Светлана Шумакова
Конспект НОД по познавательному развитию «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
Образовательные
1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения,делать выводы.
2. учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использовать образные слова и выражения.
3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
Развивающие
1. Продолжать развивать память,внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
2. Создать условия для решения проблемной ситуации.
Воспитательные
1. Воспитывать любовь к природе,заботливое отношение к животным.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Золотая осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Развивающая среда:
-Стулья расставлены полукругом по количеству детей.
-Шкатулка.
-Декорации леса.
-Ларчик с овощами,письмо в форме листочка,мячик.
-Фланелеграф.
-Иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень".
-Магнитофон, аудиозапись "звуки пробуждающегося леса"
Словарная работа: термометр,диктор, золотая, величавая,очаровательная, разноцветная,ранняя,поздняя.
Педагогические технологии: ТРИЗ, музыкальное воздействие.
Здоровъесберегающие технологии:динамическая пауза.
ХОД:
входим в группу и встаем полукругом
Воспитатель: Ребята, сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка-это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо.
Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться "Доброе утро!"
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым,доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера.
Доброе утро, гости,здравствуйте!
Дети,сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:
Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима.
Дети: Осень.
Нахожу под дверью листочек
Воспитатель: Дети, посмотрите,что это? Как он здесь оказался?
Дети: Осенний листочек, его принесло ветром.
Воспитатель: Его осень покрасила в золотой цвет! Это не простой листочек, это какое-то послание.
Читаю на листочке
Детский сад №8 детям группы "Ягодка"
Обратный адрес: Заячья поляна.
"Здравствуйте, дети! Пишут вам зайцы с лесной поляны. Мы не можем понять,кончается осень или нет? Пора ли нам менять серые шубки на белые? Только ответить на письмо просим поскорее,ведь менять шубки дело для зайцев не простое. "
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети,зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и поможем зайчикам принять правильно решение. Сейчас я листочком взмахну и мы окажемся в лесу.
под музыкальное сопровождение
Раз! Два! Три!
Вот мы с вами и в лесу. Посмотрите,какая красота нас окружает! Тихо в осеннем лесу, только слышно как шуршат листья под ногами. Акакая замечательная погода, светит солнце.
Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? А что такое осадки?
дождь, снег, туман. Записываю
Дети, а как можно узнать какя будет погода?
Дети: посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру.
Игра"Погода осенью"
У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Дети,какая бывает погода осенью:
-Когда идет дождь-дождливая
-Когда дует ветер-ветреная.
-Когда холодно-холодная.
-Когда пасмурно-пасмурная.
-Когда сыро-сырая.
-Когда хмуро-хмурая.
-Когда ясно-ясная.
Отлично. вы правильно говорите о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно. А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?
Дети: Ранняя, поздняя.
Подходим к фланелеграфу
Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите и назовите какая на них изображена осень.
подходим к трем деревьям
Вы уже знаете,что каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени. Какой первый осенний месяц?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяца. А что происходит с природой осень, мы с вами сейчас узнаем.
3 дерева и на каждом дереве изображены особенности каждого месяца (на листочках)
Сентябрь
Дети: Погода теплая,на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины,дуют холодные ветра, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака,по утрам бывают туманы,созревают желуди, поспевает клюква.
Октябрь
Дети: День короче-ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, цветы вянут, ночью заморозки,насекомые исчезли, солнце светит редко.
Ноябрь
Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, земля промерзла.
Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяца и рассказали об изменениях в природе.
Дети садятся
Да осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочиняли загадки, пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.
Осень подойдет не слышно, Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни на дорогу упадет.
Это первая примета, что от нас уходит лето.
А вторая куст малины, в нитях белой паутины.
Чуть короче станет день, потемнеют облака,
Словно их накроет тень,станет пасмурной река-
Третья верная примета: осень близко бродит где-то
Ранним утром на поляны лягут белые туманы.
А потом уж жди, не жди моросящие дожди, пеленой затянут просинь.
Значит наступила осень. У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания?
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу.
Помогаю детям с пословицами и приметами
Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась и вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.
А сейчас нам прочитает стихотворение Глеб
"Осень"
Плакали ночью желтые клены,
Вспомнили клены,что были зелены.
С желтой березы тоже капало,
Значит, береза тоже плакала.
Как вы думаете, почему плакала береза?
Дети: Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки.
Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?
Дети: Мало солнца, стало холодно.
Воспитатель: Дети, а можно ли что-нибудь сделать, чтобы листочки остались на дереве?
Дети:Приклеить, пришить.
Воспитатель: А будут ли такие листочки держаться?
Дети: Нет, скрутятся, почернеют,будут не красивые и опадут.
Воспитатель: Давайте представим себе, что мы листочки, подул ветер и мы закачались.
звучит музыка,дети танцуют
Физминутка "Листочки"
Осенние листочки закружились.
Веселый ветер зашумел над ними,
Весело они летели
И на землю сели.
Вот ветер снова тихо набежал,
Вдруг листочки красивые поднял.
Весело они летели и на землю сели.
Ой, как много на ковре красивых листочков. А давайте поиграем в игру "Собери листья в соответствии со значками"
Необходимо собрать листья в корзинку,но только такие, которые обозначены значком. Будьте внимательны, посмотрите на каких листочках стоит значок.
дети играют вместе
Воспитатель: Молодцы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы точно определили какие листочки нужно собирать.
Я поняла, что осень вам нравится. Дети, а ведь наши листочки не просты, а волшебные, каждый листочек это характеристика осени.
Игра "Осенние слова"
Дети: Золотая, печальная,хмурая, красивая, разноцветная,дождливая, долгая,затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая,дивная, задумчивая, замечательная, величавая, очаровательная, ласковая, скучная, грустная, таинственная.
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.
Эхо лесное, спросить могу?
Ау-ау-ау!
Куда это листья лесные пропали?
Опали-опали-опали.
Птички певички, давно ли галдели?
Летели, летели, на юг улетели.
Белки и зайцы, про вас не знаем?
Линяем, линяем, линяем.
Так что же твориться в лесу?- спросим
Осень, осень, осень.
Воспитатель: Теперь пришло время вернуться назад в детский сад. Сейчас я листочком взмахну и мы окажемся в детском саду.
Раз Два Три! Снова в группе мы!
Итог занятия
Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.
Дети: Осень наступила. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые,жуки, червяки, улетели птицы на юг. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса и волк заметят.
Отправляю письмо зайцам
Воспитатель: Я рада, что мы с вами нашли убедительные доказательства, что осень пришла. Ребята, куда мы с вами совершали путешествия?
Дети: В осенний лес.
Воспитатель: Мы видели красоту осеннего леса. Вам понравилось путешествие? Что вам понравилось больше всего?
Молодцы вы старались я довольна вами!
стук в дверь
Ребята, зайчики прислали нам посылочку. Зайчата, в благодарность на вашу помощь, прислали вам свое любимое лакомство-осенние дары-яблоки. Угощайтесь на здоровье!