Максимова Алевтина Владимировна
Конспект НОД по познавательному развитию «Здравствуй, Зимушка-Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по познавательному развитию
Тема: «Здравствуй, Зимушка – Зима»
Цель: углублять и конкретизировать представления детей о зимнем периоде.
Задачи:
• Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев;
• развивать у детей способность наблюдать, делать выводы, строить предложения;
• уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже;
• активизировать словарь по данной теме;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Здравствуй, Зимушка-Зима“» размещена в разделах
• развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память;
• воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы;
• формировать доброжелательное отношение друг к другу;
• воспитывать умение работать и играть в коллективе.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель:
- Сегодня на занятии мы будем проходить очень интересную тему.
- Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Ответы детей.
Воспитатель: - Давайте с вами встанем все в круг и поздороваемся, поделимся друг с другом теплотой и добротой.
Все мы за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
Теплота от наших рук
Побежит вокруг, вокруг.
День начнется с теплоты,
С теплоты и доброты.
- Приложите руки к сердечку и подарите друг другу частичку своего тепла и доброты.
-А сейчас я загадаю вам загадку, только слушайте внимательно.
1. Отгадывание загадок.
Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость, подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? (зима)
Наступили холода,
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает:
Когда это бывает? (зимой)
В белом инее берёзы.
Спят ежи, медведи спят.
Но хотя пришли морозы,
Снегири зарёй горят.
Будет Новый год и светлый
Чудный праздник Рождества.
В шубу тёплую одета
Белоснежная (зима)
2. Беседа о зиме.
Воспитатель: «Зимушкой – зимой» называли самое суровое время года. В народе издавна зимнее время года представлялось в образе сказочного персонажа Мороза или Морозко – волшебного богатыря – кузнеца, который сковывает холодами реки, ударяет по углам изб, так что трескаются брёвна. Живёт он в ледяных домах, глубоких колодцах, одаривая богатствами тех, кто умеет трудиться.
Воспитатель: Какие еще слова можно сказать о зиме?
Дети: белоснежная, холодная, морозная, зимушка.
Игра «Зимние слова».
Воспитатель: - Дети, я вам сейчас прочитаю слова, если вы услышите слово, связанное с зимой, хлопайте в ладоши.
(Снежинка, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, загорать, снегопад, лыжи).
Воспитатель: - Какие все молодцы! Вы были очень внимательными.
3. Отгадывание загадок:
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима).
Кто мостит на реке мосток без топора, без гвоздей и досок? (Мороз)
И не снег, и не лед, а серебром зимой деревья уберет. (Иней)
Бел, как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, круглолица,
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром. (Зима и зимние месяцы)
Воспитатель: - Ребята, а теперь назовите, пожалуйста, какие у нас зимние месяцы.
Дети: - Декабрь, январь, февраль.
Декабрь- это первый зимний месяц.
«Год кончает - зиму начинает» - так говорят о декабре, последнем месяце года и первом - зимы. Все ниже солнце, все короче и темнее дни. А морозные ночи светлее от звезд. Древнерусское название декабря: ЛЮТЕНЬ, СТУДЕНЬ- за лютую морозную пору, за длительную стужу. Это самый скромный месяц года, поглощенный тьмой и морозами.
Бывает, морозы затихают и наступает оттепель. На теплынь отзываются сирени, зеленея верхушками набухших почек. Но зима не отступает, и валят пушистые снега, трещат морозы.
Январь-второй месяц зимы.
Январь - году начало, зиме середина. Дни становятся длиннее, больше светлых часов. Солнце встает раньше и ярче светит, заторопилось к весне. А сугробы все выше, снег глубже, лед толще.
Январь - месяц ярких звезд, белых троп. Снег скрипит под ногами. Январь - вершина зимы. Прошло полсрока зимовки птиц, сонного покоя растений и многих животных. Наши предки называли январь: СЕЧЕНЬ, отправляясь в лес подрубать вымороженные деревья, за синеву неба - ПРОСИНЕЦ.
Февраль-последний месяц зимы.
Февраль - самый короткий месяц в году, финал зимы. Последние холода. Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится меж голых берез и осин, забивает еловые лапы снегом. А в безветрие все засыпано инеем. Шелковистая вата снегов нежно румянится в свете заката.
Крепкие морозы в феврале бывают только по ночам. Днем в затишье начинает пригревать солнце. Недаром февраль, по народному календарю, двуликий месяц: и ЛЮТЕНЬ, и БОКОГРЕИ.
День ото дня становится светлее. Почти на два часа прибавляется в феврале день. Впереди - предвесенье. Но еще зима, зима.
4. Физкультминутка «Зимние игры»
Стали дети кататься (ладони держите горизонтально перед грудью и делайте движения вперед-назад, как бы катаясь на лыжах,
И снегу кувыркаться ( делайте синхронные круговые движения руками перед грудью: правой рукой — по часовой стрелке, а левой — против часовой стрелки).
Захотели в снежки играть (переложите «снежок» из одной ладони в другую)
Стали лепить их, и друг в друга кидать («слепите» снежок, а затем понарошку «бросьте» его в кого-нибудь).
Начали комья снежные катить (сымитируйте соответствующие движения)
—бабу снежную лепить ( снизу-вверх двумя руками одновременно изобразите нарисуйте три стоящих друг на друге снежных кома: большой, средний и маленький)
Весело зимой! Не хочется домой!
5. Пальчиковая гимнастика
1, 2, 3, 4 – загибаем палец, начиная с большого
Мы с тобой снежок лепили – лепим
Круглый, крепкий, очень сладкий – круг показываем
И совсем-совсем не сладкий – погрозить пальчиком
Раз – подбросим – подбросить воображаемый снежок
Два – поймаем – поймали
Три – уроним – уронили
Поиграли – разводим руки в стороны
6. Беседа о снежинках.
Воспитатель: Давайте ребята с вами разберемся, откуда же берется снег?
Дети: Он падает из тучки.
Воспитатель: История снежинки начинается с испарения воды из озер, рек, океанов. Пар собирается в облачко. Капельки воды замерзают, охлаждаются и превращаются в маленькие кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя снежинки. Затем снежинки собираются в тучки, и когда их становится очень много, им тесно - они тихо падают на землю.
И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает. Дети, а что может быть общего у всех снежинок?
Ответы детей.
Воспитатель: Что умеют снежинки?
Дети: Летать, падать, кружиться, танцевать, таять (и т. д.)
Воспитатель: Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков, но похожих нет, мороз постарался.
Все снежинки одинаковы на цвет –
Но близнецов, поверьте, нет.
Найти похожих здесь нельзя –
Мороз старался, и не зря.
Воспитатель: Дети, а вы хотите узнать, почему снег хрустит под ногами? (Ответы детей).
Теперь я приглашаю вас в свою лабораторию «Снеговичок».
7. Опыт «Почему снег хрустит?»
Воспитатель: Давайте возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем нашу соль в тарелочку. Теперь берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).
Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём с вами по снегу в морозный день.
Вывод: Состоит снег из снежинок и у каждой шесть лучей.
Очень все они красивы, ничего нет их нежней!
Каждый лучик из кристаллов очень мелких состоит,
При ходьбе они ломаются, оттого и снег скрипит!
Если на дворе морозно очень громкий слышен скрип,
Ну, а если потеплело, то как-будто, снег молчит!
Опыт. Если положить снег и лед в емкость с водой, что мы увидим? (снег и лед не тонут, а остались на поверхности воды).
Вывод: снег и лед легкие (снег и лёд состоят из воды, и они лёгкие, легче, чем вода).
8. Дыхательные упражнения.
«Дед Мороз»
Как подул Деде Мороз –
В воздухе морозном
Полетели, закружились
Ледяные звезды.
Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение.
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звезды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
Воспитатель: Ребята, а вы знали, что основное изменение в зимней погоде – это наступление холодов. Холод заставил людей надеть тёплые пальто, шапки, сапоги, варежки.
Но все-таки и зимой можно играть, веселиться, петь и танцевать. Зимой мы отмечаем праздник «Новый год», «Рождество». А также зимой очень весело играть на улице.
- Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Сейчас я буду загадывать загадки о зимних забавах, а вы их будете отгадать.
9. Загадки о зимних забавах.
1. Мы в морозный день с друзьями
Снег из шланга поливали.
Как появится ледок,
Значит, все — готов. (Каток)
2. Два стальных блестящих братца
По катку кругами мчатся.
Лишь мелькают огоньки.
Что за братики? (Коньки)
3. Под ногами у меня
Деревянных два коня.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой. (Лыжи)
4. В зимний день по снежной корке
Он меня катает с горки.
С ветерком промчаться рад
Мой веселый… (Снегокат)
5. Ой, насыпало снежка!
Вывожу коня-дружка.
За веревочку-узду
Через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу,
А назад его тащу. (Санки)
6. Во дворе катали ком,
Шляпа старая на нем.
Нос приделали, и вмиг
Получился (Снеговик)
7. Я снежная, я белая,
Меня ребята сделали,
Днем они всегда со мной,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью под луной
Очень грустно мне одной. (Снежная баба)
10. Предлагаю поиграть в игру «Какая погода может быть зимой?»
Предлагаю вариант (если дети затрудняются) : Если на улице идёт снег, то погода какая …
Снег – (снежная);
Мороз – (морозная);
Ветер – (ветреная);
Стужа – (студёная);
Холод – (холодная).
11. Игра «Скажи какой? (какая)»
Цель: формировать умение подбирать слова-признаки, согласовывать существительные с прилагательными
Зима какая?. (морозная, снежная, лютая, холодная, теплая)
Снег какой?. (белый, пушистый, грязный, холодный, блестящий, сверкающий)
Лед какой?. (прозрачный, холодный)
Погода какая? – снежная, холодная, морозная.
Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.
День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.
Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.
12. Игра -викторина «Что наделала зима?»
1. Зима пришла с морозами и всё…- (заморозила).
2. Метель мела и все тропинки…– (замела).
1. Река покрылась льдом и всё(заледенела).
2. Зима позвала и вьюгу и всё(завьюжила).
13. Игра «Назови ласково»
Цель: закреплять умения в образовании существительных уменьшительно-ласкательных форм.
- Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).
Снежинка - снежиночка,
Санки - саночки,
Елка - елочка,
Снеговик - снеговичок,
Снег - снежок,
Зима – зимушка,
Лед – ледок.
Воспитатель: Теперь поиграем с моим снежком. И я посмотрю, как вы знаете зимние явления.
14. Игра «Подбери слова-действия»
Цель: активизация в речи детей глаголов.
Воспитатель: Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кому я передам снежок, договорит несказанное мной словечко.
Зимой метель… (метёт).
Ночью ветер в трубах… (воет, завывает).
Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).
В лесу зимой голодный волк… (воет).
На зиму медведь в берлоге… (засыпает).
Мороз щёки и нос… (щиплет).
Зимой вода в реке. … (замерзает).
Иней на ветках деревьев… (блестит).
Зимой снег всё вокруг… (накрывает).
Воспитатель: - Какие вы все молодцы! Хорошо знаете зимние явления.
Основное изменение в зимней погоде – это наступление холодов. Холод заставил людей надеть тёплые пальто, шубы, шапки, сапоги, валенки, варежки.
- Подскажите, а зачем человек зимой надевает шубу?
Мы говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба она же не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло? Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу, или не пускает к нему холод.
Ребята, какие вы умники! Помогли мне ответить на вопросы.
15. Физкультминутка «Снежинка»
С неба падают снежинки, (машем руками)
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками (хлопаем в ладоши)
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, (присели)
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы, (шагаем на месте)
Поднимаем выше ноги.
16. Рисование «Снежинка»
Воспитатель: - Ну, а сейчас мы будем с вами рисовать снежинки на «снегу» (в тарелочках с манкой).
Дети рисуют.
17. Подводим итоги занятия.
Воспитатель: - Замечательно! Спасибо за игру! Ребята, о каком времени
года мы сегодня беседовали? (О зиме). Вы очень хорошо поработали на занятии. Оказывается, вы умеете не только внимательно слушать, но и также активно работать. Порадовали нашу Зимушку.
Понравилось ли вам занятие? Что запомнилось? Что запомнили интересного?
По каким месяцам мы сегодня путешествовали? Какое задание показалось вам самым простым? Какое задание больше всего понравилось? Что вызвало затруднения? Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? (Дети передают друг другу снежок).