Ольга Юракова
Конспект НОД по познавательному развитию для детей второй младшей группы «Лесные животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность темы:
Живая природа – это удивительный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Именно ранний возраст – самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире, в том числе и о животных. В дошкольном возрасте происходит формирование нравственных качеств посредством экологического воспитания. Дети постепенно накапливают знания о наиболее распространённых лесных животных, их приспособленности к жизни в разное время года в условиях леса.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей второй младшей группы „Лесные животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
В процессе наблюдения за детьми был замечен интерес к животным. Дети пытались рисовать зайчиков, ежей и других животных, обращали внимание на иллюстрации из книг, журналов. Так и появилась идея расширить кругозор детей знаниями о животных, проживающих в лесу.
Целевая аудитория: Дети второй младшей группы.
Цель: Развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о некоторых диких животных, живущих в лесу.
Задачи:
Образовательные: Научить детей различать по внешнему виду и называть наиболее распространенных диких животных, живущих в лесу. Сформировать представление о животном, его внешнем виде, питании и его детеныше.
Развивающие : Развивать понимание речи, мышление, память, внимание, наблюдательность.
Речевые: Способствовать освоению диалоговой речи, обогатить словарный запас детей.
Воспитательные: Воспитывать любовь к животным. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Планируемый результат: Благодаря данной методической разработки дети познакомятся с описанием жизни некоторых лесных животных в осенне – зимний период. Познакомятся с понятием дикие животные. Обогатят свой словарный запас. Закрепят знания правил поведения в лесу.
Форма проведения: двигательная, игровая. НОД построена в едином игровом сюжете, связанная с темой «Лесные животные».
Методы и приемы подобранны в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными задачами. В ходе НОД используются наглядные, словесные, практические и игровые методы. Предложенные игры и упражнения подобранны в соответствии с возрастом детей, что поспособствует решению поставленных задач на развитие активной речи, внимания, памяти детей. Для развития речевой активности детей, расширения знаний о времени года, о животных используются такие приемы, как рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, игровые упражнения.
Для реализации НОД «Лесные животные» были использованы ресурсы материально – технического оснащения (проектор, экран, компьютер, магнитная доска, методические (иллюстрации животных)
Конспект НОД «Лесные животные» во второй младшей группе.
Основная образовательная область: познание
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: Развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о некоторых диких животных, живущих в лесу.
Задачи:
Образовательные: Научить детей различать по внешнему виду и называть наиболее распространенных диких животных, живущих в лесу. Сформировать представление о животном, его внешнем виде, питании и его детеныше.
Развивающие : Развивать понимание речи, мышление, память, внимание, наблюдательность.
Речевые: Способствовать освоению диалоговой речи, обогатить словарный запас детей.
Воспитательные: Воспитывать любовь к животным. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Демонстрационный материал:
Картинки на магнитной доске с изображением диких животных. Игрушки диких животных (заяц, медведь, белка, ёж). Экран с изображением леса. Аудиозапись с шумом леса, пением птиц.
Ход занятия: Дети сидят на стульчиках. Стук в дверь, входит воспитатель в образе старичка – лесовичка.
В. Здравствуйте дорогие ребята! Я добрый старичок- лесовичок, зашел к вам, чтобы рассказать о лесных жителях.
Д. Здравствуйте!
В. Я пришел к вам из леса. Там мой дом. Живу я в лесу очень давно. Знаю каждое деревце, каждый кустик, каждую травинку. В лесу живет много разных животных, птиц и насекомых. Я забочусь о них. Все звери, птицы заняты своим делом, ведь осенью у всех много забот. Ребята, я знаю, что вы любознательные, любите узнавать что-то новое. Хотите узнать интересное про животных?
Д. Да!
В. Тогда я приглашаю вас отправится в мой чудесный лес. Согласны?
Д. Да!
В. Встаньте на ножки, и друг за другом за мной пойдём по дорожке, которая приведет нас в лес.
Игра разминка «Маленькие ножки»
Маленькие ножки, шли по дорожке, Топ - топ - топ - топ. Шли по дорожке, топ - топ - топ - топ (ходьба за воспитателем)
Маленькие ножки, скакали по дорожке, скок - скок - скок - скок. Скакали по дорожке, скок - скок - скок - скок (прыжки на месте на 2-х ногах)
Маленькие ножки, бежали по дорожке топ - топ - топ - топ (бег за воспитателем)
Шли по дорожке, топ - топ - топ - топ (ходьба за воспитателем). Вот устали наши ножки, мы дальше пошли по дорожке (дети останавливаются и поглаживают свои ножки)
На экране появляется заставка осеннего леса. Декорации (ёлки, грибы, шишки, осенние листья)
В. Вот мы и пришли. Посмотрите, как здесь красиво. На деревьях разноцветные листья. Так бывает только осенью. Послушайте как шумит лес. (аудиозапись «шум леса»)
Ребята, в лесу нужно выполнять определенные правила: нельзя шуметь, ломать деревья, нельзя рвать незнакомые грибы и растения. Нельзя есть незнакомую ягоду. Нельзя трогать животных и забирать их домой. Это очень важные правила и вам нужно их запомнить.
В. Сейчас я хотел бы с вами поиграть! Присаживайтесь в кружок на полянке каждый на осенний листочек. (по кругу приклеены листочки)
Ребята, у меня есть волшебный мешочек. Из него появится отгадка, слушайте загадку!
В. Кто по ёлке ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
Воспитатель просит одного ребенка показать на доске картинку с изображением белки. Если ребенок затрудняется, помочь.
На экране проектора появляется картинка белка в дупле или на ветке.
В. Белочка очень маленькая, с ладошку. У неё ушки с кисточками, с коготками. Хвост пушистый. Она очень ловкая. Быстро прыгает с ветки на ветку. Белка живет в дупле. Она запасает на зиму жёлуди, грибы и шишки. Летом шубка у белки золотисто-рыжая, а к зиме она становится серой. Детенышей белки называют бельчата.
Художественное слово
Белка прыгает по веткам,
Белка скачет по земле…
Белка скачет к малым деткам,
А бельчата спят в дупле.
В. Теперь отгадайте мою следующую загадку.
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
Д. Заяц!
Воспитатель просит одного ребенка показать на доске картинку с изображением зайца. Если ребенок затрудняется, помочь.
В. Заяц маленький зверек. Он очень быстро бегает. Летом его шубка серая, а зимой становится белой. Для того чтобы хищные звери не смогли его поймать. Питается заяц травой, корой деревьев. Своего домика у него нет, поэтому он прячется под ветками деревьев или в густой траве. Детёнышей зайца, называют зайчата.
Физкультминутка
Зайка беленький сидит и ушами шевелит.
Вот так, вот так, он ушами шевелит. (дети сидят на корточках и двигают кистями рук возле головы)
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Вот так, вот так, надо лапочки погреть. (дети сидят на корточках и хлопают в ладоши)
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
Вот так, вот так, надо зайке поскакать. (дети прыгают на месте)
В. Теперь отгадайте мою следующую загадку.
Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками
Воспитатель просит одного ребёнка показать на доске картинку с изображением ёжика. Если ребёнок затрудняется, помочь.
В. Ребята, это еж, он колючий, серый, маленький, его мордочка похожа на мордочку мышки, лапки маленькие и юркие. Питается ёжик червями, жуками, ловит мышей и ящериц. Домик себе устаревает под старым пнём, роет норку. Запасы на зиму он не делает, так как он ложится спать на всю зиму до весны. Детёнышей ёжика называют ежата.
Пальчиковая гимнастика «Ёж»
Ёжик маленький замёрз
И в клубок свернулся.
Солнце ёжика согрело
Ёжик развернулся.
В. Ребята, у меня есть ещё одна загадка.
Воспитатель достаёт из мешочка игрушку медведь и читает загадку.
Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его?. Медведь
Воспитатель просит одного ребёнка показать на доске картинку с изображением медведя. Если ребёнок затрудняется, помочь.
На экране проектора появляется картинка с изображением медведя в берлоге.
В. Медведь очень большой. Любит мёд и ягоды, ловит рыбу в реках. Летом он наедается до сыты. А зимой впадает в спячку в своём домике берлоге. Как только наступает весна медведь просыпается и снова отправляется на поиски еды. Детёныши медведя называются медвежата.
Физкультминутка “Мишка” (стих с движениями) :
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет. (ходьба на месте)
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.
(бью ладошкой по лбу)
Мишка рассердился и ногою – топ.
(дети топают ножкой)
В. Ой! Ребята посмотрите, что лежит ещё у меня в мешке. Это детёныши животных, с которыми мы познакомились. Давайте поможем им отыскать своих мам.
Дети раскладывают картинки с изображением детёнышей и вместе с воспитателем повторяют названия животных и их детёнышей.
В. Все эти животные живут в лесу и называются дикие. Потому, что еду добывают себе сами и сами строят себе жилище.
В. Ребята нам пора возвращаться в группу.
Игра разминка «Маленькие ножки»
Маленькие ножки, шли по дорожке, Топ - топ - топ - топ. Шли по дорожке, топ - топ - топ - топ (ходьба за воспитателем)
Маленькие ножки, скакали по дорожке, скок - скок - скок - скок. Скакали по дорожке, скок - скок - скок - скок (прыжки на месте на 2-х ногах)
Маленькие ножки, бежали по дорожке топ - топ - топ - топ (бег за воспитателем)
Шли по дорожке, топ - топ - топ - топ (ходьба за воспитателем)
Вот устали наши ножки, мы дальше пошли по дорожке (дети останавливаются и поглаживают свои ножки)
В. Ребята вам понравилось наше путешествие в лес? С какими животными мы познакомились? А зачем зайчик шубку меняет с серой на белую? А как называют животных, которые живут в лесу?
В. Вы большие молодцы ребята. Мне пора возвращаться в лес, много дел у меня. До свидания!
Заключение
Цель и содержание НОД соответствуют теме, комплексно – тематическому планированию для детей во второй младшей группе, а также содержанию работы по познавательному развитию.
Данная НОД решает дидактические задачи по реализации принципа интеграции образовательных областей:
«Речевое развитие» - формировать умение слышать и понимать заданные вопросы, отвечать на них; обогащать словарь детей.
«Физическое развитие» - формировать умения согласовывать координацию движений с фразовой речью; развивать желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры.
«Социально – коммуникативное развитие» - создать условия, способствующие эмоциональному сближению детей; закреплять знания детей о правилах поведения в лесу.
В ходе НОД прослеживается единство образовательных и воспитательных задач. Образовательная деятельность построена в едином игровом сюжете. Смена видов деятельности (игровой, коммуникативной, восприятие художественной литературы, двигательной, способствует поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей НОД.
Вывод: в ходе реализации НОД мне удалось достичь цели занятия, через реализацию всех поставленных задач.
Данная методическая разработка может быть использована в работе педагогами дошкольных групп, при организации образовательной деятельности в области «Познавательное развития» для детей второй младшей группы.
Список литературы
Николаева С. Н. парциальная программа «Юный эколог» Система работы в младшей группе детского сада 3-4 года. – 2-е изд., испр. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. -104с.
Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 64с.
Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. - 144с.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. : Лань, 1996. - 32с.
Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. Академия развития. :2003. – 224с.
Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно – методическое пособие. - М. : ЦГЛ, 2003 – 128с.
Клюшник Л. В. научно – популярное издание для дошкольного возраста, Серия «Энциклопедия для детского сада» В лесу- М. : РОСМЭН, 2020 – 48с.
Интернет ресурсы.