Елена Турукина
«Вареники для казака не просто лакомство». Конспект НОД для детей группы компенсирующей направленности для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию для детей группы компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме: «Вареники для казака не просто лакомство».
Цель: Формирование уважительного отношения к культурным ценностям, обычаям и традициям семейных взаимоотношений. Закрепление полученных знаний о традиции встречи гостей на Кубани.
Задачи:
Формировать представление о жизни Кубанского казачества, о их традициях встречи гостей.
Приобщение семей к совместному полезному времяпрепровождению
(приготовление блюд).
Продолжать формировать умение работать с тестом (лепка вареников).
Развивать память, внимание, наблюдательность.
Темочки:
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР, нарушение речи
- ОНР. Конспекты занятий
- Педагоги компенсирующей направленности
- Пельмени и вареники
- Темочки
Развивать связную речь, обогатить словарь детей.
Воспитывать интерес к истории Кубанского казачества, любознательность.
Предварительная работа: Беседы и рассматривание иллюстраций на тему встречи гостей на Кубани, быт кубанских казаков.
Ход:
Звучит гимн Кубани «Ой, Кубань – ты наша Родина», дети рассаживаются на стульчики.
Воспитатель: Ты – казачий мой край необъятный,
Ты – кубанская сторонка моя
И просторы твои не объять мне,
Не объять своим взором поля.
А как Вы думаете, о чем пойдет речь?
Дети: О Кубани.
Воспитатель. Да, Вы правы, о нашей малой Родине – Кубани, Краснодарском крае.
Ты был на Кубани? А ты побывай.
Отличные люди, прославленный край!
Там вечер просторный и песня простая,
У клуба парнишек и девушек стая.
Там примут тебя, как хорошего друга,
Покажут, как землю ворочают плугом
Как хлеб убирают, как стол накрывают,
Как в горнице гостя у нас угощают.
Кубанцы на зависть умеют трудиться
Там где – то саманный курень мой дымится
Увитый густой виноградной лозою,
Веселые окна, открытые ставни
Люблю тебя, край мой,
Простор краснодарский,
И труд хлебороба и песни и пляски.
Воспитатель: У меня есть еще вопрос, как называется народ, который жил и живет на Кубани?
Дети: Казаки
Воспитатель. Казаки, народ хлебосольный, почитающий много традиций и соблюдающий законы казачества. Одним из таких законов и было - Гостеприимство. Ведь гость считался посланцем божьим. Самым желанным считался незнакомый человек, нуждающийся в крове. Даже старшие в семье уступали гостю в доме лучшее место.
Кто из вас знает как на Кубани, по традиции встречали гостей.
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Хлебом с солью. Раньше хлеб на Кубани назывался –поляныца. Ну, а если гости в дом, казачка старалась приготовить много вкусностей: пироги, курники и конечно варэнички.
Ребята, я приготовила для вас загадки, сможете ли их отгадать:
Вот он — тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол — он пожаловал — пришёл.
В нём — здоровье, наша сила, в нём — чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло,
берегло! (Хлеб)
В день весёлых именин
Выпекают хлеб один,
И поют все: «Кого любишь, выбирай!» (Каравай)
Из муки ношу наряд,
А начинке каждый рад,
В кипятке купаюсь,
Соком наливаюсь.
Лепит целое село
Звать меня …. его! (Вареник)
Мы похожи на блины.
Со сметаною вкусны.
Испекли нас бабушки.
Кто же мы? (Оладушки)
Можно что-нибудь испечь.
Для знакомства и для встреч,
Подружиться чтоб помог,
Сладкий испеку …. (Пирог)
Воспитатель: Молодцы, справились, все загадки отгадали! И пришла пора нам немного поразмяться!
Физкультминутка «Хлеб»
Рос сперва на воле в поле, дети слегка покачивают руками,
Летом цвел и колосился, поднятыми вверх.
А потом обмолотили, постукивают кулаками друг о друга.
Он в зерно вдруг превратился. упражнение «Пальчики здороваются»
Из зерна – в муку и тесто, сжимают и разжимают кулаки.
В магазине занял место. вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Вырос он под синим небом, поднимают руки вверх.
А пришел на стол к нам – хлебом. вытягиваю руки вперёд ладонями вверх.
Воспитатель: Для казаков вареники были не просто лакомством. Издревле их обязательно лепили по особым случаям: на свадьбы, рождение ребёнка, именинины. Лепить вареники собиралась вся семья. На Масленицу основным блюдом на Кубани были вареники, хотя и блины тоже пекли. Вареники делали с творогом и говорили «варэныки с сыром», а Масленица считается сырной неделей. А на Новогодние праздники вареники делали с «сюрпризом» и отваривали на ужин с 13-го на 14 января, в канун Старого Нового года.
Хотите я расскажу вам событие, которое произошло давным - давно. Нет, дети, это совсем не сказка, а быль.
«В одной станице жила – была казачка. Решила она как-то она вареников налепить да деток своих накормить. Кинулась, а муки-то нет!
Как вы думаете, куда она пошла? (Ответы детей)
А дело было в старину, когда магазинов не было в станице. Пошла она на мельницу к мельнику, низко поклонилась ему в пояс и попросила: «Мельник, мельник, дай мне муку - вареников налепить да казачат накормить». Мельник дал ей муки, поблагодарила его она и побежала к Речке: «Речка-реченька, дай, пожалуйста, мне водицы, хочу вареников налепить да деток накормить». Дала Речка водицы. Хозяйка набрала ведро водицы, поблагодарила речку и пошла к курочке: «Курочка - хохлатушка, дай мне яичко. Я вареников налеплю, у меня дома детки голодные». Дала курочка ей яичко. Пошла хозяюшка домой, всё теперь у меня есть, чтоб вареники лепить. Руки чисто вымыла, вытерла полотенцем, завязала на голову белую косынку и принялась за работу. Взяла сито, дальше что. (Муку просеяла, насыпала муки в миску, яичко разбила, посолила, налила водички, помешала, и стала месить.) Что у нее получилось?
Дети: Тесто.
Воспитатель: Конечно тесто. А я продолжу свой рассказ дальше. Много ребятишек у хозяюшки было, и все они помочь ей решили.
Пальчиковая игра (дети выполняют движения, в соответствии слов)
Мы просеяли муку,
А потом стакан воды,
В мисочку налили,
И туда яичко вбили,
Чуть-чуть посолили.
Тесто замесили.
Скалкой тесто раскатали,
И кружочки делать стали.
Нет! Мы вовсе не шалили, —
Мы вареники лепили!
(Дети начинают лепить вареники).
Тесто раскатали, а чтобы вареники одинаковые были, формочкой кружочки вырезали, начинку положили, а чтобы она не «убежала», краешки крепко-крепко залепили. (Воспитатель обращает внимание детей на то, что края вареников скрепляют косичками, защипками, прямыми и обратными.) А любили они вареники с разными начинками. С какими? (С творогом, с картошкой, фруктами и ягодами и т. д.) Потом их сварили и еще горячими, маслом полили, чтобы не прилипли друг к другу. Вот такая история про вареники.
Воспитатель. Понравилась история? А пока я предлагаю отдохнуть и в игру поиграть «Продолжи фразу!»
Белый хлебушек отличный, из муки он из … (пшеничной)
Из ларька несу домой темный хлебушек … (ржаной)
Для мальчиков и девочек, а также для родителей
Для бабушек и дедушек всегда есть свежий… (хлебушек)
Ваня, лежа на печи, ест большие. (калачи)
Ест сестра Катюшка с творогом… (ватрушку)
Только гости на порог - к чаю мы несем… (пирог)
Воспитатель: Вот мы с вами и научились лепить вареники, когда они высохнут, можно будет с ними поиграть в «Семью», «Кафе» или «Магазин».