ОЛЕСЯ ЛЕНЬКОВА
Конспект НОД по познавательному развитию «Удивительный песок» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Удивительный песок»
Дата проведения: 21 апреля 2022г.
Группа : старшая, 5-6 лет
Цель: Познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием через исследовательскую деятельность, используя опыты.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с физическими свойствами песка, его значением в природе и в жизни человека.
• Развивать познавательно - исследовательскую деятельность детей путем ознакомления со свойствами песка
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Удивительный песок“ для детей старшей группы» размещена в разделах
• Формировать умение делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
• Закреплять правила безопасности работы с песком.
Развивающие :
• Развивать мелкую моторику рук, речевую активность, внимание и память, творческие способности
Воспитательные:
• Воспитывать у детей аккуратность в работе, интерес к экспериментированию, умение слушать своих товарищей.
Ожидаемый результат: Дети участвуют в экспериментальной деятельности, по результатам обследования делают умозаключения, самостоятельно выполняют поделку из песка.
Тип занятия: Подгрупповая деятельность. Тематическое занятие на совершенствование полученных знаний, умений и навыков. Объяснение нового материала.
Оборудование: стаканчики с песком, баночки с водой, подносы, ложечки, тарелочки, воронки, деревянные палочки, лупа, ноутбук, мультимедийная установка, презентация «Тайны песка», отрезок из видео Кукутики «Зарядка», листы бумаги с нарисованными картинками, клей, кисти, поставки для кисточек, салфетки.
Структура занятия:
1 этап – Вводно-организационный
2 этап – Практический
3 этап – Заключительный. Рефлексия
Методы и приемы: Наглядный – показ способов действий; словесный – беседа, объяснение; информационно-рецептивный – рассматривание; практический – проявление самостоятельности при выполнении работы.
Содержание занятия:
1. Вводно-организационный этап:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
- Он и желтый и сыпучий, во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать и в «куличики» играть (песок).
Воспитатель: молодцы ребята, конечно песок.
Воспитатель: Дети, а что такое песок? (ответы детей). А где мы можем узнать информацию о песке, его свойствах? (можно прочитать в книге, в интернете, посмотреть передачу по телевизору).
Воспитатель: Вам хотелось бы побывать в стране песка и узнать его тайны? Тогда устраивайтесь поудобней, мы отправляемся в «Страну песка».
Показ презентации «Тайны песка»
Песок- кусочки породы, камень под воздействие ветра, дождя разрушается и получается песок. Существуют места, где очень много песка - это морские берега и пустыни.
Почва состоит в основном из песка, его крупные зерна не способны удерживать воду и питательные вещества необходимые для растений. Вот поэтому вы не увидите много растений ни в пустыне, ни на пляже.
Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже черным, есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду - получается раствор. Он идет на закладку фундаментов в строительстве.
Из песка делают наждачную бумагу, песочные часы, стекло. Из песка лепят замки, рисуют песком.
Вывод:
Воспитатель: Ребята, мы посмотрели презентацию и узнали, что песок создан природой.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория? ( Дети: специальный кабинет, где происходят исследования, ставят опыты, эксперименты).
А вам бы хотелось стать учеными? (да) А что мы будем изучать в лаборатории? (песок). Давайте изучим свойства песка
2. Практический этап:
Воспитатель: Я предлагаю вам разделиться на пары и пройти в нашу лабораторию, где мы будем исследовать песок, и проводить с ним опыты.
В нашей лаборатории существует правила:
Не шуметь и не толкаться, и, конечно же не драться,
В рот песок мы не берем и глаза свои не трем,
Слушаем внимательно, работаем старательно,
Работать будем дружно, изучить песок нам нужно!
Воспитатель: Опыт №1 (Состав песка).
В: Чтобы поближе рассмотреть песок, что нам поможет? (лупа). Возьмите ложечкой сухой песок, насыпьте его на тарелочку и внимательно рассмотрите в лупу: из чего состоит песок, какого цвета песок? что мы видим, как выглядят песчинки? посмотрите на размер песчинок, одинаковы ли они? какого они цвета? Они скреплены между собой или нет? (Ответы детей : Мы видим мелкие песчинки, в песке есть мелкие камешки. Песчинки не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются. Они разные по форме, размеру есть крупные и мелкиеи разные по цвету)
В: Теперь возьмем песок в руку и обследуем его на ощупь. Что можно сказать, какой он? (Ответы детей : песок сухой и шершавый).
Вывод: песок состоит из мелких песчинок,песчинки отличаются по цвету, размеру, форме, они отделены друг от друга, в нем есть камешки. На ощупь песок сухой и шершавый.
Воспитатель: Опыт № 2 (Песок в воде)
В: Ребята, как вы думаете, песок тяжелый или легкий? Может ли песок раствориться в воде? (ответы детей). А давайте проверим. Возьмите стакан с водой, сухой песок, ложечка. В стакан с водой опустить 1-2 ложки песка, не размешивать его.
В: Что произошло с песком? Песок осел на дно, он не растворился, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать воду, песочная пыль растворится, окрасит воду.
Вывод: песок тяжелый, пыль легкая остается на поверхности, окрашивает воду. Песок не растворяется в воде.
Воспитатель: Опыт №3 (Песчаный конус)
В: Ребята, возьмитестакан с песком, воронку, тарелочку, ложку. Держите воронку над тарелкой, зажмите пальцем низ воронки, насыпьте ложкой песок в воронку. Отпустите палец и смотрите, как песок струей сыпется в одну точку, образуется конус. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте образуется сплыв; движение песка похоже на течение. Он растет в высоту, а у основания его площадь становится шире.
В: Что произошло? Что вы заметили? (Ответы детей : песчинки движутся).
Вывод: песок может двигаться.
Воспитатель: предлагаю вам подвигаться.
Физминутка под музыку Кукутики «Зарядка»
Воспитатель: Опыт№4 «Поделки из песка»
В: Ребята, а как вы думаете, где мы можем применить песок? А можно ли песком рисовать? (ответы детей)
В: Вы бы хотели попробовать рисовать песком? Скажите, какой приближается праздник? (пасха) Что люди по традиции красят на пасху? (яйца) Правильно, пасхальные яйца. Мы тоже можем расписать пасхальные яйца. Предлагаю детям подойти к столу для работы с цветным песком. Посмотрите, у нас есть песок, картинки, клей, кисти. (Показываю, как выполнить работу).
Возьмите кисточки, мокните их в клей и клеем «раскрасьте» свои рисунки. Затем подберите нужного цвета песок и насыпьте его на рисунок. Лишний песок стряхните натарелочку.
Воспитатель: Какие необычные пасхальные яйца получились. Понравилось ли вам рисовать песком? Кто хочет рассказать о своей работе?
3. Заключительный этап. Рефлексия:
Воспитатель: Давайте подведем итоги нашего исследования. Какой природный материал мы изучали? Что мы узнали о песке?
Песок состоит из песчинок, они имеют разную форму, размер.
Песок может двигаться.
Песок тяжелый, не растворяется в воде.
Песком можно рисовать. А где вы можете применить знания, полученные сегодня при исследовании?А с кем вы поделитесь своими знаниями?
Благодарю вас за участие в научных экспериментах, за художественное творчество.