Людмила Ларионова
Творчество педагога как секрет создания благоприятного психологического климата в группе
Сообщение
«Творчество педагога как секрет создания благоприятного психологического климата в группе»
Много лет работая педагогом в детском саду, я убедилась, что создание благоприятного психологического климата – это не просто приятное дополнение к учебному процессу, а фундамент, на котором строится успешное развитие каждого ребенка. В такой атмосфере дети чувствуют себя уверенно, свободно выражают свои мысли и чувства, легче усваивают знания и формируют позитивные отношения друг с другом. И сегодня хочу поделиться с вами, пожалуй, самым важным, что я открыла для себя в профессии – как создать в группе атмосферу настоящего "солнышка", где каждый ребенок чувствует себя любимым, принятым и уверенным в своих силах. Речь пойдет о благоприятном психологическом климате и о том, как, благодаря творческому подходу, я этого достигаю.
Публикация «Творчество педагога как секрет создания благоприятного психологического климата в группе» размещена в разделах
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Психология. Работа психолога
- Темочки
Поделюсь своим опытом, как я, применяя нестандартные подходы, создаю ту самую атмосферу в своей группе.
1. "Копилка добрых дел" : создаем атмосферу принятия и взаимной поддержки.
Одна из самых главных задач – чтобы каждый ребенок чувствовал себя в группе в безопасности, знал, что его примут таким, какой он есть. Для этого мы с ребятами создали "Копилку добрых дел". Это обычная красивая коробка, но ее содержимое – это не монетки, а карточки, на которых дети (или я, если ребенок стесняется) записывают добрые дела, совершенные в течение дня. Например, "Помог Маше собрать пирамидку", "Поделился карандашами с Сашей", "Утешил плачущего Пашу".
Каждый вечер мы достаем несколько карточек и читаем их вслух, а ребенок, совершивший доброе дело, получает бурные аплодисменты и слова благодарности. Казалось бы, мелочь, но это создает в группе атмосферу доброжелательности и взаимопомощи. Дети начинают замечать хорошие поступки друг друга, учатся ценить доброту и сострадание.
Пример: Был у нас в группе мальчик, очень замкнутый и неуверенный в себе. Он редко с кем общался и всегда держался в стороне. Но однажды он помог девочке найти потерявшуюся игрушку, и этот поступок попал в "Копилку добрых дел". Когда мы читали его карточку, мальчик впервые за долгое время улыбнулся. С тех пор он стал активнее участвовать в жизни группы, и у него появились друзья.
2. "Театр настроений" : учимся понимать и выражать эмоции.
Очень важно научить детей понимать свои эмоции и эмоции других людей. Для этого мы с ребятами создали "Театр настроений". Это набор карточек с изображением различных эмоций (радость, грусть, злость, удивление, страх).
В течение дня, когда у ребенка возникает какая-то сильная эмоция, он может взять карточку с соответствующим изображением и показать ее другим. Это помогает ему осознать свое состояние и рассказать о нем другим. Кроме того, мы часто разыгрываем небольшие сценки, где дети играют роли разных персонажей, испытывающих различные эмоции.
Пример: Девочка очень боялась выступать перед публикой. Когда мы готовились к утреннику, она постоянно плакала и отказывалась учить стихи. Тогда я предложила ей сыграть роль робкого зайчика, который тоже боится выступать, но потом набирается смелости и все-таки читает стихи. Девочка с удовольствием согласилась на эту роль, и, благодаря этому, смогла преодолеть свой страх и успешно выступить на утреннике.
3. "Мастерская комплиментов" : развиваем позитивное самовосприятие и уважение к другим.
Чтобы у каждого ребенка сформировалось позитивное самовосприятие и уважение к другим людям, мы регулярно проводим "Мастерскую комплиментов". Дети садятся в круг, и каждый по очереди говорит комплимент своему соседу. Комплимент должен быть искренним и касаться не только внешности, но и личных качеств человека.
Поначалу дети стеснялись и не знали, что сказать. Тогда я предложила им использовать подсказки: "Мне нравится, как ты…", "Я восхищаюсь твоим…", "Ты очень хорошо…". Со временем дети научились замечать хорошие качества друг друга и говорить комплименты с легкостью и удовольствием.
Пример: В группе был мальчик, Коля, который часто обижал других детей. Он дразнился, толкался, отнимал игрушки. После нескольких занятий в "Мастерской комплиментов" он стал более внимательным и доброжелательным к другим детям. Однажды он сказал девочке: "Маша, мне очень нравится, как ты красиво рисуешь. Я тоже хочу научиться так рисовать".
4. "Круг доверия" : учимся слушать и слышать друг друга.
Чтобы в группе царила атмосфера доверия и взаимопонимания, мы регулярно проводим "Круг доверия". Дети садятся в круг, и каждый по очереди делится своими мыслями, чувствами, переживаниями. Важно, чтобы во время "Круга доверия" никто не перебивал говорящего, не критиковал его и не давал советов, если об этом не просят. Главная цель – научиться слушать и слышать друг друга.
Пример: Однажды, во время "Круга доверия", девочка рассказала о том, что ее обижают старшие дети во дворе. После этого рассказа другие дети стали поддерживать ее и помогать ей советами, как избегать конфликтов. Этот случай показал, как важно создать в группе атмосферу доверия, где каждый ребенок может поделиться своими проблемами и получить поддержку от других.
Это лишь несколько примеров того, как творческий подход помогает мне создать благоприятный психологический климат в группе. Конечно, каждый педагог может найти свои собственные методы и приемы, которые будут эффективны именно для его группы. Главное – верить в своих детей, любить их и быть открытым к новым идеям.
Я убеждена, что создание "солнышка" в группе – это не просто приятное дополнение к учебному процессу, а необходимая основа для успешного развития каждого ребенка. Когда дети чувствуют себя в безопасности, когда они уверены в своих силах, когда они окружены заботой и вниманием, они расцветают. И это – самая большая награда для педагога.
Литература.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
2. Клюева, Н. В., Касаткина, Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
3. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 208 с
4. Панфилова, М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры / М. А. Панфилова. – М. : ГНОМ и Д, 2000. – 160 с. (Практическое руководство по использованию игровых методов для коррекции эмоциональных и поведенческих проблем).