Бальчугова Анна Владимировна
Конспект НОД по познавательному развитию «Берёза — символ русской души»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию
Тема: «Береза – символ русской души»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Цель: Формирование у детей представления о русской березке, о красоте окружающего мира.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Берёза — символ русской души“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Образовательные: дать представления о деревьях; познакомить с деревом береза – русская береза, ставшая символом России, с характерными особенностями березы, составными частями дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев; рассказать о том, какую пользу береза приносит людям; познакомить со стихотворением, загадками, пословицами, приметами.
Развивающие : развивать речь детей, обогащать словарь; развивать продуктивную деятельность,
Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к деревьям, к окружающей среде, к природе, воспитывать любовь к родному краю, развивать интерес к природе.
Виды детской деятельности: познавательная, восприятие художественной литературы, игровая, коммуникативная, продуктивная.
Предварительная работа: беседы, прогулки, чтение рассказов о природе; рассматривание иллюстраций с изображением леса.
Материалы: картинки с изображением леса; художественная литература; карточки с изображением листьев и плодов; картон голубого цвета, цветная бумага коричневого цвета, клей, полоски белого цвета из гофрированной бумаги.
Ход НОД
I. Организационный момент.
Воспитатель: Сегодня, ребята, я вам принесла очень красивые картинки, хотите их увидеть? (ответы детей)
Отгадав загадку, вы узнаете, что это за картинки. Послушайте внимательно
1. В шубе летом, а зимой раздеты. (Деревья.)
2. Нам в дождь и в зной поможет друг,
Зеленый и хороший –
Протянет нам десяток рук
И тысячи ладошек. (Дерево.)
3. Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Лес.)
4. Много рук, а нога одна. (Дерево.)
Воспитатель. (Воспитатель выставляет картинки с изображением леса.)
Ребята я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации.
-Что это? (Лес.)
- Как вы догадались, что это лес? (Много разных деревьев.)
- Названия, каких деревьев вы знаете? (Ель, клен, тополь, береза.)
-А кто из вас был в лесу? Расскажите, что вы там делали. (Рассказы детей.)
-Красиво в лесу? Вам там понравилось?
Деревья – это жилища многих зверей, птиц. Деревья полезны тем, что воздух очищают, которым мы дышим, от вредных веществ. Нельзя срывать листья, ломать ветки. Тогда деревья будут долго радовать нас своей красотой.
II. Основная часть. Ознакомление с деревом. (Береза)
- Ребята я предлагаю вам рассмотреть о природе нашей Родины иллюстрацию. Обратить внимание на то, что в русских лесах березка часто встречается. Береза растет и в вашем поселке. Ствол у березы гладкий белый с темными черточками, через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички»! Внизу, около земли, ствол березы какой? (Ответы детей) Ствол более темный и кора шершавая. Веточки тонкие опускаются красиво к земле. А что есть на веточках? Маленькие клейкие зелененькие листочки и плоды березы - длинные сережки. Ребята, как вы думаете, береза любит солнце? (Ответы детей.)
Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца
О березе сложено много стихов. Послушайте, что пишет поэт А. Прокофьев
2. Стихотворение. «Люблю березку русскую»
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, - но не ломится.
- Очень много пользы человеку, животным, птицам и другим растениям приносит береза в лесу. А вы знаете, как люди могут использовать березу? ( Воспитатель обобщает ответы детей: «Люди заготавливают березовый сок? Чтобы не повредить дереву надо собирать его осторожно. Это дерево дарит вкусный и полезный сок. Березовый сок любят птицы и животные. Любят березовые почки птицы. Гнезда на березах устраивают птицы, под березой внизу можно найти грибы. Они называются – подберезовики. Из почек изготавливают лекарство, из листьев – желтую и зеленую краску. Березовые дрова считаются ценным топливом. Из древесины делают бумагу, фанеру, мебель, лыжи. Много пользы приносит нам береза. Белоствольная, кудрявая, шелковистая, русская красавица – такими ласковыми словами называют березу. Еще ее называют символ – России.
3. Физкультминутка «Деревья»
Ветер сильный налетал, (Наклоны корпуса вперед-назад.)
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад – вперед. (Рывки руками перед грудью)
Ветер их качает, гнет.
Будем вместе приседать – (Приседания)
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы размялись от души (Шагают на месте.)
И на место вновь пошли.
4. Про березу много пословиц, загадок.
Пословицы: сломать дерево – секунда, вырастить – года.
Загадки про березу.
1. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)
2. Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а не голова. (Береза.)
3. Ствол белеет, шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки. (Береза.)
4. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой стоит под горой. (Береза.)
5. Разбежались по опушке
В белых платьях подружки. (Березы)
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали – это береза.
5. Игра «Узнай и назови»
Воспитатель задает вопросы детям:
- Какие вы знаете части дерева? (ствол, корни, ветки, листья, почки)
- Зачем корни деревьям? (корнями дерево питается, пьет)
- Где находятся корни? (корни в земле, иногда выходят на землю)
- Какого цвета ствол у березы? (ствол белый с черными пятнами)
- А какие ветки у березы? (длинные, тонкие)
- Какой формы березовые листья? (похожи на треугольники)
- Как вы думаете, зачем березе черные пятна на стволе?
(Черными пятнами березка дышит, они заменяют ей легкие)
-Какую пользу приносит береза (сок, лекарства, краска, дрова, мебель, лыжи, корм для птиц)
-Какое дерево называют кудрявым (береза)
-Какое дерево называют русским (береза)
6. Упражнение «Покажи и назови части дерева».
На картине воспитатель показывает корни, ствол, ветки, крону, листья, Затем каждый ребенок показывает самостоятельно на картинке части дерева.
9. Аппликация береза.
Предлагает детям еще раз внимательно рассмотреть березку и сделать обрывную аппликацию. Воспитатель напоминает, что ствол березы – белый, с черными пятнами, веточки напоминают дуги; наверху они короткие; чем ниже, тем длиннее.
Самостоятельная деятельность.
III. Заключительная часть. Подведение итогов
10. Рефлексия.
Вопросы:
-С каким деревом вы сегодня познакомились?
-Что вы сегодня нового узнали о березе?
-Какое рисовали дерево?
-Что вам на занятии понравилось?