Дзерасса Алборова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Осенний листопад»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей в подготовительной группе по теме «Осенний листопад». Данный материал будет полезен для педагогов подготовительной группы детского сада. Конспект по развитию речи, направленный на обобщение знаний детей по теме осень и формированию у детей бережного отношение к природе.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе „Осенний листопад“» размещена в разделах
- Деревья осенью, листопад
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», ««Художественно-эстетическое развитие»»
Цель: Создать условия для расширения, уточнения и активизации словаря по теме «Осень»
Задачи:
Образовательные:
Способствовать формированию у детей представления об осени как о красивейшем времени года, используя речевые средства художественной выразительности (стихи, сравнения, метафоры)
Стимулировать развитие и совершенствование умения выражать свои мысли полными предложениями;
Активизировать словарный запас детей по теме «Осень», название признаков предметов, закрепить умение детей употреблять в речи предлоги
Развивающие:
Создать условия для развития познавательных интересов у детей, внимания, мышления через игры и упражнения.
Воспитательные:
Способствовать формированию у детей бережного отношение к природе;
Создавать предпосылки для развития культуры речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Методические приемы:
Наглядные: применение наглядных материалов, карточек (картинок, предметов, букв.
Словесные: Речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос, художественное слово.
Практические: использование игровых моментов на основе дидактических игр, упражнения на развитие дыхания, развитие мелкой моторики рук с элементом самомассажа, упражнения на слуховое внимание.
Ход НОД
Воспитатель:
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое,
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летят! Должно быть, это
Улетает наше лето.
(Е. Трутнева)
-Ребята, о каком времени года говорится в это стихотворение?
Дети: Про осень.
Воспитатель: Какие приметы осени вы знаете?
(Ответы детей)
Воспитатель: Вот мы и вспомнили все приметы осени.
Сейчас я вам открою свой секрет, а вы мне в этом поможете.
Как называется первый осенний месяц. Какой звук первый в слове сентябрь.
(выкладываем букву С)
- Как называется второй осенний месяц. Какой первый звук в слове октябрь.
(выкладываем букву О)
-Как называется третий осенний месяц. Какой первый звук в слове ноябрь.
(выкладываем букву Н)
-Давайте прочитаем, что за слово у нас получилось.
(дети читают слово сон)
-Как выдумаете, почему в названии осенних месяцев зашифровано слово сон.
Дети: Осенью природа засыпает, а люди готовятся к зиме
Воспитатель: Как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?
(Ответы детей)
Воспитатель: Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему сентябрь называли рябинником?
(Ответы детей)
Воспитатель: В сентябре рябина радует глаз своей красотой, а ее алые ягоды после первых заморозков становятся слаще. Поэтому и зовут сентябрь «рябинником».
-Октябрь – листопадник. Как вы думаете, почему так называли этот месяц?
Дети: В октябре с деревьев опадают листья.
Воспитатель :Ноябрь – зимник. Как вы думаете почему?
Дети: Становится холодно, как зимой. Выпадает первый снег.
Воспитатель: У меня для вас есть еще задание. Для выполнения этого задания надо разбиться на пары. Каждая пара получит конверт, в конверте картинка, ее нужно собрать, посмотреть, что получилось и составить предложение с этим словом на тему осень.
(дети собирают разрезные картинки и придумывают предложение с этим словом)
Воспитатель: Молодцы вы хорошо справились с заданием, и я хочу вас пригласить на прогулку в осенний лес. Мы пойдем в осенний лес, полный сказок и чудес. Чтобы туда попасть, надо произнести волшебные слова:
еклама
«Листик, листик, ты лети
В лес осенний приведи»
(звучит музыка, на экране появляется изображение деревьев)
Воспитатель: Как красиво кругом! А сколько здесь деревьев. Пойдемте? Но помните, что в лесу можно заблудиться или встретить опасность. Поэтому не уходите далеко от меня. Будьте всегда рядом.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)
топ-топ-топ - Зашагали ножки
топ-топ-топ - Прямо по дорожке
топ-топ-топ - Ну-ка веселее
топ-топ-топ - Зашагали ножки
- Вот мы и оказались на лесной полянке.
Осенний лес - какое чудо!
Листва ковром лежит повсюду.
Деревья стройные стоят,
Ветвями на ветру шумят.
-Деревья уже надели свой осенний наряд. Какие деревья осенью?
(Ответы детей)
Воспитатель: Что происходит с листом осенью?
Дети: Желтеет, краснеет, вянет, опадает, летит, кружится, сохнет….
Воспитатель: Какие листья осенью?
Дети: Желтые, сухие, влажные, разноцветные, опавшие, замерзшие, пожухлые….
Воспитатель: В листьях и летом, и осенью есть краски - и зеленые, и красные, и желтые. Самый сильный цвет – зеленый. Этот цвет придает листьям особое вещество - хлорофилл. Хлорофилл очень любит свет. Летом света много, так как солнце светит долго. Листья остаются зелеными. А почему осенью листья изменяют окраску?
Дети: Осенью дни стали короче, солнце светит меньше.
Воспитатель: Наступила осень, дни стали короче, солнце светит меньше, и зеленое вещество не может образовываться. Листья постепенно желтеют и краснеют. А со временем и они опадают. Так как зимой они не нужны. Как называется явление природы, когда опадают листья?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Давайте и мы с вами сейчас устроим листопад. Возьмите в обе руки по оному листку.
Физминутка с листвой.
(Звучит аудиозапись «Листики – кораблики»)
Воспитатель: Ребята, давайте соберем все листья вот в эту корзину, листья нужно ставить черенком вниз. Посмотрите, что у нас получилось?
Дети: Осенний букет.
Воспитатель: Какой букет у нас получился?
Дети: Осенний, яркий, красочный, разноцветный, великолепный, прекрасный,, кленовый, резной…
Воспитатель:
Букет красив и очень ярок,
Щедрой осени подарок.
Давайте поставим букет вот на этот пень, пусть и лесные жители, пробегая мимо, полюбуются красотой осеннего букета.
Как хорошо в лесу! Как тихло. А зачем люди ходят в лес?
Дети: Чтобы подышать свежим воздухом, послушать звуки леса
Воспитатель: Давайте сейчас и мы с вами послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать.
(Звучит аудиозапись «Звуки леса»)
Воспитатель: Открываем глаза. Ребята, кто что услышал?
Дети: Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя.
Воспитатель: Молодцы, вы были очень внимательными, и нам пора отправляться дальше в путь.
(на доске появляется изображение березы)
Как называется это дерево?
Дети: Береза.
Воспитатель: Давайте назовем дерево ласково.
Дети: Берёза – берёзонька, березка.
Воспитатель: Давайте посчитаем деревья
(на доске появляются изображения 1,2,3 березы, березовая роща)
Дети: Одна береза, две березы, три березы, много берез
Воспитатель: Как называется участок леса, где растут только березы?
Дети: Березовая роща.
Воспитатель: Что произойдет с березовой рощей осенью?
Дети: Березы наденут свой золотой наряд.
Воспитатель:
В золотом убранстве лес осенний снова,
И наряд сменила милая береза,
Золотом покрылись все её листочки,
На макушке к небу в синеньком платочке.
(на доске появляется изображение дуба)
Воспитатель: Как называется это дерево?
Дети: Дуб.
Воспитатель: Давайте назовем дерево ласково:
Дети: Дубок, дубочек.
Воспитатель: Давайте посчитаем деревья
(на доске появляется изображения 1,2,3дубов, дубрава)
Дети: Один дуб, два дуба, три дуба, много дубов.
Воспитатель: Как называется участок леса, где растут только дубы?
Дети: Дубрава.
Воспитатель: Что произойдет с дубравой осенью?
Дети: Дубрава осенью станет золотисто-медная.
(На доске появляется изображение сосны)
Воспитатель: Как называется это дерево?
Дети: Сосна.
Воспитатель: Давайте назовем дерево ласково.
Дети: Сосенка.
Воспитатель: Давайте посчитаем деревья
(на доске появляются изображения 1,2,3 сосны, сосновый бор)
Дети: Одна сосна, две сосны, три сосны, много сосен.
Воспитатель: Как называется участок леса, где растут только сосны?
Дети: Сосновый бор.
Воспитатель: Что произойдет осенью с сосновым бором?
Дети: Сосновый бор останется зеленый. Сосна вечно зеленое дерево.
Воспитатель: Молодцы, и нам пора отправляться дальше.
Ой, ребята, что это, дождик собирается? Как же наша прогулка по лесу?
(Воспитатель обращает внимание детей на тренажер «тучку с капельками»)
Воспитатель: Что же будет, если мы попадем под дождь?
(ответы детей)
Воспитатель: Что же нам делать?
Дети: Давайте устроим ветер и прогоним тучу.
(Дыхательное упражнение на выдох)
Воспитатель: Ребята, не забывайте: воздух вдыхаем через нос быстро (короткий вдох, надуваем животик, выдыхаем через рот медленно (длинный выдох) – дуем на капельки. Ветер сильный подул – длительный выдох. Вот ещё сильнее подул ветерок, и прогнал тучу.
А нам пора отправляться дальше. Как здесь тихо, как красиво! А это что такое, вы слышите?
(прислушиваются)
Воспитатель: Кто здесь прячется?
(под листвой сидит ежик)
Воспитатель: Здравствуй, ежик что случилось? Ребята, ежик говорит, что становиться холодно и нужно готовиться к зиме, только он не знает, как ежи готовятся к зиме, что же делать? Кто подскажет, как ежи готовятся к зиме?
Дети: Ежик готовит себе ямку, под кучей листьев и хвороста. Выстилает свою норку травой и листьями. С наступлением холодов еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму, перед этим осенью он сытно наедается, ему нужно накопить под своей колючей шубкой очень много жира, что бы проспать до весны.
Воспитатель: Ежик набрал много листвы, но вот беда, не знает, с какого дерева листочек и как называется.
(Воспитатель достает листики, проводится игра «С какого дерева листик»)
Дети прощаются с ежиком, отправляются в путь.
Воспитатель: Ребята, а ручки у вас не замерзли, давайте погреем ручки.
(Воспитатель проводит игру с веточками на мелкую моторику с элементами самомассажа)
Воспитатель: Теперь нам пора отправляться дальше по лесу
(Встречают белочку)
Воспитатель: Здравствуй Белочка, а ты уже готова к зиме? Как? Ты не знаешь? Ребята, давайте подскажем белочки, как нужно готовиться к зиме.
Дети: Белка делает припасы и утепляет свое жилье. Меняет летнюю шубу на зимнюю. Зимняя шубка у белки сероватая, и гораздо теплее, чем летняя.
Воспитатель: Для того, чтобы выжить в сильные морозы, белка должна усиленно питаться. Откуда зимой белке брать пищу? Ведь всё вокруг укрыто белым одеялом и орехов совсем. Люди, которым нравятся эти милые зверьки, помогают им выжить зимой. Давайте и мы угостим белку.
( Воспитатель достает угощенья для белки: сосновая, еловая, кедровая шишки, желудь, каштан, ягоды шиповника. Проводит игру «Угости белку» Угощая белку нужно сказать, как называется угощение и где выросло. Дети прощаются с белочкой и отправляются дальше в путь.)
Воспитатель: Теперь нам пора отправляться дальше по лесу.
(Звучит фонограмма с голосом перелетных птиц. На экране появляются птицы)
Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, что вы слышите?
Дети: Это птицы.
Воспитатель: Скажите, что происходит с птицами осенью?
Дети: Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
Воспитатель: Какие называются эти птицы? Почему они улетают?
Дети: Становиться холодно, нет корма.
Воспитатель: Давайте пожелаем птицам счастливого пути, и попрощаемся до весны.
Вот и наше путешествие подходит к концу, и нам пора возвращаться в сад.
Чтобы попасть обратно в сад, давайте вспомним наши волшебные слова:
«Листик, листик, ты лети
В лес осенний приведи»
Вот мы с вами и оказались в саду. Вам понравилось наше путешествие в осенний лес? Что понравилось больше всего?
Ответы детей.