Елена Омельченко
Конспект НОД по познавательному развитию «Пройдёт зима холодная»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: подготовительная
Образовательная область: познавательное развитие
НОД Ознакомление с миром природы
Тема: «Пройдёт зима холодная…».
Задачи:
Образовательные: Уточнить представления детей о зиме, о жизни растений и животных в это время. Показать зависимость состояния растений от внешних условий: деревья и кустарники без листьев, не растут, потому что не хватает необходимых условий (тепла, воды, света).
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Пройдёт зима холодная“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Развивающие : Рассказать, что зима своей красотой вдохновила художников писать картины, композиторов сочинять музыку, поэтов – стихи.
Воспитательные: Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям: заснеженным пейзажам, деревьям в инее, сверкающему снегу, зимним развлечениям.
Материалы и оборудование: слайды картин А. А. Пластов «Первый снег», К. Ф. Юон «Русская зима», К. Ф. Юон «Конец зимы», К. Ф. Юон «Мартовское солнце», И. И. Левитан «Март».
Ход занятия:
Вводная часть
Воспитатель: Сыплет, сыплет белый снег,
Тихо-тихо, как во сне,
Белый-белый и густой.
Скажем мы ему: «Постой,
Всё уже бело кругом –
Белый лес и белый дом,
Поле белое, река.
Слепим мы снеговика,
В санках скатимся с горы».
Выпал снег для детворы.
* * *
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет.
И речка подо льдом блестит…
Дети, о каком времени года идёт речь?
Дети: О зиме.
Основная часть
Воспитатель: Назовите зимние месяцы.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Расскажите о признаках зимы. Я буду называть слова, а вы составлять предложения. И так, снег.
Ребё нок: Зимой земля покрыта снегом.
Воспитатель: Мороз.
Ребё нок: На улице трескучий мороз.
Воспитатель: Лёд.
Ребё нок: Реки и озёра покрыты льдом.
Воспитатель: Деревья.
Ребё нок: Деревья стоят голые, только ёлочки зеленеют.
Воспитатель: Снегирь.
Ребенок: С севера прилетели снегири.
Воспитатель: Кормушка.
Ребенок: На участке дети развесили кормушки.
Воспитатель: Снеговик.
Ребенок: Зимой дети лепят снеговиков.
Воспитатель: Шуба, шапка.
Ребенок: Зимой люди надевают шубы, шапки, шарфы, валенки.
Воспитатель: Зимнее время года нередко воспринимается как хмурое и безрадостное. В декабре солнце показывается редко. Почти не греет, низко стоит над горизонтом. Небо серое, с тучами, сыплющими снегом. Замерзают водоёмы. Декабрь – месяц самых длинных ночей и коротких дней. Самые короткие дни в году – 21 и 22 декабря (дни зимнего солнцестояния). С 23 декабря начинается «коренная» зима. Солнце светло-жёлтого цвета поднимается всё выше над горизонтом, в его лучах сверкает снег. Небо светлеет. Солнечные морозные дни чередуются с ветреными и вьюжными днями.
В начале февраля наступает «перелом» зимы. Синеет небо. Солнце поднимается всё выше и начинает слегка греть. Снег становится тусклым и рыхлым. Февраль самый снежный и метельный месяц.
Зимой деревья и кустарники без листьев, не растут, потому что не хватает необходимых условий: тепла, воды, света.
Зимующие птицы (синицы, воробьи, вороны, дятлы, галки, сороки) и птицы-гости
(снегири, свиристели, клёсты) собираются в стаи. Слетаются поближе к человеческому жилью, кормятся хлебными крошками, зёрнышками, семенами деревьев.
Зайцы днём прячутся в норках, вырытых в снегу, поздно вечером выходят покормиться корой и тонкими веточками деревьев. Белка живёт в гнезде, день проводит в поисках пищи: шишек, еловых почек; помогают и запасы желудей, орехов, грибов, сделанные осенью. Лисы и волки тоже приближаются к человеческому жилью. Рыбы зимуют подо льдом.
Зима – трудное и тяжёлое время года для растений и животных. В то же время зима – необыкновенно красивое, чудесное, сказочное время. Своей красотой вдохновила поэтов писать стихи, композиторов сочинять музыку, художников писать картины.
Дети, послушайте замечательные стихи о нашей матушке-зиме.
(Рассказывают дети).
И. Никитин «Встреча зимы»
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать –
Пусть мороз твой трещит;
Наша русская кровь
На морозе горит!
И. Суриков «Зима»
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
Разминка «Ой, мороз!»
Ой, мороз, мороз, мороз,
Снегом ветки он занёс.
(Покачивают кистями рук над головой).
А мы не боимся, а мы веселимся!
(Грозят пальцем, хлопают в ладоши).
Ой, мороз, мороз, мороз,
Он хватает нас за нос.
(Прикладывают палец к носу).
А мы не боимся, а мы веселимся!
(Грозят пальцем, хлопают в ладоши).
Ой, мороз, мороз, мороз,
Щиплет щёки он до слёз.
(Прикладывают ладоши к щекам).
А мы не боимся, а мы веселимся!
(Грозят пальцем, хлопают в ладоши).
Лыжи с санками возьмём
И кататься в лес пойдём.
(Выполняют движение руками, как при ходьбе на лыжах).
А мы не боимся, а мы веселимся!
(Грозят пальцем, хлопают в ладоши).
Воспитатель: А сейчас мы совершим с вами путешествие в Третьяковскую Галерею и посетим «выставку» зимнего пейзажа.
1 картина. Аркадий Александрович Пластов «Первый снег».
«Двое малышей на крылечке деревенского дома встречают приход зимы, радуясь первому снегу. Снег покрыл землю, лёг на крыши домов, осыпал ветки старой берёзы в палисаднике перед бревенчатым домом. Всё вокруг вдруг сказочно преобразилось».
2 картина. Константин Фёдорович Юон «Русская зима».
«Серебристо-серый снег пушисто устилает землю, осыпает ветки деревьев. Бело-серое небо почти сливается с землёй. Снег лежит на крышах деревенских домов. Ощущением торжественного величия русской природы в зимнюю пору, когда всё становится необыкновенным, почти сказочным, наполнил художник своё произведение».
3 картина. Константин Фёдорович Юон «Конец зимы».
«Радостным, бодрым ощущением жизни отмечена картина «Конец зимы. Полдень». Она с большой теплотой и непосредственностью воссоздаёт типичную окраину русской деревни, зимние забавы ребят и те неповторимо радостные дни, когда яркий свет солнца, голубые тени, живые и звучные краски природы – всё говорит о приближении весны.
Но природа для Юона – это, прежде всего среда, в которой живёт человек. Поэтому с такой любовью изображает художник сельский дом и забор, ярко-жёлтую поленницу дров, кур, роющих в снегу, мальчиков, собирающихся на лыжную прогулку».
4 картина. К. Ф. Юон «Мартовское солнце».
«Большое полотно. Пронзительная, какая-то звенящая синева неба, на снегу, покрытом коркой наста и чуть розовом в лучах утреннего солнца, лежат длинные сине-сиреневые тени. Деревья как будто тянут свои ветви к весеннему небу; трепетны тоненькие веточки берёзы. Мальчишки скачут на конях, собака бежит следом за ярко-рыжей в белых пятнах лошадью».
5 картина. Исаак Ильич Левитан «Март».
«Проста и непритязательна природа, изображённая на картине. Ранняя весна, тает снег – образ русской весны. В картине «Март» красота природы проявилась в яркой красочности. В звонкой голубизне неба, яркости синих и фиолетовых теней, лежащих на подтаявшем ноздреватом снегу. В интенсивности жёлтого цвета в изображении стены дома и дорожки. В сложно разработанной теплотой по тону зелени сосен и елей, в нежной желтизне стволов и тоненьких веток молодых тополей. Мы словно присутствуем в тот момент, когда к дому только что подъехали сани, запряжённые рыжей лошадкой, и остановились у дверей на проталине. Только что открылась дверь и ещё как будто покачивается, поскрипывает на петлях. С крыши над крыльцом вот-вот упадёт подтаявший снег».
Художники очень любили русскую природу, в пейзажах они отражали своё настроение, чувства.
С. Д. Дрожжин
Пройдёт зима холодная,
Настанут дни весенние,
Теплом растопит солнышко,
Как воск, снега пушистые.
Листами изумрудными
Леса зазеленеются,
И вместе с травкой бархатной
Взойдут цветы душистые.
Заключительная часть. Рефлексия.
Самостоятельная изобразительная деятельность детей на тему зимы под музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года» («Декабрь», «Январь», «Февраль»).
Предполагаемый результат
Уточнили представления детей о зиме, о жизни растений и животных в это время. Показали зависимость состояния растений от внешних условий: деревья и кустарники без листьев, не растут, потому что не хватает необходимых условий (тепла, воды, света). Формировали эстетическое отношение к зимним явлениям: заснеженным пейзажам, деревьям в инее, сверкающему снегу, зимним развлечениям.