Ольга Шевченко
Конспект НОД по познанию предметного мира «Волшебный мир металла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познанию предметного мира
на тему «Волшебный мир металла»
Цели:
Уточнить и обобщить знания детей о свойствах дерева и металла, формировать умения узнавать и изучать окружающий мир с помощью органов чувств; развивать речь детей, составляя проблемные вопросы; закрепить знания детей о классификации деревьев на лиственные и хвойные; проводить сравнительный анализ свойств посредством ММЧ; вызывать чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы; воспитывать бережное отношение к деревьям, лесу, зеленым насаждениям
Публикация «Конспект НОД по познанию предметного мира „Волшебный мир металла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Металл. Свойства металла
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Материал: Картинки с изображением металлических предметов (кастрюля, иголка, утюг и т. д., металлические предметы (ложка, ножницы, гвоздь, линейка, ключ, магниты и т. д., изображения персонажей из м/ф «Фиксики» (Папус, Мася, Симка, Нолик, Шпуля, Файер, Верта).
Ход НОД
- Ребята, что это? Вам знакомы эти предметы? Откуда они здесь? А это что? (Обращаю внимание детей на большой конверт). Здесь ещё и письмо. Вам интересно от кого оно? Извлекаем из конверта изображения Фиксиков, прикрепляем их к магнитной доске и называем их имена. Читаю письмо-обращение к детям:
"Здравствуйте, ребята старшей группы. Вы нас узнали? Ну, конечно, мы – роботы Фиксики: Папус, Мася, Симка, Нолик, Шпуля, Файер, Верта. Ребята, мы часто наблюдаем за вами в детском саду. Вы задаёте много интересных вопросов. Мы решили отправить вам письмо с заданиями, которые вам необходимо выполнить, чтобы узнать о свойствах материала, из которого мы сделаны. Вперёд, друзья!"
- Ребята, Фиксики предлагают вам отгадать загадки.
1. Загадки:
Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
(Ложка)
Бьют Ермилку
По затылку,
А он не плачет,
Только ножку прячет.
Бьют парнишку по фуражке,
Чтоб пожил он в деревяшке.
(Гвоздь)
Полежит он без вниманья
Целый день в твоем кармане.
Без него домой придешь -
В дом не попадешь.
(Ключ от замка)
Идет пароход —
То взад, то вперед,
А за ним такая гладь —
Ни морщинки не видать. (Утюг)
Всех на свете обшивает
Что сошьет - не надевает.
(игла)
Два кольца, два конца,
Посередине гвоздик.
(ножницы)
У него большой живот,
А совсем не бегемот.
Хобот—нос приподнял он,
Но, однако же, не слон.
И пыхтит он через нос
На плите как паровоз.
(Чайник).
- По признаку материал, они сделаны из.? (Из металла).
- Если эти предметы сделаны из металла, значит они какие? (Металлические).
- Рассмотрите внимательно все предметы, которые лежат перед вами на столике. (Дети рассматривают внимательно, исследуют предметы на ощупь).
- Маленькие друзья, когда-то давным-давно люди еще ничего не знали о металлах. И многие нужные вещи делали из других материалов. Например, иголки - из костей рыб, а топоры - из камня и дерева, но эти изделия были непрочные, часто ломались. Человеку нужен был новый материал. Однажды человек увидел таинственную гору, которая извергала огонь и раскаленные камни. Теперь все знают, что такие горы называются вулканами. Когда извержение заканчивалось, камни остывали. И самые смелые и пытливые люди стали изучать свойства таких камней. Оказалось, что они очень прочные и из них под воздействием высоких температур, путём плавки, ковки можно сделать топор надежнее, того, что из камня и дерева. Этот материал человек потом назвал …. металл. Вот так наблюдательность, пытливость людей помогла открыть новый материал. Много веков предметы из металла, верно, служат человеку. Богат и интересен мир металлов. Металл – это материал, созданный человеком, он обладает разными свойствами и качествами. Посуда из металла может быть чугунной, алюминиевой; посуда из чугуна (горшки, сковородки) отличается прочностью, стойкостью к высоким температурам; посуда из алюминия серебристого цвета, она прочная, легкая, хорошо моется. Свойства металлов необычайно разнообразны. Фиксики предлагают нам определить эти свойства.
Для этого провеем эксперименты
Опыт 1. Признак "Температура"
- Давайте положим небольшие металлические объекты на батарею и проверим что происходит.
Дети кладут металлические предметы на батарею, трогают и отмечают, что через некоторое время они стали теплыми.
Вывод.
Значит, металл имеет свойство нагреваться и сохранять определённое время тепло. Металл проводит тепло и обладает теплопроводностью.
Опыт 2. Магнетизм
- Возьмите магнит и проведите над небольшими объектами.
Проводим магнитом над мелкими предметами. Что произошло? Дети рассматривают магнит, делают выводы. С помощью магнита дети находят металлические предметы в группе (скрепки, проволочки, ключи, гайки, болтики и др.)
Вывод.
Металлические предметы притягиваются магнитом, обладают магнетизмом.
Опыт 3. Признак "Вес"
Определение веса : предлагаю детям взять в одну руку металлическую ложку, а в другую - деревянную. Затем ложки кладут в таз с водой: металлические сразу тонут, они тяжёлые.
Вывод.
Металл тяжелее дерева.
Опыт 4. Признак "Звук"
Предлагаю детям выбрать предметы из металла (из дерева, пластмасса) и слегка постучать ими.
Вывод.
Металлические предметы звучат громче.
Опыт 5. Ржавчина"
Предлагаю рассмотреть ещё раз внимательно все металлические предметы. Обращаю внимание детей сначала на гладкие и блестящие предметы, а затем на шершавые – ржавые. Что происходит с металлическими предметами, которые постоянно взаимодействуют с влагой?
Вывод.
Если металл некоторое время полежит в воде или будет находиться во влажной среде – он заржавеет.
Предлагаю детям рассказать об остальных признаках металлических объектов по выбору.
Физкультминутка
Телевизор, телевизор
Телевизор, те-те-те-те-телевизор
Дрыц-тыц, телевизор,дрыц-тыц, телевизор
Дрыц-тыц, телевизор и два фиксика внутри!
Дрыц-тыц, телевизор,дрыц-тыц, телевизор
Дрыц-тыц, телевизор и два фиксика внутри!
Холодильник!
Холодильник, холодильник
Холодильник, ха-ха-ха-ха-холодильник
Дрыц-тыц, холодильник,дрыц-тыц, холодильник
Дрыц-тыц, холодильник и два фиксика внутри!
Дрыц-тыц, холодильник,дрыц-тыц, холодильник
Дрыц-тыц, холодильник и два фиксика внутри!
Кофемолка!
Кофемолка, кофемолка
Кофемолка,ка-ка-ка-ка-кофемолка
Дрыц-тыц, кофемолка,дрыц-тыц, кофемолка
Дрыц-тыц, кофемолка и два фиксика внутри!
Дрыц-тыц, кофемолка,дрыц-тыц, кофемолка
Дрыц-тыц, кофемолка и два фиксика внутри!
Вентилятор!
Вентилятор, вентилятор
Вентилятор,ви-ви-ви-ви-вентилятор
Дрыц-тыц, вентилятор,дрыц-тыц, вентилятор
Дрыц-тыц, вентилятор и два фиксика внутри!
Дрыц-тыц, вентилятор,дрыц-тыц, вентилятор
Дрыц-тыц, вентилятор и два фиксика внутри!
Калькулятор? Нет!Не…
Трансформатор! Нет!Не…Да что Вы говорите такое?
Синтезатор? Нет!Не…не угадали!
Экскаватор? Ну, вааще! Да нет же! Совсем не то!
Помогатор, помогатор
Помогатор,па-па-па-па-помогатор
Дрыц-тыц,помогатор,дрыц-тыц, помогатор
Дрыц-тыц, помогатор с инструментами внутри!
Дрыц-тыц,помогатор,дрыц-тыц, помогатор
Дрыц-тыц, помогатор с инструментами внутри!
А теперь поиграем с признаками объектов.
Игра «Отгадай, чей звук».
- Симка и Нолик предлагают вам игру. (Дети встают на ковре полукругом, отвернувшись, слушают звук и угадывают, какой предмет звенит : металл, дерево, стаканчики из хрусталя, колокольчик, камни, ракушки).
Игра «Определи на ощупь».
- Шпуля и Файер подготовили для вас следующую игру. Перед вами волшебная шкатулка с предметами из разных материалов: металла, дерева, пластмассы. Они просят вас, закрыть глаза и на ощупь определить, предмет, из какого материала вы достали. (Дети могут постучать предметом).
Игра «Кто больше».
- Верта просит вас найти как можно больше предметов из металла, которые находятся в нашей группе (ножки столиков, отопительные радиаторы (батареии, чайник, половники, ложки, вёдра, кастрюли, дверные ручки, навесы и т. д.).
- Какими свойствами и качествами может обладать металл? (металл твердый, прочный и т. д.).
- Что произойдет с предметами из металла, если их опустить в воду (они утонут, если оставить на солнце, нагреть на огне (нагреются, обладают теплопроводностью, с помощью какого металл притягивает другие металлические предметы (магнит, все металлы обладают магнетизмом, что происходит с металлами под воздействием влаги (ржавеют).
Игра «Правда – неправда»
Игра проводится для рефлексии знаний о свойствах и качествах металла. Называю свойства и качества металла в правильном и неправильном значении. Если, правда, то дети хлопают в ладоши 1 раз, а если неправда, т. е. неправильно, то дети сидят тихо.
- Не нагревается на солнце.
- В воде не тонет.
- На огне нагревается!
- Тонет в воде!
- Намагничивает деревянные предметы.
- Под воздействием влаги ржавеют.
- Металлы обладают магнетизмом. (Кроме алюминия).
- Блестящие!
- Металлы вонкие!
- Ребята, я думаю, что Фиксики вами очень довольны, вы справились со всеми заданиями. Молодцы! Мы сегодня, после сна напишем и нарисуем им! Согласны!