Рябчукова Ольга Михайловна
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «Волшебный клубочек» с использованием синквейна
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи:
-закрепить понятие «синквейн», продолжать совершенствовать умение работать по модели синквейна;
- активизировать знания детей о звуковой структуре слова;
- развивать навык четкого произношения и различения звуков [В], [Вь] в слогах, словах, фразах;
- уточнять образ буквы В;
- закрепить звуковой анализ и синтез слов, предложений;
- закрепить умение придумывать предложение с заданным словом; составлять слова с опорой на картинку;
-совершенствовать умение работать по мнемосхеме
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте „Волшебный клубочек“ с использованием синквейна» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, творческое воображение, подражательность, связную речь;
- развивать моторику рук, координацию;
- развивать общие речевые навыки.
Воспитательные задачи:
- воспитывать отзывчивость, дружелюбие, чувство сотрудничества;
- формировать мотивацию к учебной деятельности.
Оборудование:
-модель синквейна;
- «волшебная книга сказок»;
- клубочек;
- раздаточные наборы букв и схем для звукового анализа слова;
- схемы предложений со знаками препинания;
- цветные шнурки;
- карточки с зашифрованными словами;
- аудиозаписи: шума ветра, песенка Буратино, мелодия Золушки, звуки весенней природы;
- мнемотаблица для составления рассказа.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребятки. Посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Мы всем вам очень рады. «Здравствуйте!»
I. Мотивация к деятельности:
Воспитатель загадывает загадку про клубок ниток
Возле бабушкиных ног
Прыгал белый колобок.
Он скакал, мелькал, крутился
И в носок вдруг превратился.
Ответ: Клубок
Воспитатель:
- Ребята давайте встанем все в кружок. Этот клубочек не простой, а волшебный. Он может объединить людей всего мира. Сделать их друзьями.
- Хотите проверить?
Дети:
-Да?
Воспитатель:
- Я сейчас этот клубочек передам соседу слева и скажу ему, что-нибудь хорошее. И начну я со слов «Здравствуй».
- Но я не просто передам этот клубочек соседу, я оставлю в своих руках ниточку от клубочка.
Воспитатель:
- Здравствуй Маша, у тебя сегодня очень красивая прическа. (Маша передает клубок следующему соседу и говорит приятные слова)
- Здравствуй Русик, ты очень добрый.
Дети передают клубок по кругу, держаться за нитку от клубка. В итоге клубочек возвращается воспитателю.
Воспитатель:
- Вот посмотрите какой клубочек стал маленький. Но он всех нас связал нитью дружбы и добра. Вы сказали много добрых слов друг другу и передавали свою доброту от соседа к соседу. Вы видите, что можно не ссориться, а дружить. Я хочу вам пожелать пусть ваш позитивный настрой останется на весь день.
II. Ход НОД:
Закрепление пройденного материала
Воспитатель: ребята, давайте вспомним, что такое синквейн?
Дети: это маленькое нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк.
1. Составление синквейна о клубке ниток (с использованием модели синквейна)
1. Что это?
2. Какой он?
3. Что он делает?
4. Составление предложения.
5. Ассоциация (сказка, одежда, корзина, бабушка и т. д.)
Введение в тему
Воспитатель: ребята, где можно встретить клубочек?
Дети: в сказке.
Воспитатель: какие вы знаете сказки? (ответы детей)
Я думаю, он не случайно к нам прикатился. Он явно кого-то за собой ведёт. Кто же это может быть?
(дети называют сказочных персонажей, звучит музыка из сказки, входит Василиса)
Василиса: Куда же я попала? Почему клубочек привёл меня сюда?
Дети: Наш садик называется «Сказка». Мы все очень любим сказки и с удовольствием их слушаем. Они учат нас добру.
Василиса: Ах, вы любите сказки? А знаете ли вы, из чего они складываются?
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, с помощью чего мы передаём свои мысли, высказывания?
Дети: С помощью предложений.
Воспитатель: А предложения состоят из….(слов, а слова (из букв). А чем отличается буква от звука? (буквы мы пишем и видим, а звуки слышим и произносим)
Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)
А как их различить?
Почему же звуки называют гласными? (Гласные звуки можно петь. Они не встречают никаких преград при произношении)
А какие звуки называют согласными? (при произношении согласных встречаются преграды).
Василиса: Я вижу, что мой клубочек не ошибся и привёл меня по правильному адресу. И думаю, что вас очень заинтересует моя волшебная книга.
Воспитатель: Да, Василиса, ведь наши ребята будущие первоклассники. Они очень любознательные.
Василиса: Будущие первоклассники? Ну, тогда я не ошиблась адресом. Ведь в моей книге спрятались советы для будущих первоклассников от героев сказок. Но получить вы их сможете, если выполните все задания из волшебной книги. Вы готовы? (Да) Ну тогда открываем первую страницу.
На первой странице нарисована, конечно же, я. Ребята, а с какого звука начинается моё имя?
Дети: Со звука «В».
Василиса: Правильно со звука «В».
Воспитатель: Ребята, вы догадались, с каким новым звуком мы сегодня будем знакомиться? (со звуком «В»). Я знаю, что вы уже научились различать твёрдые и мягкие согласные. А какой звук в имени Василиса? (твёрдый звук «В»). У твёрдого звука «В» есть ещё мягкий братец, который произносится…может кто-нибудь догадается? («Вь»). Звуки «В» и «Вь» на письме обозначаются буквой «Вэ».
(показ буквы, стихотворение)
Вот буква В
Видна вдали –
Красивая, витая
Как будто крендель испекли,
Приезжих ожидая.
Василиса: А чтобы вы лучше запомнили, как пишется буква «Вэ», давайте напишем с помощью шнурочков.
(музыка вьюги)
Воспитатель: Вы слышите эти звуки?
Василиса: Я думаю, нам нужно открывать следующую страницу.
Воспитатель: Интересно, в какую же сказку мы попали? (Снежная королева)
Василиса: Ребятки, мальчик Кай из сказки Андерсена «Снежная королева» просит нас ему помочь.
2. Звуковой анализ слова ВЕТЕР
Василиса: Молодцы! Помогли Каю.
(звучит музыка Буратино)
Слышите, по-моему, это музыка из сказки….
Дети: Буратино.
Василиса: Вы совершенно правы. Этот сказочный герой задорный и озорной, да это и не случайно. Под такую весёлую музыку просто невозможно устоять на месте. Выходите в круг.
3. Массаж «Клубочки»
Мы клубочки свои взяли
И по ручкам покатали,
И по грудке прокатили,
Между ножек положили.
Вверх подняли, посмотрели
И на ножки опять сели.
Правой ручкой покатали,
За спиной остановили,
Левой ручкой передали
И клубочек перед нами.
Василиса: Размялись? А помните, Буратино тоже много веселился, а в школу так и не попал. Вот чтобы у нас с вами так не получилось, давайте переходить к следующему заданию.
4. Игра «Расшифруй слово» по картинкам (чашка, ложка, ваза).
(звучит музыка Золушки)
Кто же наш следующий герой? А может героиня?
Дети: Золушка.
Воспитатель: Золушка хочет попасть на бал. Но мачеха дала ей задание. Ребята ведь мы ей поможем?
(чашка, ложка, ваза).
5. Игра «Найди лишнее слово». Какое слово лишнее в этой группе? (чашка, ложка, ваза).
Воспитатель: составьте предложение с каждым из этих слов: первое предложение, чтобы в конце стояла точка, второе – в конце восклицательный знак, а третье – вопросительное.
Василиса: Ребята, какие же вы замечательные помощники! Нам уже пора переворачивать следующую страницу волшебной книги.
Дети: Это иллюстрация из сказки «Двенадцать месяцев».
(звуки весенней природы, релаксация)
Воспитатель: Ребята, мне даже на мгновение показалось, что в нашей группе наступила весна. А какая она? Какой вы её себе представляете? Давайте расскажем о ней. А поможет нам мнемотаблица.
6. Работа по мнемотаблице.
1. Изображение буквы В – Наступила весна.
2. Солнце – Ярко светит солнце.
3. Облака – По небу плывут облака.
4. Снежинка со слезами – Тает снег.
5. Ручеёк с колокольчиком – Побежали звонкие ручейки.
6. Проталины – Появились первые проталины.
7. Ветка с почками – На деревьях набухают почки.
8. Подснежник – Распустились первые весенние цветы.
9. Птицы – Вернулись с юга перелётные птицы.
10. Птица, ветка с почками, подснежник – Природа весной оживает.
(один из детей повторяет весь рассказ)
Василиса: Какую красивую картину весны вы нарисовали. Но нам пора переворачивать следующую страницу. Ах, но это уже последняя. А вот и мудрые советы от сказочных героев, о которых я вам говорила.
Советы:
• Вот пришел желанный час, ты зачислен в первый класс.
Ты, дружок, послушай нас, мы даем тебе наказ.
• Утром рано просыпайся, хорошенько умывайся,
Чтобы в школе не зевать, носом парту не клевать.
• Приучай себя к порядку, не играй с вещами в прятки.
Каждой книжкой дорожи, в чистоте портфель держи.
• Не дразнись, не зазнавайся, в школе всем помочь старайся,
Зря не хмурься, будь смелей – и найдешь себе друзей.
• Одевайся аккуратно, чтоб смотреть было приятно,
На уроках не хихикай, стул туда-сюда не двигай.
• Вот и все наши советы, их мудрей и проще нет.
Ты, дружок, их не забудь.
До свиданья! В добрый путь!
Воспитатель: Большое спасибо тебе, Василиса, за советы. Я уверена, ребята их очень хорошо запомнят, и они им обязательно пригодятся в школе.
Василиса: Ребята, вы молодцы. Очень не хочется от вас уходить. Но мне уже пора возвращаться обратно в сказку. Удачи вам в школе. До новых встреч на страницах сказок. До свидания.
7. Рефлексия
Воспитатель: ребята, напомните мне, чем мы с вами сегодня занимались? Кому помогали?
С какой буквой познакомились? (буква «Вэ» и звуки «В» и «Вь»).
«Чудесное дерево» (с помощью листочков разного цвета дети отмечают своё впечатление, знания. Листочки зеленого цвета – было интересно, не сложно; желтого – испытывал затруднения; красного – не интересно).
Воспитатель: наше с вами путешествие по волшебной книге сказок окончено, давайте попрощаемся с нашими гостями.
Литература:
1. Арушанова А. Г., Рычагова Е. С. Игры – занятия со звучащим словом: Книга для воспитателей ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2012.
2. Журова Л. Е., Дурова Н. В. Обучение дошкольников грамоте : Методическое пособие. – М. : Школьная Пресса, 2001.
3. Новоторцева Н. В. Учимся читать. Обучение грамоте в детском саду и дома. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
4. Степанова О. А. Подготовка детей к школе : Развивающие игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2008.