Елена Туманцева
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Федорино горе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной деятельности в средней группе
Цель: Расширение и конкретизация представлений о посуде, ее назначении, о мате-риалах, из которых она сделана.
Задачи:
Образовательные:
• Дать представление о классификации посуды.
• Уточнить и закрепить знания детей о посуде.
• Расширять и активизировать словарный запас по теме «Посуда».
• Продолжать формировать умения образовывать прилагательные от существительных.
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию „Федорино горе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- «Федорино горе», Чуковский К.И.
- «Федорино горе». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Развивающие :
• Развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление.
• Формировать навыки сотрудничества, ответственного отношения к выполнению за-дания.
Воспитательные:
• Воспитывать желание помогать людям.
• Формировать навыки бережного отношения к посуде.
• Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам, желание рабо-тать в коллективе.
Форма проведения: Игровая обучающая ситуация.
Методические приемы: беседа, подвижная игра, дидактическая игра, экспериментальная деятельность, сюрпризный момент, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, продуктивная деятельность.
Предварительная работа: чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе», обсуждение поступков героев, рассматриванием картинок с изображением посуды, составление описания посуды, лепка чашки и тарелки, рисование посуды.
Словарная работа: посуда, чайная, кухонная, столовая, деревянная, стеклянная, металлическая, пластмассовая, конфетница, сахарница, салфетница, гостеприимный.
Материалы и оборудование: стеклянная, пластмассовая, деревянная, металлическая посуда, картинки с изображением посуды, иллюстрация к сказке «Федорино горе», соленое тесто, стаканчики и трубочки по количеству детей, скатерть, салфетница, салфетки, три обруча, картинки с изображением стола, плиты, самовара, соленое тесто, конфеты.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, формирование элементарных ма-тематических представление, безопасность, здоровье, труд, физическое развитие, социализация.
Организационный этап. Продолжительность 2 мин.
Цель: Введение в тему совместной деятельности, создание положительного настроя, пробу-ждение интереса к совместной деятельности, постановка проблемной ситуации.
Цель: вовлечение в совместную деятельность.
Дети играют на ковре. На столе стоит разная посуда.
Воспитатель обращает внимание ребят, на то, что пришли гости. Воспитатель предлагает детям поздороваться с гостями.
Воспитатель сообщает детям о том, что хотела бы напоить чаем гостей, хотела бы быть гостеприимной. Воспитатель говорит о том, что ей нужна помощь ребят, чтобы накрыть на стол, приготовить угощение.
Воспитатель спрашивает, готовы ли ребята помочь ей.
Воспитатель уточняет у детей, что нужно, для того, чтобы накрыть стол для чаепития.
Воспитатель соглашается и спрашивает у детей, как все эти предметы можно назвать од-ним словом?
Основной этап. Продолжительность 15 мин.
Цель: Вовлечение детей в познавательный процесс, поиск решения проблемной ситуации.
Цель: включение детей в процесс поиска решения проблемной ситуации.
Дети с воспитателем подходят к столу, где стоит разная посуда.
Воспитатель рассказывает детям о том, что посуда бывает разная: чайная, столовая и ку-хонная.
Кухонная посуда используется человеком на кухне, отсюда и ее название – кухонная. В ней и с помощью ее люди готовят еду.
Кто мне скажет, какая посуда относится к кухонной (сковородка, кастрюля, половник). Что готовят в кастрюле, в сковородке?
Из столовой посуды люди кушают за столом, поэтому она так и называется – столовая.
А кто знает, какая посуда относится к столовой посуде: тарелка, супница, хлебница, салатница. К столовой посуде еще относятся нож и вилка – это столовые приборы.
Есть посуда, которая нам нужна для того, чтобы из нее пить чай с сахаром, с конфетами или с баранками. Такая посуда называется чайная.
Кто мне сможет назвать чайную посуду: чашка, блюдце, сахарница, конфетница, чайник.
Воспитатель, спрашивает о том, какую посуду нам нужно приготовить, чтобы напоить гостей чаем.
Воспитатель и предлагает посчитать гостей, чтобы подобрать нужное количество посуды. При этом воспитатель напоминает, что показывать пальцем на гостей не культурно, нужно смотреть глазками и считать.
Воспитатель предлагает поставить посуду на поднос, а детям отдохнуть и поиграть в подвижную игру «Посуда».
Правила игры:
На полу лежат три обруча: в первом обруче лежит картинка с изображением стола, в другом обруче лежит картинка с изображением плиты, в третьем обруче лежит картинка с изображением самовара (или чайника). Детям раздаются картинки с изображением кухонной, сто-ловой и чайной посуды. Пока играет музыка, дети бегают по ковру, когда музыка заканчивается дети, встают в нужные обручи.
По окончании игры воспитатель и дети проверяют, правильно ли они выполнили игровое задание.
Воспитатель говорит о том, что прежде чем накрывать на стол, нужно вспомнить правила обращения с посудой.
Воспитатель интересуется, почему с посудой надо обращаться бережно и аккуратно?
Воспитатель предлагает детям проверить, какая посуда бьется, а какая нет.
Воспитатель сообщает детям, что посуда делается из разных материалов.
Если посуда сделана из пластмассы, она какая – пластмассовая.
Воспитатель предлагает детям найти посуду, сделанную из пластмассы и уронить ее на пол.
Воспитатель говорит о том, что пластмассовая посуда не бьется, что она самая безопасная для детей.
Если посуда сделана из дерева, она какая – деревянная.
Воспитатель предлагает детям показать деревянную посуду и уронить ее.
Деревянная посуда тоже не бьется. Но в деревянной посуде нельзя готовить, потому что дерево горит и, если деревянную посуду поставить на огонь, то посуда сгорит.
Если посуда сделана из металла, она какая – металлическая.
Воспитатель предлагает детям показать металлическую посуду и уронить ее.
От посуды много шума, но она не бьется. Кухонная посуда чаще всего делается из метал-ла, потому что металл прочный, посуду из металла можно ставить на огонь.
Если посуда сделана из стекла, она какая – стеклянная.
Воспитатель предлагает детям найти стеклянную посуду и бросить ее на пол.
Воспитатель соглашается с детьми и говорит о том, что, действительно, стеклянная посу-да легко бьется, поэтому с ней надо обращаться очень аккуратно. А вообще с любой посудой надо обращаться очень аккуратно.
Ребята, а есть еще посуда, которая делается из глины (глиняная, из фарфора (фарфоро-вая, из хрусталя (хрустальная). Воспитатель сообщает детям о том, что по мере их взросления они познакомятся и еще много узнают интересного о посуде.
Воспитатель предлагает Вам превратиться в посуду и повторять движения за мной
Физкультминутка «Вышла чашка погулять» :
1, 2, 3, 4, 5
Вышла чашка погулять.
Маршируем на месте, одна рука на поясе.
Мимо чайник пролетает,
Изображаем чайник, кружимся.
Чашку чаем наполняет:
Наклоны туловищем вперед.
Буль-буль!
Хлопаем в ладоши.
Ой-ей-ей!
Приставляем ладошки к щекам.
Нужен сахар кусковой.
Хлопаем по коленям.
1, 2, 3, 4, 5
Вышел сахар погулять.
Маршируем на месте.
Мимо ложка пролетает,
Соединяем руки над головой, кружимся.
Сахар в чашке растворяет.
Наклоны туловища вправо – влево.
Дзинь-дзинь,
Хлопаем в ладоши.
Ой-ей-ей.
Приставляем ладошки к щекам.
Нужен пряник расписной.
Хлопаем по коленям.
1, 2, 3, 4, 5
Вышел пряник погулять.
Маршируем на месте.
Рядом зубки поджидают
В прятки с пряником играют.
Изображаем руками «крокодила».
Хруст-хруст,
Хлопаем в ладоши.
Ай-ай-ай,
Приставляем ладошки к щекам.
По столу растекся чай!
Гладим коленки руками.
1, 2, 3, 4, 5
Вышла тряпка погулять.
Маршируем на месте.
Тряпка в чае извозилась,
Тряпка фыркала и злилась.
Повороты туловища влево - вправо.
1, 2, 3, 4, 5
Топают ногами.
Не хочу с тобой играть.
Грозят пальчиком.
Входит плачущая бабушка Федора, здоровается и говорит о том, что от нее убежала вся посуда, потому что она ее не любила, била, запылила.
Воспитатель спрашивает детей, узнали ли они, кто к ним в гости пришел, показывает картинку, на которой изображена посуда Федоры и просит рассказать бабушке Федоре, как ухаживать за посудой.
Воспитатель спрашивает у Федоры, что у нее в руках.
Федора рассказывает о том, что она разбила всю посуду и ей не из чего попить чай. Федо-ра показывает разрезные картинки с изображением посуды.
Воспитатель интересуется у детей, посуда из какого материала была у Федоры.
Воспитатель предлагает детям помочь бабушке Федоре и собрать разбитые блюдца.
Федора пообещала ребятам, что она больше не будет обижать посуду и в благодарность за то, что они помогли ей собрать разбитую посуду, принесла им угощения – конфеты. Федора прощается и уходит искать убежавшую посуду.
Воспитатель благодарит Федору за угощение, прощается с ней, напоминая о том, чтобы она была впредь аккуратнее.
Воспитатель напоминает детям, что прежде чем накрывать на стол, надо вымыть руки.
Воспитатель предлагает размять ручки и сделать пальчиковую гимнастику «Помощники» :
Раз, два, три, четыре,
Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках.
Мы посуду перемыли:
Потирают ладони.
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Загибают пальчики, начиная с мизинца, на обеих руках.
Мы посуду перемыли,
Потирают ладони.
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках.
Так мы маме помогали.
Хлопают в ладоши.
Воспитатель хвалит детей и предлагает начать накрывать на стол.
Воспитатель предлагает детям подойти к столу и положить угощения Федоры. Воспитатель спрашивает, во что они будут класть конфеты – в конфетницу, а насыпать сахар – в сахарницу.
Воспитатель говорит о том, что вода в чайнике должна быть горячей и предлагает детям стать чайниками и вскипятить воду.
Воспитатель рассказывает детям, что вода закипает постепенно, сначала появляются ма-ленькие пузырьки, затем побольше, а затем самые большие. Но надо быть внимательными, чтобы вода не выкипела и не убежала. Если вода убежит, то можно обжечься. Проводится дыхательная гимнастика.
Воспитатель благодарит детей, за то, что они так аккуратно вскипятили воду.
Воспитатель спрашивает у детей, все ли предметы на столе относятся к посуде.
Заключительный этап. Продолжительность 3 мин.
Цель: подведение итогов, анализ познавательного и эмоционального настроя детей.
Цель: обобщение полученных знаний.
Ребята, какие вы молодцы. Посмотрите, какой вы стол накрыли. Как вы думаете, нашим гостям понравится? Какое у вас настроение? Покажите мне ваше настроение. А вам что больше всего понравилось?
Вы научились не только накрывать на стол, но и знаете, что предметы, которые нам нужны для приготовления пищи и для еды, называются одним словом – посуда.
Знаем о том, что посуда бывает разная, какая?
Знаем, что посуда сделана из разных материалов. Из каких?
Знаем, как нужно обращаться с посудой и что делать с посудой после еды, чтобы не случилось Федориного горя с вами.
Я уверена, что, когда к вам придут гости, вы сможете сами красиво и правильно накрыть на стол, что вы будете самыми гостеприимными ребятами.
Воспитатель предлагаем детям показать дома родителям, как они научились накрывать на стол, и рассказать, что нового они узнали о посуде.
Воспитатель благодарит детей за помощь, и предлагает детям слепить баранки, бублики, кренделя из заранее приготовленного теста.
Дети идут к столу лепить баранки.