Светлана Юрченко
Конспект НОД по ознакомлению с природой в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Окружающая среда — это среда жизни, с которым живое существо связанная обменом веществ, энергии, информации, предстает перед ребенком не набором природных объектов, а как целостность, в которой все органично связано. В окружающей среде не существует тело, само по себе, разум сам по себе: и тело, и разум взаимодействуют с окружающей средой, окружающей это место взаимного исследования.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с природой в детском саду» размещена в разделах
Окружающая среда дает детям целостные знания о природе, общественной среде, жизни человека и самого человека. В процессе ознакомления детей с окружающим миром педагог использует закономерности природы и социума для формирования целостности знаний, целостности сознания ребенка.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ В ДЕТСКОМ САДУ
Образовательной областью здесь является познавательное развитие. Главная задача – развитие интересов детей, повышение любознательности мотивации к ней, а также формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). О малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира»
Основные цели и задачи
В данной программе представлены краткие методические рекомендации, планирование и содержание работы по ознакомлению детей 4–5 лет с природой, а также содержание наблюдений на прогулке. Предложенная система работы включает экскурсии на природу, наблюдения за живыми объектами, игровые задания, элементарные опыты и многое другое. Система создана с учетом интеграции разных видов детской деятельности. Изучение каждой темы может завершаться итоговым заданием, в качестве которого можно использовать ребусы, загадки, рисунки-отгадки, и. т. д. Следует обратить внимание на то, что не стоит ограничиваться только монологом-рассказом, перегружать детей большим количеством вопросов. Работу необходимо строить в соответствии с их психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства методы и приемы взаимодействия, и стремясь сделать данный процесс более доступным и результативным.
Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
Средняя группа (от 4 до 5 лет) Расширять представления детей о природе. Знакомить с домашними животными, декоративными рыбками (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др., птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.). Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха, их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает). Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка). Расширять представления о фруктах (яблоко, груша, слива, персик и др., овощах (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодах (малина, смородина, крыжовник и др., грибах (маслята, опята, сыроежки и др.). Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними. Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.). В процессе опытнической деятельности расширять представления детей о свойствах песка, глины и камня. Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др., подкармливать их зимой. Закреплять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.). Учить детей замечать изменения в природе. Рассказывать об охране растений и животных.
(занятие-игра)
Средняя группа
Тема: «Рассмотрение кролика»
Программное содержание:
Тема: Изучение домашних животных.
Цель: на примере настоящего кролика дать представление об этом животном. Изучить особенности его внешнего вида, его питания и сформировать интерес к животным.
Задачи:
- изучить рацион кролика;
- научиться различать по картинке дикого кролика и домашнего;
- воспитать интерес к животным;
- рассмотреть внешний вид кролика.
Методы исследования:
- подготовка и изучение литературы о кроликах (домашние и дикие);
- наблюдение за кроликом.
Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Оборудование и материал: – кролик в клетке. Овощи: морковь, огурец, яблоки.
Картинки с изображением дикого кролика и домашнего.
Творчество: ватман, шаблоны овощей.
План проведения занятия:
Вводная часть: Формируем интерес к животным. Даем представление о кролике с помощью картинок, его образе жизни и питании.
Основная часть:
• Загадка про кролика,
• Физминутка
• Изучение особенностей домашнего кролика,
• Подвижная игра,
• Выполнение заданий по изучению питания для кролика.
• Подведение итогов.
Заключительная часть: Мониторинг полученных знаний.
Методика проведения
Воспитатель: ребята, сейчас я открою свой волшебный сундучок и достану оттуда животное, с которым мы сегодня познакомимся (воспитатель открывает сундучок, а он пустой). Ничего не понимаю, никого здесь нет! Только, вот, загадка есть…
Он пушистый и ушастый,
Любит травку пожевать,
Бегает уж очень быстро,
Сможешь ли его поймать?
Мягкий как комочек ниток,
Серый, белый и цветной,
Прыгает он быстро, ловко,
Не достать его рукой. (Кролик)
Воспитатель: Правильно, ребята, это – кролик! Ребята, а вы можете мне ответит на вопрос, кролик – это домашнее животное или дикое? (ответы детей).
На самом деле кролики бывают и домашними, и дикими, которые живут в природе. Они отличаются друг от друга своим образом жизни и внешним видом. У кроликов, живущих в дикой природе, уши длинней. Они нужны ему, чтобы он мог лучше слышать приближающегося хищника. Существует много различных пород кроликов.
У кроликов длинная и мягкая шерсть. А окрас включает в себя различные вариации серого, белого, черного и коричневого цветов. Хотя, ни редко встречаются кролики с однотонным цветом меха.
Ребята, сегодня я как раз и хотела вас познакомить с домашним кроликом, только куда же он подевался и как нам теперь его найти? А, давайте, отправимся искать нашего кролика, на волшебном автобусе!
(дети садятся в автобус – на стульчики и едут).
Физминутка Железновы «Автобус»
Вот мы в автобусе сидим
И сидим, и сидим
И из окошечка глядим
Всё глядим!
Глядим назад, глядим вперёд
Вот так вот, вот так вот
Ну что ж автобус не везёт
Не везёт?
Колёса закружились
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились
Вот так вот!
А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!
Пускай автобус нас трясёт
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд
Вот так вот!
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем остановку и поиграем с вами (подвижная игра «Кролик серенький сидит).
Подвижная игра «Кролик серенький сидит»
Кролик серенький сидит
Кролик серенький сидит
И ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими шевелит)
Вот так, вот так
И ушами шевелит…и ушами шевелит.
Ему холодно сидеть
Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть…надо лапочки погреть
Ему холодно стоять
Надо будет поскакать. (прыгает)
Вот так, вот так
Надо будет поскакать…надо будет поскакать,
Лис крольчонка испугал,
И крольчонок убежал (все бегут и садятся на свои места).
Воспитатель: вот мы с вами немного отдохнули и можем отправиться дальше на поиски нашего кролика (дети садятся в автобус и едут дальше).
Что-то не видно нашего кролика, где же он! Давайте сделаем остановку на станции «Огородная» и соберем кролику с огорода овощи, которые любит кролик. ( Дети собирают овощи в корзину: тыква, картофель, свекла).
Какие вы молодцы! (Звонит телефон у воспитателя)
Воспитатель: Мне сейчас кто-то позвонил и сообщил, что в нашей группе находится письмо, в котором написано, где и как нам найти нашего кролика. Поэтому, сейчас мы с вами садимся в автобус и отправляемся в группу на поиски! (После разговора по телефону воспитатель сообщает детям, что пришло письмо и нужно возвращаться в группу, чтобы его прочитать. Дети садятся в автобус и едут обратно).
В группе воспитатель находит письмо на столе.
СОДЕРДЖАНИЕ ПИСЬМА:
Позвольте представиться, Дюдюка Барбидокская!
Это я вашего кролика спрятала в надёжное место,но вы его можете найти.
Чтобы найти вам кролика, послушайте меня!
Я бяка, привиредина – скажу вам не тая,
Препятствий очень много вы встретите в пути
Я спрятала надежно, его вам не найти!
Мое письмо подскажет, где его искать.
Какие есть задания и как их выполнять,
Четыре ключика к нему – разгадка от всего,
И вы узнаете тогда, где спрятала его!
Воспитатель: Ребята, нам нужно выполнить задания, чтобы найти кролика. Дюдюка дала подсказку, что ключики разгадки – это овощи, которыми питается кролик.
Слушайте внимательно!
1 Задание:
Это спрятано на полке,
Среди многих детских книг
Это овощ, он - морковка
Ты отыщешь это в миг!
2 Задание:
Где машинки в ряд стоят
Там и яблоки лежат
3 Задание:
Чтобы не было вам грустно
В музыке ищи капусту
4 Задание:
Куклы прячут огурец
Всем заданиям конец!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы нашли четыре ключика – овоща. Теперь нам нужно отгадать загадку, чтобы узнать, куда Дюдюка спрятала кролика.
Загадка, по которой дети находят кролика.
Кролик в клетке ждет тебя,
Он надеется не зря…
И подсказка есть тебе -
Уголочек ПДД
Воспитатель: Вот и нашли мы нашего кролика! Давайте теперь рассмотрим, какой у него мех, понаблюдаем за поведением кролика, посмотрим, чем он питается.
Давайте вместе с вами вспомним еще раз все, что сегодня мы узнали о кроликах и их жизни.
Список используемой литературы
1. Основная образовательная программа «От рождения до школы»/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2015.
2. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. – М. :Мозаика-Синтез, 2016.
3. ФГОС: https://d25101.edu35.ru/ourchhome/obraz-standarty/128-fgos-do
4. https://mamaschool.ru/zagadki-i-otgadki/zagadki-pro-krolika
5. https://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Ot-rojdenia-do-shkoli.pdf