Татьяна Нартова
Конспект НОД по ФЭМП «В гостях у Белоснежки и 7 гномов» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• закрепить умения считать до 7, соотносить цифры 1 и 7
с количеством предметов;
2) закреплять умение считать по порядку;
3) закреплять умение распознавать свойства геометрических фигур;
4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение
и обобщение, развивать внимание, речь, воображение, двигательную
и тактильную память, логическое мышление, творческие способности.
Материалы к занятию:
Демонстрационный:
1) кукла Белоснежка и 7 гномов;
2) ковер – самолет на котором изображены цифры от 1 до7;
3) карточки с числами от 1 до 7.
Раздаточный:
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП „В гостях у Белоснежки и 7 гномов“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
1) билеты – карточки с изображением геометрических фигур индивидуальные;
2) карточки с изображением домов индивидуальные;
3) карточки с цифрами от 1 до 7 индивидуальные;
4) простые карандаши индивидуальные;
5) круги желтого и зеленого цветов по 7 штук индивидуальные;
6) карточка с нарисованной полоской – нитка для бус индивидуальная;
7) набор геометрических фигур разного цвета и размера: овалы, квадраты, треугольники, прямоугольники, на 2 –х детей;
8) карточки – грузовые машины.
Ход образовательной ситуации.
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение
в деятельность, актуализировать знания детей об окружающем мире.
Воспитатель собирает детей около себя в круг и предлагает поприветствовать друг друга.
Мы ладошку к ладошке сложили,
И друг другу дружить предложили.
Будем мы заниматься, играть,
Чтобы добрыми, умными стать.
Всем, всем, всем, доброго дня!
Воспитатель: - Слушают ли ваши родители прогноз погоды?
- Как вы думаете, для чего людям нужно знать, какая погода будет, например, сегодня?
После ответов детей воспитатель уточняет, что синоптики – это люди, которые рассказывают, какая будет погода, температура воздуха, предупреждает о грозе, гололеде, сильном ветре. И тогда люди знают, как им одеваться, и будут особенно осторожными на улице.
К нам в гости приехала Белоснежка из сказочной страны.
Она рассказала, что в их сказочной стране был очень сильный ветер, который сорвал с крыш домов флажки, на которых были написаны номера домов. И теперь гномы не знаю, где находятся их дома. А еще ветер засыпал песком дорожки между домами.
- Хотите помочь гномам?
- Сможете?
2. Актуализация знаний.
Часть 1.
Дидактические задачи:
1) актуализировать умение распознавать знакомые геометрические фигуры;
2) закрепить счетные умения, умение соотносить цифру с количеством.
Воспитатель: - А отправимся мы с вами в сказочную страну на ковре - самолете.
Для того, чтобы мы быстрее добрались в сказочную страну и помогли гномам, Белоснежка купила нам билеты.
Билеты - это карточки, на которых изображено разное количество одинаковых геометрических фигур: кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов.
Воспитатель показывает детям карточку с изображенными на ней кругами (квадратами и т. д).
- Какая фигура изображена на этом билете?
После ответов детей воспитатель обращает их внимание на то, что фигуры на билетах имеют разные цвета.
Воспитатель предлагает посмотреть на ковер – самолет. Обращает внимание детей, что на нем изображены цифры от 1 до 7, которые тоже имеют разные цвета.
Воспитатель объясняет детям, что, взяв билет, нужно посчитать фигуры, изображённые на нем, посмотреть цвет этих фигур, а потом найти место на ковре – самолете, на котором записана цифра, показывающая количество фигур на билете, и соответствующая им по цвету.
Для организации обратной связи воспитатель, показывая, например карточку с изображением 3 желтых кругов, задает вопрос:
- Если вам достался такой билет, то, какое место на ковре – самолете вы будете искать?
(На котором изображена желтая цифра 3).
Детям раздаются билеты, и они самостоятельно становятся на свои места.
После того как дети встанут на свои места, воспитатель проверяет билеты.
- Сколько фигур на твоем билете?
Дети отвечают, согласовывая существительное с числительным, например: «На моем билете 5 кругов, 4 треугольника и т. д.».
Билеты воспитатель забирает.
Воспитатель: - Пристегните ремни, мы отправляемся в полет.
Часть 2.
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей.
После проверки билетов воспитатель предлагает детям отправиться
в путь.
Мотивация детей на успех:
Только смелый и упорный
Доберется к цели бодро,
А еще в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы!
Звучит песня «Самолет» Чударики.
Смотрите в небе самолет, А в самолете том пилот Штурвалом ловко управляет И между облаков летает Под самолетом то гора, То лес дремучий, то нора, То в небо дивится народ, То гномы водят хоровод
Дети выполнят движения.
3. Совместная деятельность.
Часть 1.
Дидактические задачи: тренировать умение соотносить цифру
с количеством, находить место числа в числовом ряду.
Воспитатель: - Ну, вот мы с вами и прилетели в сказочную страну.
Воспитатель предлагает детям пройти за столы.
Дети садятся за столы, на которых находятся карточки.
Кроме этого у каждого ребенка имеются карточки с числами от 1 до 7.
Воспитатель рассказывает, что на флажках, которые сорвал ветер, было записано цифра, которая соответствовала количеству точек.
Воспитатель предлагает детям вернуть флажки на соответствующие дома и тогда гномы смогут найти, где они живут.
Дети соотносят количество точек с числом и кладут нужную карточку на флажок.
Для проверки задания воспитатель задает вопрос.
Флажок, с каким числом вы положили на дом с красной (синей, зеленой) крышей?
Далее воспитатель предлагает детям заново проложить дорожки
к домам и объясняет задание:
- Нужно провести карандашом дорожку – линию от дома к дому по порядку.
- От какого дома начнем дорожку?
- К какому дому проведем дорожку?
Далее дети проводят дорожку самостоятельно.
Задание проверяется индивидуально по мере его выполнения.
Часть 2
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, закреплять умение соотносить число с количеством.
Воспитатель собирает детей около себя и говорит, Белоснежка очень благодарна детям и предлагает им отдохнуть и поиграть.
Воспитатель объясняет правила игры: дети под музыку танцуют;
с остановкой музыки дети останавливаются и встают лицом к воспитателю. Воспитатель показывает детям карточку с числом и говорит, например: похлопать в ладоши. Дети хлопают столько раз, сколько показывает карточка.
Часть 3.
Дидактические задачи:
1) закреплять умение различать запись числа 7 и соотносить число 7
с количеством;
2) закреплять представление о ритме (закономерности) и составлять ряд закономерно чередующихся фигур.
Воспитатель говорит, что гномы благодарны Белоснежке и хотят сделать ей в подарок бусы.
Они просят вас помочь им.
- Хотите помочь гномам?
- Сможете?
Дети садятся за столы по 2 человека.
Но для начала, для того, чтобы мы с вами справились с заданием, давайте потренируем наши глаза.
Гимнастика для глаз «Тренировка»
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тысячу раз!
На середине стола в тарелочке вперемешку лежат круги двух цветов одного размера (14 желтых и 14 зеленых) и карточка с нарисованной ниткой.
Воспитатель: - Возьмите вот столько (воспитатель показывает карточку с цифрой 7) бусин не желтого цвета.
Дети от общего количества отсчитывают 7 зеленых кругов.
Воспитатель: - Возьмите столько же бусин желтого цвета.
- Столько же – это сколько?
Дети отвечают 7, и отсчитываю от общего количества 7 желтых кругов.
Перед вами лежит карточка, на которой нарисована нитка. На нее вы будете выкладывать бусы.
Гномы просят вас сделать бусы так, чтобы бусины чередовались по цвету.
Детям предоставляется самостоятельность. Если кто – то из детей затрудняется, то воспитатель задает ритм.
- Какую бусину ты положишь 1, например: желтую.
- Значит, вторая будет какого цвета? Зеленого.
- А теперь чередуем….
Варианты чередования дети выбирают по своему желанию.
Часть 4.
Дидактические задачи:
1) тренировать умение распознавать форму геометрических фигур;
2) формировать опыт работы в паре.
Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что Белоснежка с гномами хотят построить большой дом, чтобы они жили все вместе.
Они просят нас съездить на строительный рынок, купить стройматериалы и привести их на стройку.
- Хотите помочь героям сказки?
- Сможете?
Тогда представьте, что вы сели в свои грузовые машины и поехали на строительный рынок.
Дети «крутят руль» - руки перед собой – ходят по группе в разных направлениях.
Музыка: Грузовик - Песня для Детей. Рабочие машинки. Песенка про Грузовичок.
Воспитатель: - Ну, вот мы и приехали на строительный рынок.
Воспитатель предлагает детям пройти за столы.
Воспитатель: - Сейчас вы будете работать парами.
Воспитатель: - У вас на столах находятся 4 карточки. Представьте, что это грузовики, а геометрические фигуры на подносе – это строительный материал.
Воспитатель говорит, что весь строительный материал на одну машину класть не разрешается. Надо разложить материал на 4 машины, так, чтобы в каждой машине был чем – то похожий строительный материал.
Если дети затрудняются, воспитатель задает вопрос:
- Одинаковой или разной формы материал куплен?
- Какой формы материал был куплен?
Дети перечисляют формы.
- Погрузите материал на машины так, чтобы на каждой машине был материал одинаковой формы. И чтобы строительный материал полностью
Воспитатель говорит, что, к сожалению одна машина сломалась и не может ехать дальше. Детям предлагается выгрузить материалы из всех машин. Воспитатель убирает у каждой пары по одной карточке – грузовику.
Воспитатель: И снова стройматериал надо погрузить на машины так, чтобы в каждой машине был чем – то похожий материал.
Если дети затрудняются, воспитатель задает вопрос:
- Одинакового или разного цвета материал куплен?
- Какого цвета материал был куплен?
Дети перечисляют цвета.
- Погрузите материал на машины так, чтобы на каждой машине был материал одинакового цвета.
Воспитатель говорит, что шофер одной из оставшихся машин заболел и не может вести машину. Детям предлагается снова выгрузить стройматериал из всех машин, и воспитатель убирает у каждой пары по одной карточке – грузовику.
- Теперь весь стройматериал надо погрузить на 2 машины так, чтобы
в каждой машине был чем – то похожий материал.
Если дети затрудняются, воспитатель задает вопрос:
- Одинакового или разного размера материал куплен?
- Какого размера материал был куплен?
Дети перечисляют размеры.
- Погрузите материал на машины так, чтобы на каждой машине был материал одинакового размера.
Воспитатель: - Вы все молодцы! Справились с заданиями.
Белоснежка и гномы говорят вам большое спасибо за помощь.
Но нам пора с вами возвращаться в детский сад.
Давайте попрощаемся с нашими героями.
- Что надо говорить на прощание? (До свидания, до новых встреч).
Давайте пройдем на наш ковер – самолет и отправимся в обратный путь.
Гномы купили нам билеты.
(Билеты те же, что были в начале занятия).
Воспитатель: - Напоминаю, что, взяв билет, нужно посчитать фигуры, изображённые на нем, посмотреть цвет этих фигур, а потом найти место на ковре – самолете, на котором записана цифра, показывающая количество фигур на билете, и соответствующая им по цвету.
Детям раздаются билеты, и они самостоятельно становятся на свои места.
После того как дети встанут на свои места, воспитатель проверяет билеты. Хвалит детей за правильный выбор места.
Билеты воспитатель забирает.
Воспитатель: - Пристегните ремни, мы отправляемся в полет.
Звучит песня «Самолет» Чударики.
Смотрите в небе самолет, А в самолете том пилот Штурвалом ловко управляет И между облаков летает Под самолетом то гора, То лес дремучий, то нора, То в небо дивится народ, То гномы водят хоровод
Дети выполнят движения.
3. Осмысление.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Воспитатель - Вот мы и вернулись.
Воспитатель предлагает детям присесть на ковер.
- Ребята, где мы сегодня побывали?
- Кому и чем смогли помочь?
- Что Вам понравилось больше всего делать?
- А что Вам было трудно сделать?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли найти места на ковре – самолете, вернуть флажки на дома гномов, проложили дорожки, сделали бусы для Белоснежки, привезли строительный материал, потому что они:
- умеют считать до 7;
- умеют записывать число с помощью цифр;
- знают, в каком порядке располагаются числа;
- умеют выкладывать ритмичный узор;
- знают свойства геометрических фигур.
Стук в дверь. Заходит почтальон и передает посылку детям от Белоснежки и гномов.
Почтальон: – Посылка для самых умных и трудолюбивых ребят.
- Что надо сказать почтальону? (Спасибо)
Давайте посмотрим, что же там в посылке.