Алёна Мангушева
Конспект НОД по первоначальным основам грамоты в подготовительной группе «Цветик-семицветик»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по первоначальным основам грамоты в подготовительной группе "Цветик - семицветик"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР - детский сад №9 «Солнечный» города Обнинска, Калужская область.
Автор: Мангушева Алёна Владимировна
Цель: Формирование умений различать звуки по их качественной характеристике и проводить звукобуквенный анализ слов.
Публикация «Конспект НОД по первоначальным основам грамоты в подготовительной группе „Цветик-семицветик“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
Задачи: 1) образовательная: обучать детей построению звукобуквенной модели с использованием гласных букв.
2) развивающая: развивать способность называть слова с заданным звуком, умение соотносить конкретные слова со звукобуквенными моделями, логическое мышление, счёт, совершенствовать фонематический слух.
3) воспитательная: формировать чувство товарищества, умение слушать и корректно исправлять друг друга, умение работать сообща.
Ход занятия:
Ребята играют в «Уголке экологии», где в хаотичном порядке лежат лепестки цветика-семицветика. Они их находят, пытаются понять, что это и начинают собирать. В это время подходит воспитатель и спрашивает: «Ребята, что вы делаете?» Дети рассказывают, что нашли цветок и хотят его собрать.
Воспитатель: «Вы заметили, что лепестки разных цветов? Где-то мы уже встречали похожий цветок».
Дети: «Сказка есть «Цветик-семицветик»».
Воспитатель: «Действительно, мы читали эту сказку. Про девочку по имени… Ой, а как же её звали? Кто помнит? Кто подскажет?»
Дети: «Маша, Саша, не помним… (возможно Женя)».
Воспитатель: «Сомневаемся! Проверим? Где мы можем найти правильный ответ?» Дети: «В книге!» Воспитатель вместе с детьми перемещаются в «Уголок книги».
Воспитатель: «В энциклопедии? (нет, в «Русачке» Бориса Заходера? (нет, в «Цветике-семицветике» Валентина Катаева?» (да)
Воспитатель открывает книгу и читает: «Жила-была девочка Женя…» «Ребята, а ведь не простой был у неё цветок, волшебный. Что она делала с лепестками?»
Дети: «Она отрывала лепесток, загадывала желание и отпускала лететь».
Воспитатель: «Какое желание было самым полезным»? (ответы детей)
Воспитатель: «Я думаю, что наш цветок тоже не простой. А вы как считаете?» (ответы детей) «На каждом лепестке написана цифра, а сзади лепестка - задания для нас. Будем выполнять?»
Дети: «Да».
Воспитатель: «И задания выполним, и цветок соберём. Он, наверное, красивый. Что нам понадобится, чтобы собрать цветок?»
Дети: «Клей, пластилин». Дети приносят из «Уголка ИЗО» клей и пластилин.
Задания:
1) Что Вы знаете о звуках?
Воспитатель: «Что такое звук?»
Дети: «Звук - это то, что мы слышим и произносим».
Воспитатель: «Какие бывают звуки?»
Дети: «Звуки бывают гласные и согласные».
Воспитатель: «Какие звуки мы называем гласными?»
Дети: «Гласные звуки - это звуки, которые мы можем пропеть, произнося их, воздух не встречает преграду».
Воспитатель: «Например?»
Дети: «А, о, у, э, ы, и».
Воспитатель: «Сколько всего гласных звуков?»
Дети: «Шесть».
Воспитатель: «А какие звуки мы называем согласными?»
Дети: «Согласные звуки - это звуки, которые нельзя пропеть, протянуть, произнося их, встречаем преграду в виде зубов, нёба, губ».
Воспитатель: «Согласные делятся на две группы. Какие?»
Дети: «Мягкие и твёрдые».
Воспитатель: «Например?»
Дети: «Пь, мь, ль, рь, т, б, н, к».
Воспитатель: «Мы правильно ответили! Можно приклеить лепесток» (дети приклеивают к сердцевине лепесток).
2) Что Вы можете рассказать о буквах?
Воспитатель: «Что такое буква?»
Дети: «Буква - это то, что мы пишем, читаем и видим».
Воспитатель: «Буквы так же бывают гласными и согласными. Мы с вами познакомились с гласными буквами. Сколько их? Назовите их».
Дети: «Десять: а, я, о, ё, у, ю, э, е, ы, и».
Воспитатель: «А почему гласных букв больше, чем гласных звуков?»
Дети: «Потому что буквы я, ё, ю, е дают два звука»
Воспитатель: «Есть строчные и заглавные буквы. Что значит строчная?»
Дети: «Строчная - это маленькая буква.
Воспитатель: «А заглавная?»
Дети: «Заглавная - это большая буква».
Воспитатель: «Где мы их можем встретить в слове?»
Дети: «Строчные встречаются в начале, середине и конце слова, а заглавные - в начале имён, названий городов, рек, озёр, кличек животных и в начале предложения»
Воспитатель: «Хорошо, мы справились со вторым заданием, можно приклеить второй лепесток».
3) Поделите слова на слоги и определите их количество: ромашка, нарцисс, маргаритка, мак, гвоздика, тюльпан.
Воспитатель: «Что такое слог?»
Дети: «Слог - это часть слова из одного или нескольких звуков (букв, один (одна) из которых гласный (гласная).
Воспитатель: «Как мы можем поделить слово на слог?»
Дети: «Мы можем поделить слово на слоги хлопками, шагами».
Дети делят разными способами слово и показывают соответствующую цифру. (карточки с цифрами лежат на столе).
Воспитатель: «Ребята, а всё перечисленное можно назвать одним словом?»
Дети: «Всё перечисленное – цветы».
Детям предлагается несколько логических схем на доске, из которых надо выбрать одну, подходящую нам (общее понятие и примеры). Дети выбирают и объясняют своё решение.
Воспитатель: «Молодцы!» (приклеиваем третий лепесток)
4) Проведите звукобуквенный анализ слова «цветы».
(«ц»- согласный твёрдый, «вь»- согласный мягкий, «э»- гласный, «т»- согласный твёрдый, «ы»- гласный, ударный гласный звук-ы).
Воспитатель: «Какие звуки можно заменить на буквы?»
Дети: «Е, ы» (дети познакомились только с гласными буквами)
Воспитатель: «Ещё одно задание выполнили. Приклеиваем лепесток».
5) Придумайте слово на заданный звук: ш, ль, р.
Воспитатель с детьми встаёт с мячом в круг, кидает ребёнку, называет звук и ребёнок говорит слово на заданный звук, кидает мяч обратно воспитателю.
Воспитатель: «Ещё один лепесток можно приклеить» (приклеиваем лепесток). «А теперь предлагаю немного отдохнуть».
Физминутка:
Раз-два-три- выросли цветы (сидели на корточках, встаём,
К солнцу потянулись высоко (тянутся на носочках,
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелёчки качал (раскачивают руками влево-вправо над головой,
Влево качнулись - низко прогнулись (наклоняются влево,
Вправо качнулись - низко пригнулись (наклоняются вправо).
Ветерок, убегай! (грозят пальчиком)
И цветы нам не ломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)
6) Выложите с помощью счётных палочек букву слова: тюльпан, астра, роза, ирис, лилия.
Дети работают в парах, выкладывая определённые гласные буквы.
Воспитатель: «Ещё одно задание мы выполнили».
7) Подберите к звукобуквенным моделям соответствующие слова.
На доске предложены звукобуквенные модели слов: пион, роза, астра, мак, ирис. Дети так же работают в парах, у каждой пары картинка с цветком, они обсуждают звуки и буквы в схеме, выбирают соответствующую схему на доске.
Дети приклеивают последний лепесток и обсуждают, нравится он или нет.
Воспитатель: «Ребята, справились мы с заданиями?»
Дети: «Да».
Дети приклеивают последний лепесток и обсуждают, нравится он или нет.
Воспитатель: «Что было самым интересным? Что показалось сложным? (ответы детей). Мы собрали цветик-семицветик, выполнили все его задания, повторили цветы. У меня сейчас такое хорошее настроение, я бы с удовольствием нарисовала один из цветков. А вы?»
Дети: «Да, мы тоже хотим рисовать».
Дети идут рисовать с помощью эбру.