Елена Двуреченская
«Перелетные птицы» — занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Перелетные птицы». Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
Программное содержание:
1. Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.
Публикация «„Перелетные птицы“ — занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
2. Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.
3. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.
4. Упражнять детей в ориентировке в пространстве и на листе бумаги в клетку. Закреплять гигиенические правила письма.
5. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.
6. Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.
Предварительная работа
Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры; подвижные игры: «Птицелов», «Птицы, гнезда, птенцы»; дидактические игры: «Чье гнездо», «Кто лишний», «Поймай и назови», «Право – лево»; моделирование; знакомство с пальчиковой азбукой.
Материал к занятию
Звуковое письмо, картинки с изображением перелетных птиц и их силуэты, дерево с гнездом и скворечником, домик с гнездами на крыше и под крышей, елки, озеро, обручи, мяч, медали «Друг птиц».
Ход занятия
Организационный момент. Воспитатель: Ребята, встанем дружно вместе в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Вы готовы заниматься?
Дети: Все готовы заниматься.
Будем очень мы стараться!
Садятся на стульчики
Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре,
смело, четко говорим, и тихонечко сидим.
Солнышко проснулось. Тепло на улице стало. К нам пришла весна.
Назовите приметы весны. (Игра с мячом)
Приметы называете, начиная своё предложение со слова весной…
Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла весна. Е. Карганова
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие. Мы совершим прогулку в лес, но в лес не настоящий, а вот в этот, что расположился в нашем зале. Скоро лето, вы с родителями пойдёте в лес за грибами, за ягодой, но прежде, чем войти в лес, давайте вспомним «лесные правила», как нужно вести себя в природе. (Дети называют «лесные правила» по рисункам).
Не рви и не топчи полевые цветы.
Не лови диких животных и не уноси их домой.
Не разоряй птичьи гнёзда.
Не ломай ветки деревьев и кустарников.
Не лови бабочек и других насекомых.
Не убивай лягушек и жаб.
Не разводи костёр.
Под запись пения птиц дети заходят в «лес».
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все — и я, и ты,
Если мы сорвём цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты! (крик вороны)
- Ребята, нам пришло звуковое письмо. Послушайте, пожалуйста, его.
«Карр-карр! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц!»
От кого пришло письмо? Особа всем известная, она крикунья местная (ворона). Поможем расколдовать птиц? Я думаю, что наши знания и умения нам помогут.
Беседа «Перелетные птицы»
Весной прилетают птицы
Как называются эти птицы? (Перелетные).
Почему их так назвали? (Потому, что они совершают перелеты – осенью улетают в теплые края, а весной снова возвращаются домой).
Каких перелетных птиц вы знаете? (Грач, скворец, ласточка, соловей. При ответе дети могут смотреть на картинки).
Почему птицы улетают осенью?
Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. Правильно, все эти птицы питаются насекомыми.
Но осенью насекомые исчезают. Птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждают улетать в теплые края.
Значит, что страшнее птицам зимой — холод или голод? конечно же, голод. Ведь зимующие птицы, которые живут у нас постоянно - воробьи, вороны, сороки, синицы — переносят зимние холода.
А почему они не улетают? Чем питаются эти птицы? Они всеядны: могут и насекомых клевать, но основная их пища — семена растений.
Каких птиц заколдовала ведьма, кто не вернулся с юга? (перелетные)
• В какое время года они возвращаются? (весной)
Дидактическая игра.
Воспитатель. Ребята, а здесь еще много птиц. Птицы просят им помочь. Перелетные и зимующие птицы собрались в одну стаю и не знают теперь кому оставаться, а кому нужно улетать. Давайте поможем или разобраться и распределим птиц. Вот ребята два гнезда. В одном гнезде будут жить зимние птицы, а в другом перелетные птицы. Сейчас, я вам раздам птиц, вы внимательно посмотрите на них и посадите каждую птицу в нужное гнездо, и каждый останется возле своего гнезда. Теперь дети, которые помогли зимним птицам, будут играть на коврике, а дети, у которых были перелетные птицы, помогут птицам собраться в большую стаю. В стаю они слетелись, а вот,где их гнезда они не знают.
Пришло время расколдовать наших птиц, надо им помочь найти свое гнездо.
Работа с таблицами
В. : Расскажите, какие птицы здесь спрятались, если вы все правильно рассскажите о них, то услышите,как они поют. На таблицах схематичное изображение (голова птицы; особенность строения: хвост, клюв, ноги; цвета оперения; чем питается; где живет; зимующая или перелетная).
Например:
«Грач – большая черная птица с мощным белым клювом. Хвост короткий, похож на лопатку, питается толстыми мохнатыми гусеницами. Строит гнездо из веток высоко на деревьях. Грач – перелетная птица.»
«Ласточка – небольшая птичка. Спина – черная, а грудка розовая с белым. Клюв очень маленький, а хвост длинный, раздвоенный. Ласточки ловят на лету мошек, комаров. Строят свои гнезда из глины и травы под карнизами и крышами домов. Ласточка – перелетная птица.»
«Скворец – птица среднего размера с перьями черного цвета с фиолетовым оттенком. Клюв маленький, острый. Питается червяками, гусеницами. Гнездится или в старых дуплах, или в скворечниках. Скворец – перелетная птица.»
«Жаворонок – маленькая птичка с тонкими высокими ножками. Оперение коричневое, желтое. Благодаря ему птица незаметна среди клочков прошлогодней травы. Гнездом служит обычная ямка в земле среди травы. Питается мелкими насекомыми. Жаворонок – перелетная птица.»
«Аист – крупная птица с большим красным клювом и длинными ногами. Окраска бело-черная. Питается мелкими грызунами. Гнездо строит на крыше, на вершине высокого дерева возле человеческого жилья. Аист – перелетная птица.»
«Дикая утка – большая водоплавающая птица. Клюв у утки широкий, как гребенка, а лапки с перепонками. Оперение пестрое, у селезня ярче. Пищу ищет в воде и прибрежной тине. Гнездо строит возле воды. Утка – перелетная птица.»
Дети составляют два-три рассказа. Другие называют птицу и отвечают на вопросы воспитателя:
Беседа о птицах
• Почему аиста называют длинноногим? (у него длинные ноги)
• Чем он питается? (мелкими грызунами)
• Для чего нужны утке перепонки на ногах? (утка – водоплавающая птица)
• Где откладывает яйца жаворонок? (в ямке, в земле, среди травы)
Дети берут силуэт с изображением отгаданной птицы. Подходят к дереву, домику, ищут гнездо для своей птице и цепляют ее с помощью прищепок.
• А для чего птице нужно гнездо? Правильно, откладывать яйца, из которых вылупятся птенцы.
В. : Ребята, мы с вами птиц расколдовали? В гнезда посадили? А кого же не хватает в гнездах?
Звучит музыка. Появляется ученая птица, машет крыльями, в руке – портфель.
П. : Здравствуйте дети! Я слышал о вашей проблеме и могу вам помочь.
В. : Кто Вы такой?
П. : Я профессор птичьих наук. Воспитываю детенышей птиц в птичьей школе. Кстати, а вы знаете как называют детенышей птиц?
Д. : Птенцами.
П. : Правильно, я их называю желторотыми птенцами. А почему?
Д. : Когда птенцы рождаются – у них желтые клювики.
П. : Кстати, когда рождаются птенцы? Правильно, весной.
Когда я узнал, что вы говорите о перелетных птицах и что злая колдунья их заколдовала, тогда я поспешил к вам. на помощь. Если вы выполните мои задания, то птицы вам споют весеннюю песенку.
Вы согласны пройти такое испытание?
С наступлением весны птицы возвращаются к себе на родину. Откуда? С юга. У меня есть карта, где нарисован путь, по которому летят птицы. Опишите этот путь.
Д. : Сначала птицы летели прямо, потом повернули направо, налево, еще раз направо и прилетели на родину.
П. : Молодцы ребята! А сейчас покажите этот путь на листе бумаги.
Работа с раздаточным материалом
Раздает листы для выполнения упражнения. В процессе выполнения упражнения подходит к каждому ребенку, проверяет. правильно ли он выполнил задание, хвалит за аккуратность и т. д.
П. : Таким образом, птицы вернулись к себе на родину. И вот они здесь, с нами.
Работа с картинкой «Дерево»
• какие птицы поселились на дереве? (на дереве поселились грач и скворец)
• какая из птиц сидит на дереве высоко? (высоко на дереве сидит грач)
• какая из птиц сидит на дереве внизу (внизу на дереве сидит скворец)
• что находится справа от дерева? (справа от дерева находится озеро)
• что расположено слева от дерева? (слева от дерева расположен домик)
• что мы видим сзади дерева? (сзади дерева мы видим елку)
• что находится перед деревом? (перед деревом в траве – гнездо жаворонка)
• где расположено гнездо аиста? (гнездо аиста расположено на крыше домика)
• где находится гнездо ласточки? (гнездо ласточки находится под крышей домика)
П. : А сейчас я превращу вас в птиц и поиграю с вами.
Игра «Птицы, гнезда, птенцы»
Цель игры: уметь быть внимательным к командам воспитателя, быстро действовать в соответствии с командой, ориентироваться в пространстве, уметь подражать голосам птиц.
Атрибуты к игре: наголовники птиц, обручи по количеству детей.
По команде «Птицы» дети передвигаются на носочках под музыку, взмахивая руками.
По команде «Гнезда» — собираются в круг, взявшись за руки.
По команде «Птенцы» — находят свой обруч, присаживаются и по просьбе воспитателя подражают голосу нужной птицы. ( Кукушка: ку-ку, утка: кря-кря, грач: крак-крак, ласточка: фьють-фьють, журавль: курлы-курлы, гусь: га-га.)
В. : Много радостей получают птицы, когда возвращаются к себе на родину и селятся в своих жилищах. Но прошлогодние домики к прилету птиц нужно проверять и чинить. Например, в скворечниках могут оставаться гнезда ос, шмелей. Еще их может не хватить всем птицам.
Давайте построим новые скворечники. Прилетят скворцы на новоселье, выведут птенцов и улетят в лес.
Перед работой разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика. Скворечник
Из скворечника торчат Соединяем большой палец с указательным
Клювы маленьких скворчат. Соединяем большой палец со среднем
Клювик раз, Соединяем большой палец с безымянным
клювик два, Соединяем большой палец с мизинцем
Лапки, лапки, Сжимают и разжимают кулачки
голова. Рисуют в воздухе руками круг
В. : Построим скворечник. Скажите, из каких геометрических фигур составлен скворечник. Какую фигуру берем сначала? Приступайте к работе. Будьте внимательны!
В. : Прикрепите свои скворечники к дереву (прищепками). Теперь скворечников хватит всем. Слышится пение птиц. Ура! У нас все получилось! Вы прошли мое испытание. Сняты злые чары колдуньи. Птицы запели.
Беседа «Птицы и люди»
• Какую пользу человеку приносят птицы? (птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)
Как надо относиться к птицам? (птиц надо беречь, помогать им, не ломать гнезда, не обижать)
В. : Вы молодцы! Справились со всеми моими заданиями. Заслуживаете награды. Прочитайте слово, написанное с помощью азбуки, узнаете про награду.
Правильно, вы награждаетесь медалями «Друг птиц». Любите природу, берегите природу, заботьтесь о природе. Мне пора прощаться с вами.
Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка в лес. Много нового и интересного мы с вами узнали и вспомнили. А теперь можно отправляться домой.
— Ребята! Посмотрите, что это?
Забывчивый охотник на поляне
Не разметал, не закопал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали,
И нехотя чадили до утра.
— Ребята, давайте потушим костёр. (Дети тушат импровизированный костёр водой.)
А как в лесу ещё можно потушить огонь? (Закидать пламя землёй.)
А что может случиться, если костёр не потушить? (Погибнет лес, животные, птицы)
- Ребята, а что в сегодняшней работе вам показалось самым трудным?
- Что было самым интересным?
Воспитатель: Встали. Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись.
Руку правую подали, руку левую пожали и сказали - «Молодец».