Папки-передвижки

Конспект НОД по познавательному развитию «В царстве вежливых наук»

Елена Саханина
Конспект НОД по познавательному развитию «В царстве вежливых наук»
▼ Скачать + Заказать документы

«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14» муниципального образования – городской округ город Касимов

Конспект

занятия на тему:

царстве вежливых наук"

с детьми старшей группы

Подготовила и провела:

Саханина Е. В.

воспитатель ст. гр. №3

«Почемучки»

Касимов, 2023

Цель: формирование представлений о вежливости, доброте.

Программные задачи:

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „В царстве вежливых наук“» размещена в разделах

Образовательные: познакомить детей с понятием этикет; обобщить знания о значения слов: вежливый, вежливость; формировать элементарные представление о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других; дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у ребят умение общаться между собой; закреплять правила поведения в общественных местах;

Развивающие : развивать навыки использования в речи вежливых слов и выражений; учить правильно называть нравственные качества настоящего товарища; учить речевому общению в коллективе; умению формировать свои взгляды, интересы; активизировать словарный запас по данной теме, формировать познавательный интерес.

Воспитательные: воспитывать нравственно-этические качества, культуру поведения и общения, доброжелательность: воспитывать умение соблюдать этикет и быть приятным для окружающих.

Материал: маски с различным эмоциональным состоянием (добрая, грустная, удивленная); мягкая игрушка – котёнок; лепестки (по количеству детей); аудиозапись звуков поезда, теплохода, самолета; странички книги «Правила этикета»; презентация «Добрые слова».

Предварительная работа: просмотр развивающего мультфильма «Лунтик и его друзья. Изучаем правила»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Литература: Курочкина И. Н. Дошкольнику о хороших манерах и этикете. Безгина О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников. Насонкина С. А. Уроки этикета. Давай познакомимся! тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет / автор-составитель Пазухина И. А.

Ход занятия.

1. Вводная часть. «Здравствуйте!»

Дети входят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель:

- Ребята, сейчас вы, как воспитанные люди, поздоровались с нашими гостями.

Воспитатель:

Посмотрите на меня!

Ваш экскурсовод сегодня я.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

Мы отправимся сегодня

в Царство вежливых наук.

Воспитатель:

- Ребята, наши старые знакомые, Лунтик и его друзья, приглашают совершить путешествие в Царство вежливых наук, чтобы познакомить вас с правилами этикета.

- А вы знаете, что такое этикет?

Ответы детей: правила вежливости и культуры поведения.

Воспитатель:

- А что значит быть вежливым, воспитанным, культурным человеком?

Ответы детей: Воспитанный человек разговаривает вежливо, всегда говорит волшебные слова, никогда никого не обижает, всегда помогает слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а если пообещает, то обязательно сдержит свое слово.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята. Правильно. Этикет, как порядок поведения создан людьми для приятного общения, для проявления своим поведением уважения и любви к окружающим людям. Всему этому нужно учиться каждый день, тогда вы, действительно, вырастите культурными и воспитанными людьми.

Лунтик уже побывал в Царстве вежливых наук и записал все правила в книгу «Правила этикета», чтобы рассказать о них своим друзьям. Только когда он уже собрался возвращаться подул сильный ветер и все странички книги разлетелись по всему царству. Поможем Лунтику собрать странички книги?

Ответы детей: Да!

Воспитатель:

- Ребята, вы готовы отправиться в царство этикета?

Ответы детей:

- Да!

Воспитатель:

- Тогда нам пора отправляться в путь. А вы знаете, что в дальние края можно путешествовать мысленно?

Ответы детей:

- Как это?

Воспитатель:

- Очень просто. Нужно только закрыть глаза и представить, как мы едим на поезде, плывем на теплоходе, летим на самолете или мчимся на северных оленях. Итак, в путь. Закрывайте глаза и занимайте места в вагоне (включается аудиозапись звуков поезда).

- А теперь откроем глаза. Приехали.

2. Основная часть. «Путешествие по станциям»

Станция «Добрые слова».

Воспитатель:

- Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей?

Ответы детей:

- Привет, здравствуй.

Воспитатель:

- А вы знаете, что здороваться можно по-разному? Какими словами, жестами можно приветствовать друг друга?

Ответы детей:

- Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, кивнуть головой, улыбнуться, пожать друг другу руки…

Воспитатель:

- Молодцы, ребята, много знаете приветственных слов. У всех людей на земле есть свой обычай приветствия. В русском языке есть прекрасное слово «здравствуй». Ребята, как вы думаете, что оно означает?

Ответы детей:

- Будь здоров.

Воспитатель:

- Правильно, слово «здравствуйте» очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда-то давно, люди, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

- Здравствуйте!

- Ой, кто это сказал?

- Ребята, посмотрите, это же котенок, он хочет с вами поиграть. Становитесь скорее в круг.

Игра «Вежливый ребенок»

Взявшись за руки, дети водят хоровод вокруг игрушки-котенка и приговаривают:

Все хорошие ребята

Знают добрые слова.

Приходите к нам, котята,

Рады видеть вас всегда.

Ребенок, остановившийся на последнем слове напротив игрушки, произносит приветственные слова, которые еще никем не произносились. Выигрывает тот, кто знает больше таких слов («как я рад тебя видеть», «как я по тебе соскучилась», «как хорошо, что мы встретились» и т. д.)

Воспитатель:

- А вот и первая страничка нашлась (показываю детям страничку «Правила приветствия»)

Вежливо здороваться вы умеете, а какие вежливые слова вы еще знаете?

Ответы детей:

- Спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, прошу прощения, благодарю…

Воспитатель:

- Молодцы, а сейчас ребята прочитают для нас стихи о добрых, вежливых словах. (Стихи сопровождаются показом презентации «Добрые слова»).

1-й ребенок:

Добрый день!

- Добрый день! – тебе сказали.

- Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

2-й ребенок:

Доброго пути!

Нам желают доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

3-й ребенок:

Здравствуйте!

- Здравствуйте! -

Ты скажешь человеку.

- Здравствуй, - улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

4-й ребенок:

Пожалуйста.

Отменить, что ли,

Слово «пожалуйста»,

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что

Без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

5-й ребенок:

Спасибо.

За что мы говорим спасибо?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы –

Кому сказали? Сколько раз?

6-й ребенок:

Простите.

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду,

И взрослых перебивать,

И, что обещал, забывать.

Но если я все же забуду,

Простите, я больше не буду.

7-й ребенок:

Добрые слова.

Эти слова всем известны давно,

Видишь, они и просты, и новы,

Но я еще повторю все равно:

- Добрые люди, будьте здоровы!

Воспитатель:

- Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают аплодисментов.

- Ребята, а может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?

Ответы детей:

- Да.

Воспитатель:

- Когда, по-вашему, это бывает?

Ответы детей:

- Когда сказано грубым голосом или слово расходится с делом.

Воспитатель:

- Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой.

- Давайте мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста».

(Воспитатель показывает разные движения, а дети должны их повторить лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.)

- А теперь, чтоб узнать, как вы поняли, что такое «волшебные слова», решим задачу: «Пожалуйста!»

«Леночка сидела в автобусе. Она все время вертелась, болтала ногами. Её соседка отодвинулась. Она боялась, что Леночка испачкает ей пальто.

- Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя себя вести – сделала замечание старушка, сидевшая, напротив.

- А что я сделала? – возразила Леночка. Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно. И она, надувшись, стала смотреть в окно»

- И девочка, и старушка произнесли слово «пожалуйста». Можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным? Почему?

Ответы детей;

-Нет.

- Потому что слово «пожалуйста» Лена произнесла грубо, как бы передразнивая старушку.

Воспитатель:

- Вы решили мою задачу, ребята. Хорошо, что вы знаете волшебные слова. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это, ребята. Вот и вторая страничка нашлась – она называется «Волшебные слова».

- Ребята, пришло время немного отдохнуть.

Сделаем зарядку.

Мамам дружно помогаем.

Мамам дружно помогаем:

Сами в тазике стираем.

И рубашки, и носочки

Для сыночка и для дочки.

(Наклоны вперед, движения, имитирующие полоскание.)

Через двор растянем ловко

Для одежды три веревки.

(Потягивание – руки в стороны.)

Светит солнышко-ромашка,

Скоро высохнут рубашки.

(Потягивание – руки вверх.)

- Молодцы. Наше путешествие продолжается. Закрываем глаза, пересаживаемся на теплоход (включается аудиозапись звуков теплохода).

Станция «Любезные услуги».

Воспитатель:

А живет здесь герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это? Он самый добрый и вежливый. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!».

Ответы детей:

- Конечно же, это кот Леопольд.

Воспитатель:

- Посмотрите на маски и выберите ту, которая больше всего подходит Леопольду.

- Почему вы выбрали именно эту маску?

Ответы детей:

- Потому что Леопольд очень добрый и веселый кот.

- Он всегда говорит о том, что мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями.

Воспитатель:

-А друзей – как мы уже знаем – нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо.

- Вежливый мальчик обязательно уступит в автобусе свое место девочке.

- Он никогда не усядется за стол, пока за этим столом не займут свои места девочки.

- И, конечно же, рыцарь никогда не станет обижать девочек.

- Давайте рассмотрим ситуации. «Мальчик оказывает любезные услуги девочке».

- Ты подошел к двери вместе с девочкой. Как ты поступишь?

Ответы детей:

- Мальчик уступает в автобусе место девочке.

- Мальчик помогает девочке нести тяжелые предметы.

- Девочки должны уметь принять эти услуги и поблагодарить за них или вежливо отказаться, сказав спасибо.

Воспитатель:

- Сейчас мы с вами поиграем в игру, в которой мальчики будут помогать девочкам, а девочки благодарить мальчиков за их помощь.

Игра «Лужа».

Воспитатель, проходя мимо детей, сидящих на стульях, говорит слова: «Иду, иду, иду, дружка себе найду», останавливаясь перед одним из детей, спрашивает: «Хочешь играть со мной? Тогда пойдем вместе» Дальше они идут вместе, декламируя «Идем, идем, идем, дружка себе найдем!» Постепенно собирается цепочка из детей. Все образуют круг.

Я буду читать стихотворение, и показывать движение, а вы мне помогайте:

Ай, гугу, гугу, гугу - хоровод движется вправо, с последним словом

Не кружися на лугу - дети слегка приседают, держась за руки.

На лугу то лужица, - Опускают руки, поворачиваются лицом к

Голова закружится - центру, берутся руками за голову и качают

Ой, вода! ой вода! - головой, с последним словом поворачиваются

Вот беда так беда! - спиной к луже.

Прыг-скок, прыг-скок! - делают несколько прыжков от центра и останавливаются.

Прыгал, прыгал и скакал, - с последним словом дети приседают,

Прямо в лужицу попал! - «попадают в лужу».

После последних слов мальчикам нужно быстро вскочить с пола, подбежать к девочкам, взять их за руки и помочь им «выскочить из лужи». Девочки благодарят своих спасителей (игра повторяется 2-3 раза).

- Я думаю, в нашей группе все дети всегда будут дружить и никогда не ссориться. А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните несколько советов:

- Никогда не груби своим товарищам.

- Не называй обидными словами.

- Не давай прозвищ.

- Не толкайся и не дерись.

А вот и третья страничка нашлась. Она называется «Верные друзья».

- А сейчас мы вместе поиграем в игру: «Это я, это я, это все мои друзья».

Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.

- Кто привык у вас к порядку, утром делает зарядку?

- Кто из вас, скажите братцы, забывает умываться?

- Кто из вас, скажите дети, кулаками машет,

слезы мажет по лицу и кричит: «Сейчас побью!»

- Кто из Вас, скажите братцы, друг другу помогает

Товарищей не обижает?

- Мы бедные игрушки, поломанные!

- Мы бедные игрушки, не сложенные!

- Нелюбимые и забытые.

- Кто на полки нас посадит? Кто на место отнесет?

- Кто нам платьице поправит, в косы ленты заплетет?

- И еще один вопрос: кто себе не моет нос?

- Кто из вас, ребята, хочет: аккуратным, чистым быть.

- С мылом, щеткою, водою обязательно дружить?

- Молодцы, ребята. А мы продолжаем наше путешествие на самолете (включается аудиозапись самолета). Закрываем глаза.

Следующая станция «Цветочная поляна».

Воспитатель:

Мы с вами на волшебной поляне. Вам нужно выбрать подходящие лепестки и выложить цветы вежливости (дети выкладывают цветы). Какого цвета лепестки вы взяли для своего цветка?

Ответы детей:

- Солнечные, яркие, красные, розовые, радостные…

Воспитатель:

- Я тоже выложила свой цветок. Он похож на цветок вежливости?

Ответы детей:

- Нет!

Воспитатель:

- А как бы вы его назвали?

Ответы детей:

- Цветок грубости!

3. Заключительная часть – Рефлексия.

Воспитатель:

- Да, действительно. Вы выполнили все задания, и нашли еще одну страничку. А теперь пора возвращаться. Раз, два, покружись, в своей группе очутись.

- Вот и закончилось наше путешествие. Где мы с вами побывали, что мы с вами повидали? Ответы детей:

- А еще мы помогли Лунтику и его друзьям странички книги «Правила этикета».

Воспитатель:

Не забывайте, ребята использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают другие люди, ваши близкие, товарищи, и вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость.

Все берутся за руки и проговаривают:

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно светло.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «К нам весна шагает» Конспект НОД по познавательному развитию «К нам весна шагает»Цель: Выявить уровень знаний детей о весне Задачи: Обучающие: Уточнить и.

Конспект НОД по познавательному развитию «В гости к осени» Программное содержание. Закреплять знания об осенних явлениях природы, деятельности человека осень. Учить выразительно с помощью пантомимы.

Конспект НОД по познавательному развитию «Кошкин дом» Программное содержание: 1. Формировать представление детей о жизни диких, бездомных и домашних животных. 2. знакомить детей с образом жизни.

Конспект ООД по познавательному развитию «Радуга профессий» Тема: «Радуга профессий»Образовательные задачи: 1. Развивать у детей умение рассуждать, анализировать и представлять профессии связывая.

Конспект ОД по познавательному развитию «Моя семья» Цель – расширить представления воспитанников о своей семье. Задачи: Образовательные: • Закрепить у воспитанников представления о членах.

Конспект ООД по познавательному развитию «Подарки осени»Конспект ООД по познавательному развитию «Подарки осени» Конспект разработан для детей второй младшей группы. Цель: обогащение знаний о дарах природы-фруктах посредством дидактических игр и упражнений.

Конспект по познавательному развитию «Путешествие в космос» Автор: Киселева Евдокия Ивановна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №4» г. Лиски, Воронежская область. Цель: Формирование у детей представлений.

Конспект занятия по познавательному развитию «В царстве царя Беспорядка и царицы Ленивицы» Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: В царстве Царя Беспорядка т Царицы Ленивицы». 7.

Конспект занятия по познавательному развитию «Вулкан»Конспект занятия по познавательному развитию «Вулкан» Непосредственно – образовательная деятельность МБДОУ Детский сад №32 «Зоренька» воспитатели подготовительной группы компенсирующей направленности,.

Школа «Вежливых наук»: о вежливости и хороших манерах. Конспект НОД с детьми 5–6 лет, с использованием ИКТ Конспект НОД с детьми 5-6 лет, с использованием ИКТ Школа «Вежливых наук»: о вежливости и хороших манерах Воспитатель Фролова Н. Г. МБДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «В царстве вежливых наук»
Опубликовано: 3 февраля 2023 в 13:02
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию «В царстве вежливых наук»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Саханина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД