Наталья Болотова
Конспект НОД по познавательному развитию «Времена года. Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. «Времена года. Зима».
Цель: совершенствовать знания детей о времени года - зима и связанных с ней природных явлениях и изменений жизни людей.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать представления о природе родного края;
- использовать для описания зимы образные слова, прилагательные;
- активизировать употребление однокоренных слов.
Развивающие :
Темочки:
- Времена года. Конспекты занятий
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- развивать умение заканчивать предложения, используя противопоставления;
- развивать внимание, логическое мышление, память, расширять словарный запас.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к объектам и явлениям природы.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, поэзии по теме «Зима», разучивание пословиц поговорок о зиме, рассказывание по картине, продуктивная деятельность по теме «Зима».
Оборудование:
Картины «Зимние пейзажи Урала», иллюстрации по темам «Животный и растительный мир родного края».
Словарная работа: поземка, пороша, вьюга, снегопад, заснеженный, пейзаж.
Ход НОД:
Подготовительный этап. Сюрпризный момент.
Воспитатель входит в группу со сказочным персонажем - Почемучкой. Все здороваются.
Звучит запись «Вьюги».
Воспитатель: Ребята, прислушайтесь. Что вы слышите?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята наш гость ничего подобного раньше не слышал, покажем и расскажем, Почемучке, в какое время года приходят к нам морозы, вьюги, метели?
(Ответы детей.)
Основной этап.
Воспитатель: Мы с вами совершим путешествие в самое загадочное время года – зиму. Давайте вспомним, что бывает зимой, какие зимние явления вы знаете?
( Ответы детей: вьюги, метели, снегопады, гололедица, снежные бури, пороша, поземка).
Воспитатель: Ребята, расскажите Почемучке об этих явлениях природы, чем они отличаются друг от друга?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Я для вас приготовила две тарелки, в одной – снег, а в другой – лед. Чем они отличаются?
( Ответы детей: снег - белый, холодный, искрящийся, плотный, рыхлый; лед - прозрачный, ломкий, скользкий, бесцветный).
Воспитатель: Молодцы, а вы знаете, наш гость очень любит играть в слова и хочет поиграть с вами в игру «Подбери слово», согласны?
(Ответы детей)
Почемучка: Давайте попробуем подобрать слова, которые образованы от слова снег и зима, а за правильный ответ я буду давать снежинки, посмотрим, кто больше снежинок соберет.
( Ответы детей: снежок, снежинка, снеговик, Снегурочка, снегирь, белоснежный, подснежник, зимний, зимушка, зимовать, перезимовать).
Физкультминутка:
Мы ногами топ, топ, топ,
А руками хлоп, хлоп, хлоп,
Головою круть, круть, круть,
Постучали в грудь, в грудь, в грудь,
Мы конфетку ам, ам, ам
И погладим по – бокам,
А потом животики,
Улыбнулись ротики.
А на улице мороз,
Заморозит деткам нос,
Заморозит ушки,
Щечки, словно плюшки.
Воспитатель: Почемучка приготовил для вас загадки, давайте их отгадаем:
Из овечьей шерсти тонкой,
Как гулять, так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.
Что за нелепый человек,
Пробрался к нам в двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла, боится солнца и тепла?
Он слетает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
Белый дед, белее нет
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
Никто не поднимает
Весна придет, он сам уйдет.
Кручу, урчу,
Знать никого не хочу.
На окне, как на картине
Все в узорах светло синих
Что за мастер тонких дел,
Ночь без дела не сидел?
Воспитатель: У меня для вас тоже есть интересная игра «Закончи предложение», Почемучка, присоединяйся к нам.
Зимой бывает снегопад, а осенью (листопад).
Зимой бывает снег, а летом (дождь).
Зимой снег падает, а весной (тает).
Зимой катаются на санках, а летом (на велосипеде).
Зимой лес спит, а весной (просыпается).
Зимой бывает холодно, а летом (жарко).
Зимой деревья белые, а осенью (желтые).
Зимой растут сугробы, а летом растут (растения).
Зимой насекомые прячутся, а весной (вылезают).
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что по поведению птиц, некоторым явлениям природы можно предсказать какая будет погода зимой?
Народные приметы о погоде зимой
- длинные сухие еловые веточки к метели сгибаются, к спокойной погоде распрямляются;
- шумит дубравушка – к непогодушке;
- лес шумит зимой – к снегу, к оттепели;
- воробьи дружно прячутся в хворост – на мороз или перед метелью;
- воробьи дружно расчирикались – к оттепели;
- ворона кричит на полдень (в сторону юга) – к теплу, на север – к холоду;
- ворона купается – к ненастью;
- ворона кричит: летом – к дождю, зимой – к метели;
- ворона под крыло клюв прячет – к холоду;
- ворона всегда садится клювом к ветру;
- вороны и галки зимой вьются в воздухе – перед снегом; садятся на землю – к оттепели; садятся на вершины
деревьев – к морозу, на нижние ветки – к ветру;
- зимой вороны летают и кружатся стаями – к морозу.
Заключительный этап. Подведение итогов НОД.
Воспитатель: Зима – замечательное время года. Вы любите зиму? Посмотрите на эти картины, на них изображены зимние пейзажи родного Урала. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?
(Ответы детей.)
Дети прощаются со сказочным героем и приглашают его в гости на праздник зимы.