит Земля круглый год, вот какой длинный путь у неё. То ближе подлетит Земля к Солнцу, то подальше убежит от него. Да ещё крутится наша Земля с наклоном: то одну сторону погреет у солнечной печки, то другую. Так и меняются на планете времена года: весна – лето – осень – зима.
«Огнедышащие горы» - вулканы, из которых время от времени выползает раскалённая лава, - это работа подземного огня, спрятанного внутри Земли. Молнии, сверкающие во время грозы, - это тоже огонь.
Огонь даёт тепло и свет всему живому на нашей планете. Наглядным примером тому может служить живая природа – животные, растения.
Какое солнце зимой? (Светит, но не греет). Холодное зимнее солнце – мороз- снег – голые деревья… А летом, какое солнце? Жаркое – дождь – зелёные деревья и кусты, цветы…
4. Как люди приручили огонь.
Воспитатель:
- Огонь – это свет и тепло. На огонь можно смотреть бесконечно. Наверное, это осталось в нас от далёких предков, для которых огонь был загадочным живым существом. Они его «приручили» и «поселили» в своём жилище.
Было это так. Сначала людям приходилось сохранять огонь, дожидаться, когда молния ударит в дерево или случится лесной пожар.
Затем, кто – то из древних людей заметил, что если долго тереть друг о друга два куска дерева, они нагреваются, потом начинают дымиться, и, наконец, вспыхивает пламя. Значит, огонь можно добыть своими руками? Стали люди разные приспособления делать, чтобы легче и быстрее огонь добывать. Сначала придумали деревянную палочку на обрубке дерева руками крутить – получилось! Но это очень тяжёлый и долгий труд.
Наконец догадались из камней огонь извлекать: стукнут камнем о камень – выскочит искра. Упадёт на сухой мох, вот и костёр готов.
5. Этюд «Пламя костра».
Огонь только родился, он ещё Дети садятся на корточки, опускают
слабый и неуверенный. голову на колени, руки опущены вдоль
туловища.
А теперь огонь набирает силу, Дети медленно поднимаются, руки
растёт. двигаются из стороны в сторону,
поднимаются над головой.
Его языки колышутся из сто- С поднятыми над головой руками
роны в сторону, начиная свой дети наклоняют корпус вправо – влево,
огненный танец. затем кружатся.
Языки пламени то поднимают- Сопровождая движения тела движением
ся выше, то опускаются ниже, рук, дети то нагибаются, то вытягиваются
то начинают стелиться по зем- вверх, приподнимаясь на носочки, то са-
ле. дятся на корточки, вытягивая руки вперёд,
изображая стелющийся по земле огонь.
Воспитатель:
- На огне люди варили пищу, он отпугивал хищников, спасал от холода, приносил свет и радость.
150 лет назад люди изобрели спички: удобные, лёгкие зажигательные палочки. Так и носят теперь люди в кармане приручённый огонь.
6. У камина.
Воспитатель:
- Люди с древности почитали огонь, называли его священным, относились к нему, как к божеству. В некоторых странах люди специально строили храмы Огня. В центре храма в специальных чашах горел священный огонь, и люди приходили поклоняться ему. В наших церквях постоянно горят свечи, потому что огонь своим светом и теплом очищает окружающее пространство, снимая болезни, усталость, уничтожая тьму и страх. Если вы очень устали и у вас плохое настроение, - зажгите свечу, посидите, посмотрите на её пламя, и силы вновь вернуться к вам. Древние люди знали об этом свойстве огня. Издавна на Руси устраивались праздники, когда зажигались костры, и люди прыгали через них, тем самым очищая себя. Как вы думаете, можно так делать? (Ответы детей).
Воспитатель:
- В наши дни огонь зажигают у памятников павшим героям. Как он называется и почему? (Ответы детей).
Воспитатель:
-Сейчас я зажгу нашу свечку. Представьте, что вы сидите у зажжённого камина, горит свеча, нам тепло и уютно. (Предлагает детям некоторое время посмотреть на пламя горящей свечи, понаблюдать танец огня).
- Что вы испытываете, глядя на огонь? (Ответы детей).
7. Этюд «Свеча».
Педагог предлагает детям Стоя прямо, дети поднимают руки
превратиться в свечу. Он вверх, соединяют ладони, образуя
обращает их внимание на то, конус, а затем ладони разъединяются
что тело будет играть роль и плавно движутся из стороны в
свечи и потому останется не- сторону.
подвижным, а руки будут
играть роль зажженного огня.
8. Огонь умеет «работать».
Воспитатель:
- Человек не только «приручил» огонь, но и заставил на себя «работать». Когда - то люди научились делать посуду их глины, но она рассыпалась, пока не стали её обжигать на огне; из обожжённой глины стали делать кирпичи и строить дома; первые «книги» когда-то писали на глиняных плитках, обжигая их для прочности (сохранились до наших дней); из песка с помощью огня люди научились делать прозрачное стекло; из камней добывать металлы: медь, олово, железо; человек изобрёл хитроумную машину – подружив воду с огнём, стал получать пар. Так появились паровозы, пароходы…
Хорошим работником оказался огонь. Сейчас он трудится на заводах и тепловых электростанциях, в автомобилях и теплоходах, выводит в космос спутники Земли.
9. Огонь – наш враг.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите на руку Буратино и запомните, что огонь всегда таит в себе опасность. Выйдя из-под контроля, он становится не другом, а врагом, страшным чудовищем, уничтожающим порой целые города, и тогда человеку приходится выходить с ним на бой.
Как вы понимаете поговорку: «Из искры возгорится пламя?» (Ответы детей).
Воспитатель:
- Посмотрите, я даже не притронусь второй свечой до огня зажжённой свечки, а только подержу её фитилёк над огнём, однако он уже перескочит на эту, не зажжённую свечу. (Показ).
- Какие беды может принести маленькая искорка огня? (Ответы детей).
- Скажите, дети, можно ли оставлять огонь без присмотра? Вот возьмём, да и оставим свечи гореть, а сами пойдём гулять. Можем мы так поступить? Что может произойти? Что нужно делать, если в группе начался пожар? А если воды в кранах не оказалось? (Ответы детей).
Буратино:
- Выходит, огонь – это и хорошо, и плохо?
(Ответы детей.)
10. Итог занятия.
Воспитатель:
- Запомните, дети, огонь может быть нам хорошим другом, если мы за ним присматриваем, и принести беду, если остался без присмотра. И ты, Буратино, запомни, что играть со спичками нельзя, может случиться большая беда. Берегите себя дети, свой дом, своих близких и родных! Наше занятие окончено.