Наталия Сорокина
Конспект развлечения по познавательному развитию «Путешествие по цветочному лугу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: поддержание интереса к разнообразию цветущих луговых цветов, и пользе лекарственных растений.
Предназначено для детей старшей группы (5-6 лет).
Задачи:
Образовательные
Закрепить разнообразие цветущих луговых растений, их связью со средой обитания;
Совершенствовать представления детей о лекарственных растениях, умение узнавать и правильно называть, знать их пользу, назначение и применение, закрепить правила сбора и сушки лекарственных растений.
Закрепить представления о том, что растения – живые, используя модели.
Устанавливать причинно-следственные связи.
Публикация «Конспект развлечения по познавательному развитию „Путешествие по цветочному лугу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Цветы. Сценарии летних цветочных развлечений
- Темочки
Развивающие
Развивать любознательность, эмоциональное восприятие, творческие способности детей, двигательные навыки.
Воспитательные
Воспитывать чувство любви к природе, эмоциональную отзывчивость.
Воспитывать чувство ответственности за жизнь насекомых.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая ситуация, познавательно –
исследовательская деятельность, коммуникативная деятельность, восприятие художественной литературы, продуктивная деятельность – мастерская.
Предварительная работа: наблюдение за растениями в природе;
рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений о цветах, растениях луга, отгадывание загадок, дидактическая игра «Что за растение?»
Материал и оборудование: музыкальная запись П. И. Чайковский –
Щелкунчик (Вальс цветов); мультимедийная презентация; модели: «Растение», «Влияние солнца, дневного света на рост и развитие растений», «Признаки живых организмов», шапочки к игре «Медведь и пчелы»; материалы для творчества детей: кисти, клей, крупа, бисер, салфетки).
Ход развлечения:
Звучит музыка П. И. Чайковский – Щелкунчик (Вальс цветов).
Дети приглашаются в музыкальный зал оформленный как цветочный луг.
Используется мультимедийная презентация с изображением
цветочного луга.
Детей встречает Фея цветов. Приветствует детей.
Фея цветов : «Здравствуйте, ребята, посмотрите, какой красивый
цветочный луг! Приглашаю вас в замечательное путешествие.
Медленно пойдем по кругу,
И «Здравствуй» скажем – каждому цветку!
Мы можем над цветами наклониться
Не для того, чтоб срезать и сорвать,
А, чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать!»
Фея предлагает удобно расположиться на лугу, полюбоваться
разнообразием цветов.
Фея цветов : «Ребята, что такое луг?
Ответы детей. (Лугами называют безлесные площади, занятые
травянистыми растениями. Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.)
Фея цветов : «Какие цветы называют луговыми?
Ответы детей. (Те цветы, которые растут на лугу, называются - луговые
цветы.)
Фея цветов интересуется, какие дети увидели цветы на лугу, просит
назвать их.
Фея цветов : «А какую пользу приносят травы луга? Как их использует
человек?
Ответы детей. (Применяются в народной медицине, в косметологии.)
Фея цветов : «Ребята, а как человек может навредить лугу?»
Ответы детей. (Рвать траву, уничтожать цветы, насекомых, сжигать
траву, пасти животных бездумно).
Фея цветов интересуется у детей, чем похожи все растения, что у
них общего (корень, стебель, листья, цветы).
Использование модели «Растение».
Ответы детей.
Фея цветов предлагает детям почитать стихи о цветах. На лугу И.
Суриков; Гвоздика Е. Серова; Ромашки Ф. Грубин; Василёк А. Полетаева. (Чтение стихотворений сопровождается показом слайдов.)
Фея цветов : «Ребята, как вы думаете, цветы, растения луга, они живые
или нет?»
Ответы детей. (Дети доказывают по модели «Признаки живых
организмов» что растения живые, они дышат, растут, питаются, двигаются, размножаются.)
Фея цветов благодарит детей, интересуется, что влияет на рост и
развитие цветов?»
Модель: «Влияние солнца, дневного света на рост и развитие растений».
Ответы детей с помощью схемы – модели. ( Необходимо: солнечный
свет, тепло, вода, почва, удобрения, любовь, бережное отношение, заботливое отношение к растениям.)
Фея цветов : «Как приятно ароматное благоухание цветов, торопится
гостья полакомиться их нектаром.»
Звучит музыка. Под музыку влетает в зал «Пчелка».
Пчелка: «Здравствуйте, ребята, какой красивый, яркий цветочный
лужок. Вы знаете, кто я?»
Дети: «Пчелка.»
Пчелка: «Да, я пчелка, насекомое, потому что у меня есть… Что?»
Дети: «Жало, брюшко полосатое, усик, меленькие крылья.»
Пчелка: «А какая я?»
Дети: «Полосатая, красивая, добрая, маленькая.»
Пчелка: «Спасибо за комплименты. Что я умею делать?»
Дети: «Летать, жужжать, жалить, собирать нектар, делать мед.»
Пчелка: «А где я живу, вы тоже знаете?»
Пчелка: «Вам интересно узнать, откуда появляется мед?»
Дети: «Да.»
Пчелка: «Сначала я летаю по красивым цветам, на усики и лапки
собираю нектар, а потом в своём домике складываю нектар в восковые соты и получается мед. А вы мед любите? Почему?»
Дети: «Мед полезный, лечебный, он лечит от всех болезней.»
Пчелка: «Ребята, давайте вместе поиграем, отдохнём на цветочном
коврике.»
Игра «Цветы и пчелы»
Ход игры: Пчелка предлагает детям разделиться на 2 команды – девочки и мальчики. Девочки будут изображать пчелок, мальчики – цветы. Дети разбегаются по залу. По сигналу они начинают выполнять заранее распределенные роли. Девочки изображают пчелок, изящно качают головками, подражают жужжанию пчелы: «з-з-з.». Мальчики изображают цветы; встают на одно колено, расправляют руки, как лепестки.
По сигналу пчелки дети меняются ролями. Мальчики становятся
шмелями, машут руками, словно крыльями, притопывают ногами, жужжат, словно большие шмели: «ж-ж-ж.», а девочки изображают красивые цветы.
Пчелка: «Хорошие вы ребята, мне очень понравились. Скажите, а
можно меня и моих подружек брать в руки?»
Дети: «Нельзя. Пчелка может больно ужалить, она маленькая, её можно
раздавить, может позвать на помощь своих подружек и они ещё сильнее ужалят.»
Фея цветов : «Правильно, ребята, насекомых никогда нельзя брать в
руки.»
Пчелка: «Спасибо ребята за приятный отдых, к сожалению мне пора
возвращаться в свой улей! До свидания!»
Фея цветов и дети : «До свидания, пчелка!»
Фея цветов : «Растения – наши друзья. Очень много о целебных
свойствах растений знает наш замечательный доктор Ромашкин.
Звучит музыка. Входит доктор Ромашкин.
Доктор Ромашкин: «Здравствуйте, дети! Я доктор Ромашкин.
Погода расплакалась - просто беда
На небе вода, под ногами вода,
И хлюпает нос, и в горле першит
Но доктор Ромашкин на помощь спешит.
Я умные книги всю жизнь изучал
И разные травы для вас собирал
Приду и скажу вам: «Дружок не скучай»,
А выпей целебный, душистый мой чай.»
Доктор Ромашкин: «Ребята, я видел, у вас в гостях была пчелка, как вы
думаете, у каких цветов ей нужно собирать нектар?
Дети: «У ромашки, у календулы, одуванчика, крапивы, пижмы,
цикория.»
Доктор Ромашкин: «А ведь это не простые цветы, они умеют лечить и
называются лечебными. Что вы про них знаете?
Дети рассказывают о растениях: тысячелистнике, подорожнике, иван-
чае, клевере, крапиве, ромашке, мяте, зверобое, душице. Ответы детей сопровождаются показом слайдов.
Доктор Ромашкин: «Лекарственные растения очень нужны и полезны.
А знаете ли вы как их нужно правильно собирать? Какие есть правила сбора целебных трав?» Ответы детей.
- Нужно знать сами растения, уметь отличать их от других растений.
- Сбор производить только в хорошую погоду, сухую.
- Нельзя собирать в одну тару несколько видов растений одновременно.
- Нельзя собирать больные и повреждённые вредителями растения.
- Нельзя засорять сборы песком, землёй, другими не лекарственными растениями.
- Запрещается собирать растения вблизи дорог.
- Сушат лекарственные травы под навесом.
- Высушенные растения хранят в сухих помещениях в мешках или ящиках.
- Запрещается сбор редких лекарственных растений, занесённых в Красную книгу.
Фея цветов : «Ребята, как красиво цветут цветочки, предлагаю вместе
поиграть.»
Все дети исполняют песню-игру «Мы ходили в поле» (музыка А. Лазаренко, слова Л. Кукловской, перевод с украинского А. Сарапина).
1. Мы ходили в поле, в поле,
Погуляли вволю, вволю,
Утром на лужочке
Рвали мы цветочки.
2. Солнце жарко греет, греет,
Тучка в небе реет, реет.
Тучка, окропи ты
И цветы, и жито.
3. Налетели тучи, тучи
Из-за дальней кручи, кручи.
Частный дождик сеет –
Убегай скорее!
Перед началом игры дети стоят парами вдоль длинной стены зала. Из общего числа детей заранее выбирается ребенок – «дождик».
Доктор Ромашкин обращает внимание детей на редкие цветы : ландыш,
мать – и – мачеха, пион тонколистый. Они занесены в Красную книгу. Эти растения тоже лекарственные, очень полезные от многих болезней. Собирать их можно только в ограниченном количестве, а рвать их без надобности запрещено.
Фея цветов : «Доктор Ромашкин, ребята знают, что помимо полезных
растений есть ещё и растения вредители, это сорняки. Ребята, перечислите их.»
Ответы детей. (Осот полевой, пырей ползучий, пастушья сумка, лебеда.
Эти растения приносят вред культурным растениям.)
Доктор Ромашкин: «Правильно ребята, эти растения истощают и
иссушают почву, глушат растения, поглощают большое количество влаги и питательных веществ из почвы. С сорняками следует бороться. Но лебеда, хоть и сорняк, спасала в неурожайные годы крестьян от голода. Её добавляли в хлеб, варили с ней щи, ели в свежем виде. По питательным свойствам лебеда не уступает мясу. Вот видите, как в природе всё взаимосвязано.»
Фея цветов : «Ребята, поэты посвящают цветам стихи, композиторы
сочиняют музыку, художники пишут картины. Предлагаю вам, как настоящим художникам запечатлеть красоту цветов, растений в картине. Ей будут любоваться все гости, которые придут на нашу выставку.»
Мастерская «крупеничка»
Дети украшают готовую картину луга крупой и бисером под
спокойную музыку.
Фея цветов и Доктор Ромашкин : «Ребята, какие вы молодцы! Какой
яркий и красочный луг у вас получился! Луг стал волшебным, так как создан своими руками!»
Рефлексия.
Фея цветов интересуется у детей: «Было ли интересным для вас
путешествие по цветочному лугу? Что вам понравилось больше всего? Что было трудно?» Предлагает выбрать из вазы цветочек – значок, соответствующий их настроению. Дети прощаются с Феей цветов и Доктором Ромашкиным, благодарят за путешествие по цветочному лугу.
Литература:
1. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ/ О. Ф. Горбатенко – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду/ А. И. Иванова – М. : ТЦ Сфера, 2004.
3. Киреева Л. Г., Бережнова С. В. Формирование экологической культуры дошкольников/ Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова – Волгоград: Учитель, 2008.