Киселёва Марина Прокопьевна
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в прошлое старинной русской избы» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в прошлое старинной русской избы»
Занятие для детей 5- 6 лет
Цель занятия: Формирование ценностного отношения к русской народной культуре, историческому прошлого народа.
Задачи.
Обучающие:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Путешествие в прошлое старинной русской избы“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- дать представление о печи, как о неотъемлемой принадлежности русско- крестьянской избы; - расширять представления о предметах старинного русского быта.
Развивающие :
- развивать у детей положительное отношение к историческому прошлого народа; - укреплять речевую форму общения;
- развивать мыслительные способности путем отгадывания загадок. Воспитывающие: - воспитывать бережное отношение к истории и традициям своего народа. Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, продуктивная. Оборудование и материалы: иллюстрации избы, макет печи, предметы быта (сундук, прялка, веретено, самовар и прочие); русский народный костюм; салфетки, пластилин. Предварительная работа:
- беседа с детьми о русском народном быте;
- рассматривание иллюстраций с изображением предметов быта, русской избы, печи; заучивание пословиц, поговорок, загадок;
- чтение русских народных сказок, былин, рассказов.
Планируемый результат.
1. Обогащение представлений детей о предметах русского быта.
2. Проявление интереса к истории и традициям своего народа.
3. Умение думать, анализировать.
Приемы:
- рассматривание предметов быта, макета русской печи;
- рассказ, показ;
- загадывание загадок;
- лепка.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1. Вводная часть.
Педагог встречает детей в народном костюме :
- Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль! С поклоном приглашаю вас в избу! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали около печи, а непрошенных – возле порога. Мы сегодня с вами отправимся в далекое прошлое наших предков.
(Дети присаживаются на лавочки)
2. Основная часть.
Педагог.
- С хлебом и солью, встречали дорогих гостей на Руси. Как вы думаете, где мы находимся?
Дети. В избе.
Педагог.
- Да, находимся мы в русской избе. Раньше на Руси избы строили из брёвен. Строили топорами без единого гвоздя. Крестьяне помогали друг другу рубить избу. Рубить избу – это значит строить. В таких избах было тепло и уютно. Главной частью жилища была печь, которая занимала большую половину дома. Печник клал печь из кирпича и обмазывал глиной. Ребята, для чего предназначалась печь? Дети. Чтобы приготовить еду, испечь хлеб, пироги, обогревать дом.
Педагог.
- На печи не только готовили еду, но могли спать, сушить одежду, даже мыться. В те далекие времена не было света. И поэтому она еще служила источником света для людей. В печи огонь разгорался, и в избе становилось светло. Хозяин с хозяйкой усаживались возле печи, и занимались своими делами. - В каждой избе был «красный угол». Он занимал почетное место в жилище. Его старались содержать в чистоте, украшали нарядно красивой посудой, вышитым полотенцем, вешали в нем иконы. Прежде, чем начать любое важное дело, хозяева совершали ежедневные моленья.
-В русской избе все было сделано руками самих крестьян. Почти вся мебель бала сделана из дерева: лавки, скамейки для сиденья за столом. Стол был большим. Вдоль стен стояли длинные, широкие лавки, рядом стояли сундуки, где хранилась одежда и другие разные вещи. Лавки и сундуки ночью служили спальными местами. - Когда осенние роботы на полях заканчивались, долгими, зимними вечерами мужчины из дерева вырезали миски, ложки, разнообразные игрушки для своих детей. Занимались плетением лаптей, корзин для хранения овощей. - В старину, каждая крестьянская семья имела прялку. Для чего предназначалась прялка?
Дети. Чтобы прясть нитки.
Педагог.
- Правильно, женщины и девушки на прялке пряли пряжу. Потом они вязали для всей семьи, теплые варежки и носки. Шили одежду, одеяла, вышивали красивые рушники, наволочки на подушки. Все это было полезное и красивое, делалось с любовью. Каждая крестьянская семья, из поколения в поколение, передавала свое мастерство. У хозяек еще был другой помощник, отгадайте, кто он? «Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь».
Дети. Веретено.
Педагог.
- В те далекие времена, крестьяне очень много работали. Жили в одной избе несколькими поколениями. Они не только дружно жили, но и весело отмечали праздники всей деревней. Предлагаю вам, ребята, поиграть в хороводную игру «Заря - зарница». Проводится хороводная игра «Заря - зарница».
Дети встают в круг, руки держат за спиной. Один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит: «Заря - зарница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила, Ключи золотые, Ленты голубые, Кольца обвитые – За водой пошла!». С последними словами водящий кладет ленту на плечо одному из играющих. Заметив это, он быстро берет ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится зарей. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить ленту на плечо.
Педагог.
- Поиграли, ждет вас следующая загадка «Что хозяйка в печку ставит, кто из вас, ребята знает?».
Дети. Чугунок.
Педагог.
- Да правильно, чугунок был незаменимым в хозяйстве, он никогда не бился, выдерживал любой огонь, так как сделан из особого вида металла чугуна. Чтобы достать горячий чугунок из печи, нужен был другой помощник, а какой отгадайте «Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватит – отдает, а сам в угол идет?»
Дети. Ухват.
Педагог.
- Какие еще в старинной русской избе находились предметы? Буду загадывать загадки, а вы найдете отгадки в избе. «Выпускает жаркий пар, древний чайник» Дети. Самовар.
Педагог.
- Самовар обозначает символ добра, домашнего уюта. Вся многочисленная, крестьянская семья собиралась за самоваром. Пили чай из блюдечка с пирогами, медом, блинами. Вот вам следующая загадка «Новая посуда, а вся в дырках». Дети. Сито.
Педагог.
- Ситом сеяли муку. Она насыщалась кислородом. Тесто получалось пышным и мягким. Слушайте следующую загадку «Сама не ест, а людей кормит». Дети. Ложка.
Педагог.
- В крестьянской семье у каждого была своя ложка. Ее вырезали из дерева. Шли люди в гости, и ложку брали с собой. Ее не только ели щи да кашу, но и играли на них. Педагог.
- Ребята, а сейчас мы с вами слепим посуду, которую видели в русской избе. 3. Заключительная часть.
- Где мы сегодня с вами побывали?