Наталья Гнатюк
Конспект НОД по познавательному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию
Возраст (группа) : от 5 до 6 лет
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Форма организации: совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию» размещена в разделах
Цель: развитие умений детей ориентироваться во временном пространстве.
Задачи:
Обучающие: способствовать накоплению знаний детей о частях суток, днях недели, временах года, месяцах года; формировать понятия «Вчера,сегодня, завтра».Закреплять временные отношения с целью использования времени рационально и точно.
Развивающие : Развивать память, внимание, воображение. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свой ответ.
Воспитывающие: воспитывать у детей целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
Методические приемы:игровой- использование сюрпризных моментов,
дидактические игры и упражнения, словесный - напоминание, указание, индивидуальные ответы детей., обратная связь.
Раздаточный мат-л:разрезные картинки «Части суток»
Оборудование: интерактивная доска, музыкальный центр, аудиозаписи, картинки времен года, дней недели, частей суток
Предварительная работа:чтение сказки «Золотой ключик или приключения Буратино» А. Н. Толстой, рассматривание картинок произведения, отгадывание загадок, знакомство с новыми словами : причал, дикари, Робинзон, сумрак, фейерверк, просмотр мультипликационных фильмов, разучивание стихотворения.
Ход НОД:
I Вводная часть:
Дети проходят в группу и рассаживаются на стульчики. На интерактивной доскепоявляется видеоролик «Моря и плывущий по нему пароход» (просмотр)
В: Ребята мы с вами оказались на берегу моря и я вас приглашаю в морское путешествие, а отправимся мы в путешествие на красивом морском пароходе. Вот на таком (показ на интерактивной доске) На пути нам будут встречаться острова большие и не очень, а может быть и совсем маленькие островочки.
В: Ну что,вы готовы к путешествию? Тогда в путь!
Б: Стойте, стойте!
В: Ой, ребята, смотрите, кто-то опоздал на пароход. Кто же это?
Б: Это я - Буратино, здравствуйте! Я слышал,что вы собираетесь в путешествие по морю. Возьмите меня с собой. Я на каком -то острове оставил золотой ключик, нужно его найти, а то папа Карло огорчится.
В: Поможем Буратино найти золотой ключик? Давайте возьмем его с собой в наше путешествие. Вы согласны?
Д: Да.
В: Ну что, все готовы?
Д: Да.
II Основная часть:
В: Чтобы помочь Буратино нам нужно взять с собой все наши знания. Ведь морское путешествие может быть сложным и даже опасным а тем, кто много знает, никакие опасности на страшны. Ну, в путь! Для этого мы с вами превратимся в пароходики.
В: От зеленого причала оттолкнулся пароход. (встать)
Он шагнул назад, (шаг назад)
Он шагнул вперед, (шаг вперед)
И поплыл, поплыл, по морю (движения руками)
Набирая полный ход (ходьба)
Слайд № 1:появляется видео ролик (музыкальное произведение «Остров невезения»)
В: Смотрите, ребята, на нашем пути какой-то остров? Кто же на нем живет?
Б: А я на этом острове уже был и знаю,что на нем живут несчастные люди дикари.
В: А почему они несчастные?
Б: Потому что они не знают дни недели! И не могут понять : когда им нужно работать, а когда отдыхать.
В: А наши ребята знают. Давайте поможем выучить дни недели несчастным людям - дикарям. А потом попросим помочь нам поискать на острове ключик Буратино.
Расскажем им стихотворение (дети рассказывают по очереди).
1 ребенок
Дни недели пролетели,
Что запомнить мы сумели?
Первый день недели –
Это. (понедельник).
Подметает дворник?
Значит, это. (вторник).
2 ребенок
С кошками беседу
Проведем мы в. (среду).
Черепаший фейерверк
После дождичка в … (четверг).
Ничего не ладится?
3 ребенок
Это, братцы,. (пятница).
Запрягают бегемота?
Это, видимо, … (суббота).
4 ребенок
Много шуток и веселья?
День последний, … (воскресенье).
Мы теперь расскажем всем:
Дней в неделе ровно семь!
В: Запомнили?
Люди-дикари: Да! А что, дни недели всегда друг за другом идут? И никогда, никогда не путаются?
В: : Да, укаждого дня свое место в неделе.
В: Давайте с вами еще раз посчитаем, сколько дней в неделе (дети и люди дикари считают и называют)
В: Молодцы! Вы правильно посчитали и назвали. Сколько дней в неделе?
( дети: в неделе 7 дней)
В: Ребята, скажите, какой сегодня день недели?
( дети: сегодня – вторник)
В: Правильно, сегодня у нас вторник. А какой день недели будет завтра?
( дети: завтра будет среда.) Какой день недели был вчера? ( дети: вчера был - понедельник. Хвалю за правильный ответ)
В : Вот видите, ребята знают не только последовательность дней недели, но и могут назвать день сегодняшний, завтрашний, вчерашний.
Люди - дикари: Ой, ой как сложно! Мы никогда не запомним.
В: А мы вам поможем, давайте назовем рабочие дни недели?
( дети: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница)
А выходные дни? ( дети: суббота, воскресенье, (хвалю за ответы)
В: Ребята, что делают в рабочие дни? (ответы детей). А в выходные (ответы детей)
В: Ну что, люди- дикари, Вы поняли когда нужно работать, а когда отдыхать?
Люди - дикари: Да!
Повторяем еще раз вместе рабочие дни (люди-дикари и дети)
Люди дикари: Теперь мы точно будем знать когда отдыхать, а когда работать и никогда не будем несчастными. А зачем вы к нашему острову приплыли?
Б: Я ключик потерял. Вы его не находили?
Люди-дикари: Нет!
В: Ну, тогда до свидания. Поплывем дальше.
Прощаются с дикарями.
В: Буратино не расстраивайся! Мы не нашли ключик на этом острове, но впереди есть еще и другие острова, Чтобы путешествие было веселым, давайте разомнемся. (приглашаю ребят и Буратино поиграть в игру "море волнуется раз, море волнуется два")
Слайд №2 появляется остров (звучит музыка «Времена года»)
В: Посмотрите, пока мы играли на нашем пути появился еще один остров. Может ключик здесь, Буратино?
Б: Не знаю, может быть здесь. На этом острове я был не долго, потому что здесь живут Времена года, а они все время ссорятся.
Слайд №3 картинки со сменяющимися Временами года.
В: Времена года, здравствуйте!
Времена года: Здравствуйте, ребята!
В: почему вы ссоритесь?
Времена года: Мы ссоримся, потому что не можем решить,кто из нас важнее.
В: Ребята, но мы же с вами знаем что каждое Время года хорошо по- своему. Давайте об этом расскажем.
Времена года: Да, да, а мы будем внимательно слушать.
В: Ребята, вспомните, какие времена года вы знаете?
( ответы детей: зима, весна, лето, осень)
В: Сейчася буду называть вам признаки разных времен года, а вы должны указать о каком времени года я говорю и найти соответствующую картинку.
Игра «Отгадай и покажи»
Сюжетные картинки лежат на столе.
В: В это время года тает снег, прилетают перелетные птицы, появляется зеленая травка, на деревьях набухают почки. Когда это бывает?
( ответ детей: это бывает весной)
В: Почему ты выбрал эту картинку?
( ответ: На картинке изображены весенние признаки. Перечисляют).
В: В это время года трещит мороз, дети катаются на санках, играют в снежки, лепят снежную бабу, когда это бывает?
( ответ детей: это бывает зимой).
В: Найди эту картинку (ребенок находит, вешает на доску).
В: Почему ты выбрал эту картинку?
( Ответ детей: на картинке дети играют со снегом, катаются на санках и тд).
В: В это время года поспевают фрукты и ягоды, ярко и жарко светит солнце.
(ответ).
В: Почему выбрали эту картинку?
(ответ детей)
В: В это время года убирают урожай, на деревьях желтеют и опадают листья, часто идет дождь.
( ответы детей: Это бывает осенью).
В: Почему выбрана эта картинка? (Ответ детей)
В: Ну что, убедились в каждом времени года есть что то хорошее поэтому все времена года важны.
Времена года: Ой, как, интересно. Вы – молодцы! Теперь мы все знаем про себя и мы ссорится больше не будем. Мы будем очень дружить.
Времена года: А мы тоже с ребятамипоиграть хотим. Согласны?
Лето: Назовите, как называются мои месяцы?
Зима:А мои?
Весна: Ну мои - то месяцы вы точно забыли!
Осень: А сколько месяцев у меня? Можете их назвать?
В: А все вместе 12 месяцев как называются? ( ответ: год)
Времена года: Молодцы! А зачем вы к нам приехали?
В: Разрешите нам поискать на вашем острове ключик Буратино, он его потерял.
(ищут, не находят)
Прощаются с Временами года.
В: ребята путешествие наше продолжается. И пока мы будем плыть дальше, я вам предлагаю немногого размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть
(сложенными вместе ладонями дети изображают как плывет рыбка)
Рыбка, рыбка, озорница
(грозят пальчиком)
Мы тебя хотим поймать.
(медленно сближают ладони)
Рыбка спинку изогнула,
(сложенными вместе ладонями изображают, как плывет рыбка)
Крошку хлебную взяла,
(делают хватательные движения обеими руками)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
(снова плывут)
Слайд № 4 появляется остров
В: смотрите еще остров. Буратино, ты был тут?
Б: да. Здесь живет Робинзон, он очень хочет уплыть домой, но все время опаздывает на пароход?
В: как это?
Б: он не знает частей суток, поэтому не может понять, когда ему нужно быть на причале.
В: так мы его научим. Да, ребята?
Дети: Да.
Слайд № 5 (Робинзон на острове)
В: Робинзон, здравствуй!
Робинзон: Здравствуйте,ребята!
В:Буратино рассказал нам о твоей проблеме, и мы решили тебе помочь.
Робинзон: А как вы мне поможете?
В:мы научим тебя определять части суток с помощью загадок.
Робинзон: давайте попробуем.
(воспитатель загадывает загадки)
Первое задание «Отгадай загадки»
Петушок зарю встречает,
Мама деток умывает,
Иней на траве, как пудра.
Что за время суток? ( ответ детей: утро, появляется слайд № 6)
В: ребята, давайте расскажем, что мы делаем по утрам.
(ответы детей)
В: Робинзон ты понял?
Робинзон: да
В: Ну, тогда слушайте вторую загадку.
Солнце в небе высоко,
И до ночи далеко,
Коротка деревьев тень.
Что за время суток? (ответ детей день, появляется слайд № 7)
В: Запомнил!
Робинзон: Нет!
В: давайте расскажем, чем мы занимаемся днем.
(ответы детей)
В: А ты, Робинзон, что делаешь (Робинзон отвечает)
В: тогда слушай следующую третью загадку.
День прошел. Садится солнце.
Сумрак медленно крадется.
Зажигайте лампы, свечи —
Наступает темный. (ответ детей вече, появляется слайд№8)
В: давайте расскажем, чем мы занимаемся вечером?
(ответы детей)
В: теперь тебе понятно, что нужно делать вечером.
Робинзон: Да понял я, что нужно делать вечером.
В: ну и последняя загадка
На дворе темным-темно,
Месяц смотрит к нам в окно.
Спят в кроватках сын и дочка —
Значит, наступила. (ответы детей ночь, появляется слайд № 9)
В: что можно делать ночью? (ответы детей)
В: Робинзон ты запомнил части суток?
Робинзон: Да.
В: Молодцы ребята и ты, Робинзон, тоже, и чтобы Робинзон не забыл части суток давайте выполним задание.
«Собери картинку» (части суток)
В: расскажи, какая у тебя часть суток? Как ты догадался?
В: Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Теперь Робинзон ты все понял?
Робинзон: Да. Знаете, что я тоже вам помогу. Когда Буратино был здесь, он потерял ключик.
Б: так он у тебя?
Робинзон: Да. Я его сейчас принесу (приносит ключ)
Б: Ура, ура нашелся мой золотой ключик. Спасибо, ребята, что взяли меня с собой в путешествие. Теперь я могу вернуться домой и рассказать папе Карло, как мы Робинзон, ты с нами?
Робинзон: нет, я теперь знаю, что мой пароход придет за мной утром в среду. И больше не опоздаю.
До свидания.
В: до свидания.
В: Ну вот, ребята, мы и дома. Вам понравилось наше путешествие по островам?
Ответы детей.
В: какие задания выполняли? (ответы детей)
Кто помогал нам искать золотой ключик (ответы детей)
В: какие знания нам помогли? (ответы детей).
Слайд № 10 появляется картинка с изображение «морского пляжа» звучит «шум прибоя»
III Заключительная часть: релаксация «На пляже»
Детям предлагается лечь на спину и закрыть глаза.
В: представьте,что сегодня прекрасный солнечный день. Вы лежите на теплом песке, на берегу моря, светит яркое, теплое солнышко. Вы чувствуете на своей коже множество песчинок, на которых вы лежите, поерзайте немножко, чтобы еще глубже зарыться в песок. Вдруг вам захотелось потянуться: потянитесь так сильно, как только можете.
- Теперь расслабьтесь и устройтесь поуютней в теплых лучах солнца.
- Несколько раз глубоко вдохните и выдохните свежий морской воздух. Почувствуйте, как при этом двигаются ваши грудь и живот.
- Теперь спокойно полежите, послушайте звуки рядом с вами, а затем звуки, доносящиеся издалека (в течении минуты дети выполняют задание)
- А теперь можете открыть глаза и потихоньку сесть.
Рефлексия. «Человечки настроения»
Детям раздаются по три карточки человечков: улыбающегося, спокойного, грустного. Проводится рефлексия вначале занятия: покажите ту карточку, которая соответствует вашему настроению. В конце занятия проводится повторная рефлексия: покажите ту карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас.