АННА ЧИЛИКОВА
Конспект НОД по познавательному развитию «Юные экологи — друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию «Мир природы» Юные экологи — друзья природы».
Цель: формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
- закреплять знания детей о живой и неживой природе;
-уточнять знания о поведении человека в природе;
Развивающие :
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Юные экологи — друзья природы“» размещена в разделах
-способствовать развитию познавательных интересов, умения обобщать и делать выводы, взаимодействовать в коллективе сверстников.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование для воспитателя: Эмблема «Сохраним природу», экран, проектор, ноутбук, презентации «Профессия эколог».
Оборудование для детей: Разрезные картинки с изображением объектов природы по количеству детей, карточки «Пищевые цепи», эмблемы «Юный ЭКОЛОГ», логические планшеты с карточкой «Дополни ряд», стаканчики по количеству детей (пустые и с водой, ложечки и увеличительные стекла по количеству детей, подносы с почвой (рыхлой и утрамбованной, воронки, ватные диски по количеству детей, коробочки с камнями (керамзит и гранит).
Ход занятия:
1. Организационный момент
Дети подходят к воспитателю и встают полукругом около экрана.
(Игра на общение)
В. - Встанем рядышком по кругу,
Скажем: Здравствуйте друг другу,
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет» и «Добрый день»
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется.
В. - Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
2. Основная часть.
Экология – это наука, которой занимаются ученые – экологи. Ребята, а кто такие экологи? (Ответы детей).
Демонстрация презентации «Профессия эколог».
В: - Посмотрите на экран. Экологи это люди, которые изучают живую и неживую природу, происходящие в ней взаимосвязи. Они исследуют причины высыхания рек, гибели рыб, помогают животным, изучают воду, воздух, влияние промышленных отходов на все живое. Предлагаю сегодня тоже побыть маленькими, юными экологами.
- Для этого необходимо выполнить несколько заданий. Вы готовы, с ними справиться? (Ответ детей). Тогда предлагаю вам пройти к столам для выполнения первого задания.
Задание №1 «Собирай-ка»
В: - Ребята, кто из вас знает, что такое живая и неживая природа, чем они отличаются? (Ответ детей). Правильно живая природа может расти, питаться, размножаться, неживая природа не может не питаться, не дышать, не размножаться.
В: - У вас на столах лежат разрезные картинки, постарайтесь собрать их правильно и расскажите, объекты какой природы у вас получились.
(Дети собирают единую картинку «Объекты живой и неживой природы» индивидуально. Они называют их, и классифицируют).
- Молодцы, отлично справились с первым заданием.
Задание №2 «Логический планшет»
В: - Теперь переходим ко второму заданию, здесь мы будем работать в парах. Пододвиньте к себе логические планшеты.
- Задание такое «Дополни ряд насекомым того же типа». Перед вами несколько рядов, в каждый ряд необходимо добавить еще по одному представителю.
- Теперь назовите, какие ряды получились. (Ответ детей). Да правильно – жуки, стрекозы, бабочки, перепончатокрылые, кузнечики, двукрылые.
Вопросы детям:
- Чем они похожи между собой?
- Чем отличаются?
- Где можно их встретить?
- Какую роль играют насекомые в природе и в жизни человека?
Задание №3 «Пищевые цепи»
В: - Предлагаю выполнить задание, которое называется «Пищевая цепочка». У вас на столах лежат картинки с изображением объектов природы, как вы думаете какой? (Ответы детей.).
- Именно теперь предлагаю построить из этих объектов пищевую цепь.
(Дети выполняют задание).
- Какие животные по характеру питания у вас представлены в цепи?
(Травоядные и хищники).
- Что будет, если исчезнут травоядные животные, а – хищники?
- Молодцы вы ловко справились с заданием.
- Пришло время отдохнуть. Проходите на ковер, вставайте в круг.
Физкультминутка
Дети по лесу гуляли, (Идут по кругу, смотрят в бинокль)
За природой наблюдали!
Вверх на солнце посмотрели, (Голову поднимают вверх)
И их лучики согрели. (Обнимаю себя)
Бабочки летали,
Крыльями махали. (Летят как бабочки)
Дружно хлопнем: раз, два,
Три, четыре, пять, (Хлопают в ладоши)
Нам пора букет собрать.
Раз присели, два присели, (Приседают)
В руках ландыши запели. (Показывают ландыши руками)
Исследование «Камни»
В: - Предлагаю вам, продолжить выполнять задания, проходите в нашу маленькую лабораторию. Мы как настоящие экологи будем изучать объекты природы, и проводить исследования. Пододвиньте к себе коробочки и посмотрите, что там лежит? ( Ответы детей: Камни).
В: - Возьмите увеличительные стекла и рассмотрите их. (Дети рассматривают камни).
- Какая поверхность этих объектов? ( Ответы детей: Шершавые, большие, тяжелые, легкие).
- Теперь потрогайте их, погладьте, положите на руку и попробуйте определить их вес.
- Какой камень самый легкий. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
В: - Это керамзит, искусственный камень, его сделал человек и применяет его в строительстве. Повторите название искусственного камня.
- Еще его можно разломить, он хрупкий и не тонет. (Демонстрация воспитателя).
В: - Экологи изучают нашу Планету и почву.
Исследование «Почва»
В: - Ребята у меня возник вопрос.
- Как вы думаете почва везде одинаковая? В саду, в цветочных горшках, на дорожках? (Ответы детей)
- У вас на подносах под… два образца почвы рыхлая и притоптанная, утрамбованная. Возьмите ложечки и перемешайте рассыпчатую почву, а теперь твердую, утрамбованную почву с дорожек.
- Ребята, а кому нужна почва? (Ответ детей)
- Как вы считаете, в какой почве растениям будет лучше расти? Почему?
- Возьмите почву ложечкой и положите в стаканчик с водой, что происходит? (Наблюдение детей).
- Видите, появились пузырьки, что это значит? (Ответы детей)
- В почве есть воздух, он необходим, чтоб растение дышало, его корни берут кислород из почвы. Вот оказывается для чего необходимо рыхлить почву. Чтобы лучше проходила вода, и больше было воздуха в почве.
Вопросы детям.
В: - На нашей планете столько много воды.
- Для кого она важна? ( Ответы детей: для людей, животных, растений).
- Везде ли вода одинаковая?
- Какая она бывает? ( Ответы детей: грязная и чистая).
- Можно ли из грязной воды сделать чистую? (Предположение детей).
Опыт «Чистая вода»
- Давайте попробуем очистить воду в нашей лаборатории. Пододвиньте стаканчики с грязной водой.
- Возьмите воронки, поставьте их в чистый, пустой стаканчик, затем положите ватный диск в воронку и наливайте воду из стаканчика с грязной водой. Что происходит?
- Вода становится чистой, а грязь остается на ватном диске.
- Вот такие фильтры придумывают, разрабатывают экологи, что бы очищать грязную воду. Та, которая идет, к примеру, после деятельности человека. Правда, эти фильтры гораздо больше. А есть еще и природные фильтры – это растения и животные, которые очищают водоемы, реки, озера, пруды, моря.
3. Рефлексия:
В: - Молодцы, вы справились со всеми заданиями, побывали в лаборатории и исследовали объекты неживой природы, как настоящие экологи. Что же больше всего вам понравилось, запомнилось? (Ответы детей).
- В самом начале занятия я предлагала вам стать экологами, и вы это смогли подтвердить. В знак этого я награждаю вас почетным знаком, который носят все экологи. Теперь вы будете бережно относиться к природе, я в этом уверенна!