Гребенникова Е Н
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Имею право»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
Тема: «Имею право»
Цель: ознакомление детей с Конвенцией ООН о правах ребенка; формирование правовой культуры.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе „Имею право“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Программное содержание: формировать представления детей о гражданских правах и обязанностях;
формировать правовое мировоззрение и нравственные представления;
учить рассуждать, делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Предшествующая работа: чтение художественной литературы, русских народных сказок, беседы по теме «Права ребёнка», рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, разучивание пословиц, сюжетно-ролевые игры «Семья», игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.
Материалы и оборудование: картинки с изображением прав детей,
волшебный сундучок, игрушки, книга «Конвенция о правах ребёнка».
Действия воспитателя Действия детей
Вводная часть
-Ребята, сегодня мы познакомимся с одной замечательной книгой. Она называется «Конвенция о правах ребёнка». В этой книге говориться о правах детей. Все дети на Земле, независимости от национальности, цвета кожи, мальчик это или девочка, на каком языке говорят, все-все дети должны иметь одинаковые права.
- Книгу взял почитать Буратино и обещал принести её на занятие. Но что-то опаздывает. А вот, кажется и он. Дети стоят перед воспитателем полукругом
Основная часть
Входит Буратино грустный и несёт сундук.
Буратино: «Я хотел прочитать книгу, но Карабас - Барабас стал у меня её отнимать и вот что получилось. Она порвалась и все страницы перепутались.» (показывает сундук с листочками)
-Ну, что ж, Буратино, будем книгу собирать с ребятами, а ты оставайся с нами и узнаешь о чём эта книга.
Воспитатель достаё т первый листок: свидетельство о рождении.
- Ребята, кто знает, что это за документ
- О каком праве он вам напоминает?
- Зачем нам нужно имя?
- А какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?
- Когда вы вырастите, вас будут называть по имени - отчеству. Давайте на минутку превратимся во взрослых и представимся друг другу? Будите передавать шарик и представляться: «Меня зовут….»
- Вот мы и собрали первую страницу нашей книги. Дети вместе с Буратино садятся на стулья.
Ответы детей:
Это первый документ каждого человека - свидетельство о рождении. Выдаётся сразу после рождения.
-О праве на имя, фамилию, отчество
-Чтобы нас не перепутали, различали
- Называть друг друга по имени, не обзывать
Дети передают шарик и называют своё имя отчество.
Из сундука достаём второй листок
(генеалогическое дерево)
- Как вы думаете, какое право здесь засекречено?
- Что вы знаете об этом праве?
Семья – это главное и дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много пословиц и поговорок о семье. Давайте вспомним какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?
- Ребята, а какие у вас дома обязанности?
Ответы детей
- Право на семью
-У каждого человека должна быть семья
Дети перечисляют пословицы и поговорки
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Птица рада весне, а дитя матери.
- Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.
- В семье дружат-живут, не тужат.
- Убираю игрушки, помогаю маме, и т. д.
- Следующая страничка. Как вы думаете, о каком праве здесь идёт речь?
- Как можно отдохнуть детям?
- Я предлагаю вам использовать это право на отдых и потанцевать.
-Право на отдых
-Играть в игры, танцевать, рисовать и т. д.
Под композицию «Весёлая зарядка» дети выполняют движения за воспитателем. Дети садятся на места.
- Продолжаем собирать книгу и следующая страничка из волшебного сундучка. О каком праве она вам напоминает?
- Скажите, где можно получить образование?
- Для чего надо учиться?
- Скоро вы пойдёте в школу и главной вашей обязанностью будет посещение уроков и выполнение заданий. А сейчас я вам предлагаю выполнить задание, называется «Продолжи пословицу»
- Век живи…--- век учись.
- Ученье свет. ,а не ученье – тьма.
- Тяжело в ученье--- легко в бою.
- Право на учёбу, образование
-В детском саду, в школе, в институте.
-Учиться необходимо для того, чтобы получить профессию.
Дети называют окончание пословиц.
Достают следующую страничку.
- О чём это право?
- Как люди обязаны относиться к своему дому?
-Право на жильё.
- Бережно. Никто не может без спроса войти в дом, брать вещи.
И последняя страничка осталась. Кто на ней изображён?
- О каком праве он вам напоминает?
- Правильно, врачи должны нас лечить, но у вас есть и обязанность, связанная с этим правом. Какая? - Доктор Айболит
- О праве на медицинский уход.
-Бережно относиться к своему здоровью, выполнять рекомендации врачей, закаляться, есть больше полезных продуктов.
- Вот мы и собрали все странички книги, положим их в волшебный сундучок и посмотрим что будет.
Звучит волшебная музыка и достаём книгу «Конвенция о правах ребёнка»
- Вот с этой книгой, которая называется «Конвенция о правах ребёнка». В ней записаны все права детей, о которых мы сегодня говорили.
Буратино :
- А теперь я предлагаю поиграть в игру «Вспомни сказку», в которых одни герои нарушали права других.
Дети вместе с воспитателем кладут листочки в сундучок
Дети смотрят слайды на мультимедийном экране, называют сказку и какое право нарушено
- «Гуси-лебеди.» (право на жизнь)
- «Волк и семеро козлят» (право на жизнь)
- «Три поросёнка» (право на жизнь, на жильё)
- «Золушка» (право на имя, на отдых)
- «Красная Шапочка» (право на имя, на жизнь)
- Молодцы, справились. Очень часто, люди отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других и сейчас мы посмотрим сценку о девочке Юле.
Дети показывают сценку
Юля На улице гуляла я полдня
И теперь вот у меня,
Просто буря в животе-
Мысли только о еде.
Мама Кто с порога и к кастрюлям?
Руки вымыла бы, Юля!
Юля Нет, ты, мама, не права!
Знаю я свои права!
Меня мыться заставляешь?
Мою личность притесняешь!
Бабушка Ой, с давлением беда,
Ты покушаешь когда,
Уж в аптеку ты сходи,
Мне таблеточек купи!
Юля Что ты, бабушка, детей
Эксплуатировать нельзя!
Одевайся потеплей
И иди сама скорей!
Мама Ну, тогда помой посуду,
Можешь это или нет?
Юля Что ты, мама, нет не буду
Ведь, на детский труд запрет.
Право есть на отдых, кстати,
Поваляюсь я в кровати!
Мама Прав у мам, как будто нет?
Что ж, сама готовь обед!
Бабушка Хочешь, платье одевать
Будь добра сама стирать.
Мама Твои права мы уважать
Конечно, доченька, должны.
Бабушка Ты должна не забывать,
Права у всех всегда равны!
–О чём же забыла героиня сценки?
- Она забыла о своих обязанностях и о том, что должна уважать права других.
Заключительная часть
-Правильно, я смотрю, вы хорошо запомнили сегодня свои права и обязанности и никогда не будите нарушать права других людей.
Воспитатель читает стихотворение
«Как хорошо, что есть права!»
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает
И в нём важны нам все права,
Они великой силой обладают-
Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.
Как хорошо, что есть права!
Права останутся на веки.
Они помогут человеку,
Мир восстановят навсегда
И у младенцев есть права
И у собак, и кошек тоже
Без прав на свете не сможем.
Всегда нам право всем поможет!
Дети берут шарики и встают полукругом
Дети читают стихи:
В своих правах мы все равны!
И взрослые, и дети.
Все расы, веры, языки
Все люди на планете!
О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других!
Этих прав лишить не может
Вас никто и некогда.
Право каждому поможет
Быть счастливым вам всегда!
Пусть у каждого ребёнка
Будет светлый, тёплый дом.
Детство только раз бывает
У ребят любой страны.
Пусть никто из них не знает
Никакой беды! (все дети вместе)
Дети произвольно танцуют под песню «Детство – это я и ты».
Ю. Чичков — М. Пляцковский