Наталья Башкирева
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми 4–5 лет «В гости к бабушке Матрене»
▼ Скачать + Заказать документы
В гости к бабушке Матрене
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
1. Образовательная: расширять знания и представления детей о народных играх, разных формах устного народного творчества.
2. Развивающая : развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к произведениям народного искусства.
3. Воспитательная: воспитывать у детей умение связывать с музыкой исполнение ролей в народных играх, хороводах и плясках.
Предварительная работа:
1. Беседа о традициях русского народа просмотр иллюстраций.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с детьми 4–5 лет „В гости к бабушке Матрене“» размещена в разделах
2. Чтение русских народных сказок.
3. Знакомство с малыми формами фольклора : потешки, прибаутки, считалки, присказки. Заучивание наизусть некоторых из них.
4. Наблюдение, беседа, просмотр иллюстраций домашних животных и птиц.
Оборудование:
• детализированное изображение фрагмента русской избы;
• народный костюм «Бабушки» для ведущей;
• музыкальное оформление (народные песни и пляски);
• гимнастические палки;
• деревянные ложки;
• игрушки домашних животных и птиц;
• шапки мышей и кошки;
• соленое тесто, мармелад;
• лукошко с сюрпризом.
Ход НОД: дети под народную музыку входят в зал. Появляется «Бабушка».
Бабушка Матрена :
«Здравствуйте, детки. Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Бабушка Матрена. Я живу за полями, за лесами, за высокими горами. Приглашаю вас ко мне в гости : пешком идти далеко, давайте запрягайте-ка коней, да помчимся веселей».
Дети:
садятся на гимнастические палки и проговаривают слова, двигаясь по кругу:
-Мы поедем на лошадке
По дорожке ровной, гладкой
Но – но, но – но
Ты вези нас далеко.
Бабушка Матрена :
-Молодцы, вот мы и добрались до места, а сейчас всех вас в дом приглашаю и хочу познакомить с питомцами, которые живут со мной. А для начала отгадайте, о ком идет речь:
Вместо носа — пятачок,
Вместо хвостика — крючок,
Голос мой визглив и тонок,
Я — весёлый. (Поросёнок)
Далеко, далеко…
На лугу пасётся кто?
И даёт нам молоко (корова)
Кто такой – озорной
И с лохматой головой.
Бегает и лает,
Во дворе играет. (собака)
Он тихонечко мурлычет,
Мордочку нам в ноги тычет.
Молоко из блюдца пьет.
Это кто, скажите? (Кот)
Далеко, далеко…
На лугу пасется кто?
И дает нам молоко… (корова)
Кто такой – озорной
И с лохматой головой.
Бегает и лает,
Во дворе играет.
(Собака)»
Дети после каждой загадки находят отгадку (картинку - животное).
Бабушка Матрена :
-А теперь давайте послушаем ребяток, они расскажут нам стихотворения.
Дети:
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Желтые цыплятки.
* * *
Кошка очень хороша,
Ходит мягко, не спеша.
Сядет, умывается,
Нам всем улыбается.
Бабушка Матрена :
-Заболтались мы совсем, а сейчас я хочу вам показать один предмет.
Ложки.
Кто и когда додумался, ложки превратить в музыкальный народный инструмент никто не знает, но это самый колоритный и распространенный музыкальный инструмент. Ещё в 18 в. инструментальные ансамбли и солдатские хоры использовали в своём творчестве ложки. На них играли весёлые и шуточные песни. К этому времени относится изображение ложек на лубочных картинках со сценками из народной жизни. Скоморохи использовали ложки для ритмического сопровождения плясок и дополняли их звучание бубенцами, привязанными к ручкам ложек. В настоящее время этот музыкальный инструмент – обязательный атрибут фольклорных и инструментальных ансамблей.
Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Для оркестра используются музыкальные деревянные ложки, изготовленные из берёзы или клёна. Обычные ложки делаются из липы, но это хрупкое дерево, да и звук у липы очень слабый. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоятки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоятки подвешивают бубенцы.
В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большей величины. Оттого что размеры ложек разные возникает впечатление чередования звуков по высоте.
Существует множество приёмов игры на ложках. Держат их за ручки и ударяют одна о другую тыльной стороной черпаков. Динамика регулируется силой удара.
Сейчас я вам предлагаю превратиться в музыкантов и поиграть на ложках.
Игра на ложках.
Бабушка Матрена :
-Все такие молодцы, отдохнули, а сейчас опять играть. Ведь я очень люблю веселые затеи, шумные забавы и радостный смех.
Подвижная игра «Кот и мыши»
Кот засыпает (закрывает глаза) в одной стороне группы, а мыши тихонько разбегаются по всей группе. Кот просыпается, потягивается и начинает ловить мышей. Пойманных мышек уводит в свой угол. Игра повторяется один раз.
Ритмогимнастика (проводит кошка)
Киска
То прогнет,
То выгнет спинку,
Ножку вытянет вперед -
Это делает зарядку
Наш Маркиз -
Пушистый кот.
Чешет он себя за ушком,
Жмурит глазки и урчит.
У Маркиза все в порядке:
Когти, шерсть и аппетит.
Бабушка Матрена :
-Какие молодцы! Развеселили меня, знаете, чем обычно бабушки угощают своих внучат?
(Дети отвечают.)
Бабушка Матрена :
-Правильно, пирогами. Вот мы сейчас их и испечем.
Лепка пирогов из соленого теста.
Бабушка Матрена :
-Всех бабуся привечала
И ребяток угощала.
Вам в дорогу собрала я угощения - сладких пирожков.
Буду в гости вас всех ждать с нетерпением, а теперь пора вам в путь дорогу. До свидания, мои дорогие!
Дети:
Садятся на «Лошадей» - гимнастические палки, и под звуки музыки отправляются домой, проговаривая слова:
«Мы поедим на лошадке,
По дорожке ровной, гладкой.
Но – но, но – но
Ты вези нас далеко».