Гаврилова Наталия Владимировна
Конспект НОД по математическому развитию: «Счет до пяти. Число и цифра 5» (средняя группа)
Конспект НОД по познавательному развитию (математическое развитие)
Составила: Н. В. Гаврилова
Тема: «Счет до пяти. Число и цифра 5»
Цель: формировать представление о числе и цифре 5, умение считать до 5, соотносить цифру 5 с количеством.
Материалы к занятию
Публикация «Конспект НОД по математическому развитию: „Счет до пяти, Число и цифра 5“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
Демонстрационный:
Игрушки – медвежонок и зайчонок;
Изображение земляники и черники;
Картинки с изображением 2,3,4,5 предметов;
Карточки с цифрами 1-7
Раздаточный
По 6 кругов красного и синего цвета;
Карточки с цифрой 5 по одной на каждого
Ход занятия
Введение в ситуацию.
Дети собираются около воспитателя.
-Какое время года вы больше всего любите?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель подводит итог: хороши все времена года.
Каждое время года по-своему красиво. И зимой, и летом, и весной, и осенью можно найти занятие по душе.
-Чем вы любите заниматься летом?
После ответов детей воспитатель рассказывает, Медвежонок и Зайчонок любят летом ходить в лес за ягодами и зовут детей с собой.
-Хотите вместе со зверушками сходить в лес за ягодами?
-Сможете набрать ягод?
2. Актуализация знаний
Часть1.
-На чем можно добраться до леса?
Дети предлагают различные средства передвижения. Выбирается поезд
-Что нужно сделать, прежде чем сесть в поезд?
-Где покупают билеты?
-Как называется человек, который продает билеты?
Дети подходят к столу –кассе, на котором находятся карточки – билеты с нарисованными на них предметами.
Карточек, на которых нарисовано 4 предмета, столько же, сколько и детей. Карточки лежат вперемешку.
Воспитатель говорит, что билетом на поезд будет служить карточка, где нарисовано 4 предмета.
Воспитатель – проводник проверяет билеты около поезда. Если будет куплен правильно, то проводник просит сказать, что и в каком количестве нарисовано на билете.
Если на карточке, которую выбрал ребенок, не 4 предмета, то воспитатель просит пересчитать предметы. В этом случае ребенок видит свою ошибку при счете, относит карточку на стол и выбирает ту, на которой 4 предмета.
После проверки билеты у детей забираются.
Все пассажиры на местах, билеты проверены – можно ехать.
-Посмотрите направо (налево)
Приехали в лес.
Часть 2.
Все дети встают со стульев – выходят из поезда – и идут в «лес».
-Как надо вести себя в лесу?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель подводит итог: лес- это дом зверей и птиц, а в доме должно быть чисто, поэтому все бумажки, бутылки, пакеты нужно забирать с собой, а потом выкидывать в урну.
Лес- это дом зверей и птиц, и в этом доме они должны чувствовать себя в безопасности. Поэтому, чтобы не пугать лесных жителей и разговаривать тихо.
3. Затруднение в ситуации
Воспитатель собирает детей около себя и, показывая на столы, предлагает представить, что дети подошли к ягодной поляне.
Дети садятся за столы по 4 человека.
На середине каждого стола вперемежку лежат красные круги и синие (по 4 на каждого человека)
-Мы пришли на поляну с ягодами.
-На какие ягоды похожи красные и синие круги?
-Красные круги – это земляника, синие – черника.
Воспитатель говорит, что Медвежонок собрал 4 землянички.
-Зайчонок собрал столько же ягод черники.
-Столько же – это сколько?
Воспитатель говорит, что зверушки – малыши, они еще не умеют считать и сомневаются, что собрали поровну ягод.
-Что нужно сделать для того, чтобы сразу было видно, что ягод земляники и черники было поровну? (надо около каждой ягоды земляники положить одну черники)
После того как дети разложат ягоды попарно, воспитатель рассказывает, что вдруг Медвежонок нашел еще одну ягодку земляники. Воспитатель кладет на каждый стол 4 красных круга.
Дети берут один красный круг и кладут его рядом с остальными.
-Сколько теперь ягод земляники?
-Сумели мы сосчитать ягоды земляники (нет)
-Почему?
4. Открытие нового знания
-Что можно сделать, если чего-то не знаешь?
Что можно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?
(Можно спросить у того, кто знает.)
Воспитатель предлагает позвонить старому Ежу, который все знает.
Дети «берут в руки телефон, набирают номер,
Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос.
Еж отвечает: «При счете за числом 4 идет число 5».
Если же кто-либо из детей посчитает правильно, воспитатель обращает
на это внимание, а затем просит всех детей посчитать до пяти.
Дети хором считают ягоды и говорят: «Всего пять ягод земляники»
- Как получилось пять ягод? (Было четыре, нашли еще одну, и стало
пять.)
Поровну ли теперь ягод земляники и черники?
- Чего больше? (Ягод земляники больше.)
- Что нужно сделать, чтобы их было поровну?
Воспитатель подводит детей к тому, чтобы они назвали два варианта уравнивания: либо убрать одну ягодку земляники, либо добавить одну
ягодку черники. Затем предлагает добавить одну ягодку черники.
Воспитатель кладет на каждый стол 4 синих круга.
Дети берут один синий круг с середины стола и кладут перед собой.
- Сколько теперь ягод земляники (черники?
Воспитатель говорит, что друзья-зверушки видят, что 5 и 5 - поровну.
5. Затруднение в ситуации.
Воспитатель говорит детям, что Медвежонок и Зайчонок хотят написать
письмо своему другу Лисенку и рассказать, сколько ягод они собрали.
Воспитатель кладет на середину каждого стола карточки с числами 3, 4, 5 и 6.
Карточек с числом 5 столько же, сколько детей.
Воспитатель рассказывает, что Медвежонок и Зайчонок еще маленькие
и пока не знают, как записываются числа.
- Давайте поможем друзьям записать, что они нашли пять ягод.
- Выберите на столе карточку, которую надо послать Лисенку для того,
чтобы он понял, что его друзья собрали по пять ягод.
Возникает затруднение, т. к. многие дети не знают, как пишется цифра 5.
Смогли вы выбрать карточку с числом 5?
- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как записывается число пять.)
6. Открытие нового знания
-Что можно сделать, если чего-то не знаешь, а очень хочется узнать?
(Можно спросить у того, кто знает)
Дети могут предложить спросить у старого Ежа.
Дети снова «звонят» Ежу, воспитатель помогает детям сформулировать
В ответ Еж «присылает sms» (воспитатель показывает детям карточку с числом 5)
Этот значок говорит о том, что предметов пять.
Дети выбирают карточку с числом 5 и кладут около собранных ягод.
Дети садятся на свои места.
– Медвежонок предлагает съесть вот столько (воспитатель показывает
карточку с числом 1) ягод земляники.
Дети отсчитывают один красный круг и кладут на тарелочку, которую
воспитатель ставит на середину стола, - съели ягодку.
- Зайчонок предлагает съесть вот столько (5) ягод земляники.
Сколько ягод земляники предлагает съесть Зайчонок?
Дети пересчитывают красные круги и говорят, что ягод земляники только 4.
Съешьте эти ягодки.
Дети кладут 4 красных круга на тарелку - съели землянику.
- Зайчонок предлагает съесть вот столько (5) ягод черники.
Дети отсчитывают 5 синих кругов и кладут на тарелочку — съели и эти
ягоды.
Воспитатель говорит детям, что от черники у них испачкались губы, и
предлагает губы облизать.
Дети несколько раз проводят язычком слева направо и справа налево,
- Какие ягоды у вас остались?
Сколько ягод земляники?
Зайчонок предлагает детям съесть и эти ягоды.
8. Осмысление.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Где мы сегодня побывали?
- Что интересного сделали?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смоги помочь зверушкам
собрать ягоды и написать письмо Лисенку, потому что научились считать
до пяти и узнали цифру 5.