Ольга Данилова
Конспект НОД по познавательному развитию «Цвет земли» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Филиал «Мальвина»
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №70 г. Пензы «Буратино»
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
по познавательному развитию на тему «Цвет земли»
для детей старшей группы
Воспитатель:
Данилова О. В.
Цели:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Цвет, изучаем цвета. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Формирование представлений о роли почвы в жизни живых существ.
2. Расширение представлений детей о цветовом многообразии неживой природы.
3. Закрепление знаний о компонентах неживой природы, которые нужны живым существам - тепле, воде, воздухе.
Задачи:
1. Образовательные:
- обогащать словарный запас
- обобщить и закрепить знания о неживой природе
2 .Развивающие :
- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимательность, умение рассуждать.
3. Воспитательная:
- воспитывать любовь к природе;
- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
Используемые методы:
1. Словесные: чтение стихотворений, чтение сказки, беседа, логические вопросы.
2. Практические : проведение опыта с землей, посадка семян
3. Наглядные : ящик с почвой, накрытый полиэтиленом.
Предварительная работа:
• наблюдения,
• беседы,
• чтение художественной литературы,
• дидактические игры,
• рассматривание картин, календарей, иллюстраций,
• изобразительная деятельность
Материал и оборудование:
1. Почва разного цвета
2. Ящик с землей
3. Емкость с водой
4. Семена цветов
Ход:
1. Приветствие «Круг рукопожатий».
Собрались все дети в круг
Слева друг и справа друг
Все мы дружим меж собою
И с природою родной.
Пожмите друг другу руки, улыбнитесь, передайте друг другу хорошее настроение.
Основная часть:
2. Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь, вместо одного в кладовой уже 20. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, морковки.
Видал ли ты когда-нибудь семечко 2-мя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит, глядишь, где было крылатое семечко - стоит ветвистое дерево.
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.
- Вы догадались, как она называется?
Да, сегодня речь пойдет у нас о почве (земле).
- А кто-нибудь знает, как еще называют нашу землю? Как о ней говорят?
- А такое выражение «Земля – матушка, кормилица наша» слышал кто?
- А почему так о ней говорят? (да, она кормит нас, давая урожай).
Вот и наш старый знакомый маленький Мышонок из индийской сказки тоже познакомился с землей - кормилицей. А вы хотите узнать, как это произошло?
Чтение фрагмента сказки «Чему учился маленький Мышонок»
Беседа по содержанию:
С чем познакомила мышонка мама? (с почвой)
Что он узнал о почве?
Из чего состоит почва?
Как он узнал об этом?
Я предлагаю вам стать маленькими исследователями и самим исследовать почву
3. Проведение опытов.
Дети садятся за столы.
У вас на столах лежат предметы для исследования. Перечислите, что именно. (Ответы детей). Нам предстоит определить, из чего состоит почва. Как это можно сделать? Предлагаю рассмотреть почву.
Опыт 1. Рассматривание образцов почвы разного цвета
Возьмите образец земли №1 Внимательно рассмотрите землю через лупу. Что вы видите? Какого цвета образец №1 (песок).Такую почву называют песчаной, образец №2 (глина). Как можно назвать такую почву? образец №3-плодородная почва. В ней кусочки корешков, обломки травинок
Вывод: цвет почвы зависит от того, сколько в ней содержится глины и песка, а так же, сколько в ней растительных остатков
Опыт 2. «Что спрятано в комочке» Опускаем в банку с водой почву и наблюдаем, появятся ли в воде пузырьки воздуха.
Вывод: в почве есть воздух.
Скажите, где воздуха в почве больше – в местах, которые посещают люди (плотно утромбованной) или там, где редко ступает нога человека (рыхлой).
- Давайте проверим.
Для этого возьмем кусочек с клумбы (рыхлой почвы) и с места, где часто ходят люди – тропинки (уплотненной почвы).
Опускаем кусочек уплотненной почвы в банку с водой с наклейкой, где нарисована стопа ноги человека, а рыхлой с наклейкой цветка и начинаем наблюдать, где будет больше выходить пузырьков.
Так, где же воздуха больше? (в рыхлой почве).
- Где подземным жителям легче дышать?
- А почему в уплотненной почве воздуха меньше?
Когда мы ходим по земле, то давим на ее частички, они как - бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.
Давайте это увидим сами.
Опыт 3. Для этого возьмем рыхлую, влажную почву и рассмотрим ее, как она выглядит.
Посмотрите, что внутри комочков есть пустые места, там и прячется воздух.
- А сейчас сожмите кусочек земли в руке.
- Что с ним произошло? Каким он стал?
- Он увеличился или уменьшился? Почему?
Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они прижались друг к другу, а воздух «ушел». Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух уходит.
- Скажите, в лесах, парках много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле на тропинках или участках, которые люди не посещают? Почему?
- Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду где им захочется?
Вывод: чем больше мест в лесу, парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется, а на некоторых участках могут исчезнуть совсем. Поэтому необходимо соблюдать правила поведения в парке, лесу: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, тем самым можно сберечь «дома» и жизнь многим подземным обитателям.
По окончании всех опытов, напомнить детям о тех компонентах неживой природы, которые необходимы живым существам,- тепле, воде, воздухе.
5. Зернышко
Чтобы семя проросло,
Нужна влага и тепло.
Вышел к свету стебелек,
Глубже в почву –корешок.
Всем на удивление-
Новое растение
А сейчас, чтобы увидеть, как действительно горсточка семян в земле превращается в цветы, овощи мы посеем их в ящики с землей. И в дальнейшем будем наблюдать за их появлением.
-Давайте высыплем семена на тарелочки и рассмотрим их через лупу. Это семена бархатцев. Какие они? (тонкие, длинные). Это семена астры. Какие они? (мелкие, тонкие, как капельки).
- Мы возьмём ящик с землей. Палочкой проведем на земле линии – это бороздки. Они помогут нам ровно посадить семена.
- Что будем делать дальше? (класть семена, поливать). Далее польем эти бороздки.
- Теперь бросаем семена. Близко не кладем, ведь когда рассаду будем сажать на участки, то корни можно повредить. Далее засыпаем бороздки землей.
- Что нужно, чтобы семена хорошо росли? (полив, свет, тепло)
Спасибо ребята, теперь будем ждать, когда появятся всходы, будем за ними ухаживать, и, надеюсь, вырастим крепкую и здоровую рассаду. А летом и наши цветы украсят клумбы на нашем участке.
Подведение итогов:
Сегодня вы были маленькими исследователями.
Что вы сегодня нового узнали?
Кто растения сажает
Их никогда не обижает
А нам же друзья, на прощанье,
Осталось сказать: «До свиданья!»
1. Приветствие «Круг рукопожатий» Предложить детям образовать круг и взяться за руки. Один из детей должен пожать руку своему соседу справа, тот - передать рукопожатие следующему ребенку и т. д., пока круг не замкнется, т. е. пока рукопожатие не вернется (с левой стороны) к тому, кто его начал. После этого дети поднимают руки над головой и приветствуют окружающий и мир.
2. Чтение «Чему учился Мышонок» (по мотивам индийской сказки)
- Сегодня я познакомлю тебя с нашей Кормилицей,- сказала Мама. Она наклонилась, подняла комочек земли и положила его Мышонку в лапу. Комочек был теплым и влажным. От него исходил едва уловимый, волнующий запах.
- Неужели это наша Кормилица?- удивился Мышонок- это ведь обыкновенная земля.
- Да, это наша Кормилица,- подтвердила Мама- потому что она дает нам еду. А зовут нашу Кормилицу - Почва. Хочешь узнать, из чего она состоит? Вот тебе тазик с водой, положи свой комочек в воду и поболтай хорошенько. Что ты видишь?
- Вода стала мутной,- сказал мышонок.
- Такой ее сделала содержащаяся в почве глина. Теперь слей воду, а тазик снова заполни водой. Давай проделаем так несколько раз.
Мама и Мышонок несколько раз сливали мутную воду, пока вода не стала прозрачной.
- Вода стала прозрачной!- закричал Мышонок- А на дне лежит песок!
- вот видишь, значит почва состоит еще и из песка! А твердые тяжелые писчинки- это кусочки знакомых тебе…
- Камней!- догадался Мышонок.
- Ты совершенно прав! Можешь сам в этом убедиться. Если ты возьмешь в лапки два камня и потрешь их друг от друга, то получишь мелкие частицы песка. А что ты еще видишь в тазу?
- Сухие травинки, корешки, кусочки листьев…
- Правильно. Через некоторое время эти остатки сгниют и сделают почву плодородной. На такой почве вырастет больше новых растений- нашей с тобой еды. Вот почему почва- Кормилица!
- Мама, мне очень понравилась наша Кормилица- чудесная почва.