Лучший педагог года

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Горы и горные породы»

Алла Атаманюк
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Горы и горные породы»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Горы и горные породы. Атаманюк. А. Н.

Дата проведения занятия : __27.02.2015г

Группа: №2

Оборудование:

Для детей Горные породы : известняк, каменный уголь, кварц, мрамор, кварцит, кремень, мел, графит, пемза, книга, карта (с портретом капитана Врунгеля на 1 части,, карточки с заданиями, сундук с предметами, материал для опыта, пластилин, лимон.

Для педагога Макет вулкана, сода, краска, вода.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Горы и горные породы“» размещена в разделах

Приоритетная образовательная область: «Познание»,

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Цель. Обогащение знаний детей в познавательно-исследовательской деятельности через выполнение заданий различной направленности.

Задачи: 1. Содействовать обогащению представлений детей в области географии (карта, материк, флора, фауна, отражение на карте островов, морей, океанов).

2. Обогатить сферу неясных знаний детей о природном явлении вулкане (из чего состоит, как работает).

3. Побуждать к самостоятельному использованию познавательного и игрового опыта для решения разных видов задач в условиях игрового взаимодействия со взрослым и сверстниками.

4. Активизировать применение детьми опыта познавательной деятельности, в возможности изготовить вулкан и разбудить его. Учить выполнять несложные манипуляции во время проведения элементарных опытов.

5. Обогащать опыт сотрудничества детей друг с другом, совершенствовать умение договариваться, распределять объём работы (формировать умение работать в малых группах, договариваться и согласовывать свои действия).

Планируемые результаты (предпосылки Учебные Универсальные Действия) :

1. Дети обогатят свои знания о неживой природе: в области географии, геологии, химии. Заинтересуются механизмом возникновения процессов, взаимодействием различных элементов между собой. Укрепят межличностные отношения.

I. Создание мотивационного поля (организационный момент).

Воспитатель. - Ребята, а вы любите когда вам читают книги? А какие книги самые интересные? А мне нравятся энциклопедии, Вот эта, например, давайте посмотрим…

Открывается воспитателем энциклопедия - падает лист бумаги (часть карты) на пол.

Воспитатель. - - Ой, ребята, вы не знаете, что это? (Рассмотреть). А как вы догадались? На что же это похоже, я вижу кусок Земли, по-моему, это остров на карте. А что вокруг острова? Давайте рассмотрим целую карту (это что - материки, давайте сосчитаем океаны, какие?

Воспитатель. - --Горы каким цветом выделены? Какие названия гор вы знаете?

Воспитатель. - --А что выделено зелёным цветом? Знаете, как называется растительный мир? (Флора)

Воспитатель. - -- А животный мир земли? (Фауна)

Воспитатель. - --А кому и зачем нужна карта?

Дети. (с её помощью находят путь, направление)

Воспитатель. - --А вы когда-нибудь путешествовали?

Воспитатель. - Вам помогала карта?

Воспитатель. - В каких же случаях она нужна?

II. Актуализация знаний Воспитатель. - -Мне тоже кажется, что это только часть карты. Что может она нам подсказать? А в углу чей-то портрет? А это - капитан Врунгель, путешественник на яхте под названием «Беда». Для чего к нам попала карта? Это может быть послание кому либо? Посмотрите. Прикреплен какой-то конверт. Давайте прочту это письмо. «Пираты заточили меня в темницу, и отпустят, когда вы найдете заклинание, которое разбудит вулкан. Под вулканом вы найдете клад. Карта поможет вам его найти. Желаю успехов!» капитан Врунгель.

Воспитатель. - - Поможем капитану? Что нам надо найти?

Дети. (Заклинание, которое разбудит вулкан)

Воспитатель. - А вы знаете, что такое вулкан?

Воспитатель. - Что значит разбудить вулкан?

Воспитатель. - Когда вулканы называют спящими? Ответы на эти вопросы мы найдем в путешествии.

III. Открытие детьми нового знания. Ну что ж, вы готовы к трудностям? Тогда отправляемся в путешествие, идти будем только по карте. Давайте посмотрим, есть ли на этом письме подсказки. А как нам до вулкана дойти подскажут стрелки. Посмотрите, к этой карте прилагается инструкция:1. Найдите озеро.

2. От него сделайте 5 шагов прямо и 6 шагов налево. Что нашел?

Это конверты с заданием: Соберите картинки и назовите все одним словом.

Дети: Смерч. Дождь. Радуга. Северное сияние. Вулкан.

Воспитатель: Правильно, это Природные явления. Найдите конверт, где написано это словосочетание. Что написано в этом конверте, Читаем.

Дети: «Сделайте 8 шагов налево, 3 шага прямо и откройте сундук.»

Воспитатель: Чтобы открыть сундук, надо отгадать что в нем лежит.

И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане,

А ведёт нас за собой.

(компас)

Это круглый маленький предмет, помогающий путешественнику определить части света. У него есть красная стрелка, которая показывает всегда на север.

С ним разведчику легко,

За врагами наблюдать:

Враг таится далеко,

А глядишь - рукой подать.

(бинокль)

Этот прибор держат в руках, он нужен для рассматривания далёких предметов двумя глазами, чтобы они стали ближе.

Воспитатель:- Какая подсказка есть на этой части карты? Это задание: Попрыгайте на правой ноге по кочкам через болото. А потом, в ритме вальса преодолейте озеро.

Музыкальная пауза. Двигательная активность.

Воспитатель:- И пришли мы к Коллекции камней. Дети, из чего состоят горы.

Дети. из камней.

Воспитатель:-А Названия каких гор вы знаете?

Дети. Кавказские, Уральские, Крымские.

Воспитатель: - Почти половина территории нашего края покрыта горами. Горная часть Краснодарского края состоит из Кавказских гор.

Воспитатель: - Дети, а что особенного есть в природе нашего края?

Дети: (Горы, пещеры, ледники, горные реки, водопады, леса).

Воспитатель:-Мы сегодня рассмотрим Какими бываю камни?»

Воспитатель:-Опыт 1. «Рассмотреть внимательно, найти самый большой и самый маленький (самый красивый и самый не выразительный). Объясните, почему.

Опыт 2. Э Выложи, камни в ряд –от самого большого к самому маленькому (знакомство с множеством, Сколько камней у тебя на столе?

Воспитатель А ты выложи камни от самого шершавого до самого гладкого (упражнения на сенсорику)

Воспитатель: Внимательно рассмотреть самые круглые камни. Почему у них нет острых углов? Как они называется? (Галька).

Дети: (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок- острые углы постепенно исчезают, камешки становятся округлыми).

Воспитатель: - А раньше углы были? Можно взять несколько камешков в ладони, потрясти их и послушать, как они стучат друг о друга.

Воспитатель: -Опыт 4. Ввозьми, пожалуйста лупу и рассмотри эти камни «Что видно на камне?».

Дети (Кристаллики, трещины, узоры).

Воспитатель: Опыт 5 В одну руку возьмите камешек, в другую- пластилин. Сожмите обе ладони. Сравнить, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему?

Дети (Камешек твёрдый. Твёрже пластилина.)

Воспитатель: Попробуем постучать комочком пластилина о камень и двумя камнями друг о друга. В чём разница?

Дети.

Воспитатель:-Опыт 9. Могут ли камни издавать звуки? Постучим разными камнями друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются, или чем-то отличаются?

Воспитатель: А может ли камень шипеть? Возьмём кусочек мела и капнем на него соком лимона. Что происходит? (Камень злиться, «Шипит» -ему не нравится лимонный сок).

Воспитатель: Как называют камни, которыми можно писать?

Дети (Мел, уголь).

Воспитатель: Ими действительно легко рисовать на асфальте. А на бумаге вы чем рисуете? (Карандашами). Если быть точными, его грифелем, изготовленным из графита- тёмно- серого мягкого минерала.

Воспитатель: А эти камни образовавшиеся из растений и животных. Это уголь, янтарь, жемчуг, коралл. В Черном море водится моллюск, который умеет делать маленькие жемчужинки. Мидия.

Воспитатель: Здесь есть камни, которые создали вулканы: базальт и пемза. Если, вулканические породы камней здесь, значит и где-то близко был вулкан. У кого на столе эти камни?

Воспитатель: А нет ли там записки-подсказки? И что же там написано?

Дети «От базальта 3 шага прямо, 1 налево, посмотреть вниз»

Воспитатель: Идите ищите…Нашли, вот он наш вулкан. Это макет вулкана.

Воспитатель: - Мы пришли по карте, я приготовила для вас картинки. Давайте рассмотрим, какие бывают настоящие вулканы.

- Посмотрите, это обычная гора, что у неё есть? (вершина, подножье, склон) Называется она спящий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож? (похож на пирамиду, конус). Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы.

- А это та же самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом - это действующий вулкан.

- Обратите внимание на верхнюю часть горы, на что она похожа? (на большую яму, воронку). Верно, а называется эта часть вулкана - кратер, это огромная чаша с крутыми склонами.

- Посмотрите, что находится внутри вулкана. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Огненный столб, по которому поднимается лава, называется жерло, дыра, уходящая глубоко в землю.

- А кто помнит, что нас просил сделать капитан Врунгель?

- Что же делать, если мы найдем заклинание, как же нам разбудить вулкан?

- Вулкан готов, а кто помнит, что надо нам найти? (Заклинание которое разбудит вулкан)

- А вот и заклинание:

Пан - ман, пан - ман

Нужно разбудить вулкан.

Ложкой мерной соды взять

С красной краской размешать.

Аккуратно, без обмана

Всыпьте в кратер у вулкана.

Вы затем лимон возьмите

И на части разделите.

Руки крепкие у вас

Будем сок давить сейчас.

Слейте жидкость из стакана

В жерло вашего вулкана.

Пан - ман, Пан - ман

Просыпайся вулкан!

IV. Самостоятельное применение нового знания на практике.

Воспитатель. - - Ребята, да ведь это рецепт. Давайте попробуем. Ложку соды кладем в кратер нашего вулкана, смешиваем с красным порошком, выжимаем лимон и…получилось!

V. Рефлексия (итог). Воспитатель. - - - Ура, капитан спасен! Путешествие подошло к концу, вам понравилось? Мы освободили капитана Врунгеля, разбудив вулкан. Вы теперь много знаете о вулканах? Что нового узнали в нашем путешествии? А хотели бы узнать еще больше? Капитан Врунгель говорил о кладе, спрятанном под вулканом (книга о вулканах). Почему Врунгель назвал это кладом?

Публикации по теме:

Игровое занятие «Что такое горы?» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Золотой ключик» Авторская разработка.

Фотоотчет «Отпусти себя в горы!»Фотоотчет «Отпусти себя в горы!» Здравствуйте, мои дорогие Маамовцы! Сегодня вернулась из отдыха в Сочи и хочу поделиться своими впечатлениями. Конечно, были разные пляжи.

Конспект игры — занятия с песком с детьми раннего возраста «Горы бывают разные» Задачи: 1. Продолжать учить детей делать постройки из песка. 2. Развивать умение сравнивать объекты по высоте. Активизировать в речи детей.

Конспект ОД во второй младшей группе «Камни. Горные породы и минералы»Конспект ОД во второй младшей группе «Камни. Горные породы и минералы» . Конспект разработала:Воспитатель МБДОУ № 87 «Улыбка» г. Улан- Удэ. Поплевина Л. Н. Задачи. Образовательные: -познакомить детей с Байкальскими.

Конспект занятия «Горы и вулканы» Тема: «Горы и вулканы Земли» Цель: 1. Обобщить знания детей о горах и вулканах с применением схем, макета действующего вулкана. 2. Развивать.

Конспект занятия по рисованию песком «Путешествие к гномам в горы»Конспект занятия по рисованию песком «Путешествие к гномам в горы» Занятие 18 «Путешествие к гномам в горы» Цель: - снижение психофизического напряжения, регуляция мышечного напряжения, расслабление..

Конспект занятия «В гостях у Хозяйки Медной горы» в подготовительной группе Конспект интегрированного занятия «В гостях у Хозяйки Медной горы» в подготовительной к школе группе. Образовательная область – познание,.

Отчёт методической работы за период с 1.09.2015 по 31.12.2015. года Отчёт методической работы период с 1.09.2015 по 31.12.2015. года За отчетный период с 01.09.2015 г. по 31.12.2015 г. в детском саду создана.

«Снова в горы». Мои впечатления«Снова в горы». Мои впечатления Мы с мужем каждый год отправляемся в путешествие. В июле отправились в Крым. За 5 дней побывали почти во всех интересных местах. Впечатления.

Конспект занятия «Наши горы» в подготовительной группе Тема: Горы Осетии. Программное содержание: Закрепить знания детей о родном крае, о его природе, жизни людей. Воспитывать любовь у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Горы и горные породы»
Опубликовано: 28 февраля 2016 в 21:47
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Горы и горные породы»» (включая файлы) размещена пользователем Алла Атаманюк в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД