Алла Атаманюк
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Горы и горные породы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Горы и горные породы. Атаманюк. А. Н.
Дата проведения занятия : __27.02.2015г
Группа: №2
Оборудование:
Для детей Горные породы : известняк, каменный уголь, кварц, мрамор, кварцит, кремень, мел, графит, пемза, книга, карта (с портретом капитана Врунгеля на 1 части,, карточки с заданиями, сундук с предметами, материал для опыта, пластилин, лимон.
Для педагога Макет вулкана, сода, краска, вода.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Горы и горные породы“» размещена в разделах
- Горы. Конспекты, проекты, поделки на тему гор
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Камни и минералы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Приоритетная образовательная область: «Познание»,
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Цель. Обогащение знаний детей в познавательно-исследовательской деятельности через выполнение заданий различной направленности.
Задачи: 1. Содействовать обогащению представлений детей в области географии (карта, материк, флора, фауна, отражение на карте островов, морей, океанов).
2. Обогатить сферу неясных знаний детей о природном явлении вулкане (из чего состоит, как работает).
3. Побуждать к самостоятельному использованию познавательного и игрового опыта для решения разных видов задач в условиях игрового взаимодействия со взрослым и сверстниками.
4. Активизировать применение детьми опыта познавательной деятельности, в возможности изготовить вулкан и разбудить его. Учить выполнять несложные манипуляции во время проведения элементарных опытов.
5. Обогащать опыт сотрудничества детей друг с другом, совершенствовать умение договариваться, распределять объём работы (формировать умение работать в малых группах, договариваться и согласовывать свои действия).
Планируемые результаты (предпосылки Учебные Универсальные Действия) :
1. Дети обогатят свои знания о неживой природе: в области географии, геологии, химии. Заинтересуются механизмом возникновения процессов, взаимодействием различных элементов между собой. Укрепят межличностные отношения.
I. Создание мотивационного поля (организационный момент).
Воспитатель. - Ребята, а вы любите когда вам читают книги? А какие книги самые интересные? А мне нравятся энциклопедии, Вот эта, например, давайте посмотрим…
Открывается воспитателем энциклопедия - падает лист бумаги (часть карты) на пол.
Воспитатель. - - Ой, ребята, вы не знаете, что это? (Рассмотреть). А как вы догадались? На что же это похоже, я вижу кусок Земли, по-моему, это остров на карте. А что вокруг острова? Давайте рассмотрим целую карту (это что - материки, давайте сосчитаем океаны, какие?
Воспитатель. - --Горы каким цветом выделены? Какие названия гор вы знаете?
Воспитатель. - --А что выделено зелёным цветом? Знаете, как называется растительный мир? (Флора)
Воспитатель. - -- А животный мир земли? (Фауна)
Воспитатель. - --А кому и зачем нужна карта?
Дети. (с её помощью находят путь, направление)
Воспитатель. - --А вы когда-нибудь путешествовали?
Воспитатель. - Вам помогала карта?
Воспитатель. - В каких же случаях она нужна?
II. Актуализация знаний Воспитатель. - -Мне тоже кажется, что это только часть карты. Что может она нам подсказать? А в углу чей-то портрет? А это - капитан Врунгель, путешественник на яхте под названием «Беда». Для чего к нам попала карта? Это может быть послание кому либо? Посмотрите. Прикреплен какой-то конверт. Давайте прочту это письмо. «Пираты заточили меня в темницу, и отпустят, когда вы найдете заклинание, которое разбудит вулкан. Под вулканом вы найдете клад. Карта поможет вам его найти. Желаю успехов!» капитан Врунгель.
Воспитатель. - - Поможем капитану? Что нам надо найти?
Дети. (Заклинание, которое разбудит вулкан)
Воспитатель. - А вы знаете, что такое вулкан?
Воспитатель. - Что значит разбудить вулкан?
Воспитатель. - Когда вулканы называют спящими? Ответы на эти вопросы мы найдем в путешествии.
III. Открытие детьми нового знания. Ну что ж, вы готовы к трудностям? Тогда отправляемся в путешествие, идти будем только по карте. Давайте посмотрим, есть ли на этом письме подсказки. А как нам до вулкана дойти подскажут стрелки. Посмотрите, к этой карте прилагается инструкция:1. Найдите озеро.
2. От него сделайте 5 шагов прямо и 6 шагов налево. Что нашел?
Это конверты с заданием: Соберите картинки и назовите все одним словом.
Дети: Смерч. Дождь. Радуга. Северное сияние. Вулкан.
Воспитатель: Правильно, это Природные явления. Найдите конверт, где написано это словосочетание. Что написано в этом конверте, Читаем.
Дети: «Сделайте 8 шагов налево, 3 шага прямо и откройте сундук.»
Воспитатель: Чтобы открыть сундук, надо отгадать что в нем лежит.
И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане,
А ведёт нас за собой.
(компас)
Это круглый маленький предмет, помогающий путешественнику определить части света. У него есть красная стрелка, которая показывает всегда на север.
С ним разведчику легко,
За врагами наблюдать:
Враг таится далеко,
А глядишь - рукой подать.
(бинокль)
Этот прибор держат в руках, он нужен для рассматривания далёких предметов двумя глазами, чтобы они стали ближе.
Воспитатель:- Какая подсказка есть на этой части карты? Это задание: Попрыгайте на правой ноге по кочкам через болото. А потом, в ритме вальса преодолейте озеро.
Музыкальная пауза. Двигательная активность.
Воспитатель:- И пришли мы к Коллекции камней. Дети, из чего состоят горы.
Дети. из камней.
Воспитатель:-А Названия каких гор вы знаете?
Дети. Кавказские, Уральские, Крымские.
Воспитатель: - Почти половина территории нашего края покрыта горами. Горная часть Краснодарского края состоит из Кавказских гор.
Воспитатель: - Дети, а что особенного есть в природе нашего края?
Дети: (Горы, пещеры, ледники, горные реки, водопады, леса).
Воспитатель:-Мы сегодня рассмотрим Какими бываю камни?»
Воспитатель:-Опыт 1. «Рассмотреть внимательно, найти самый большой и самый маленький (самый красивый и самый не выразительный). Объясните, почему.
Опыт 2. Э Выложи, камни в ряд –от самого большого к самому маленькому (знакомство с множеством, Сколько камней у тебя на столе?
Воспитатель А ты выложи камни от самого шершавого до самого гладкого (упражнения на сенсорику)
Воспитатель: Внимательно рассмотреть самые круглые камни. Почему у них нет острых углов? Как они называется? (Галька).
Дети: (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок- острые углы постепенно исчезают, камешки становятся округлыми).
Воспитатель: - А раньше углы были? Можно взять несколько камешков в ладони, потрясти их и послушать, как они стучат друг о друга.
Воспитатель: -Опыт 4. Ввозьми, пожалуйста лупу и рассмотри эти камни «Что видно на камне?».
Дети (Кристаллики, трещины, узоры).
Воспитатель: Опыт 5 В одну руку возьмите камешек, в другую- пластилин. Сожмите обе ладони. Сравнить, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему?
Дети (Камешек твёрдый. Твёрже пластилина.)
Воспитатель: Попробуем постучать комочком пластилина о камень и двумя камнями друг о друга. В чём разница?
Дети.
Воспитатель:-Опыт 9. Могут ли камни издавать звуки? Постучим разными камнями друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются, или чем-то отличаются?
Воспитатель: А может ли камень шипеть? Возьмём кусочек мела и капнем на него соком лимона. Что происходит? (Камень злиться, «Шипит» -ему не нравится лимонный сок).
Воспитатель: Как называют камни, которыми можно писать?
Дети (Мел, уголь).
Воспитатель: Ими действительно легко рисовать на асфальте. А на бумаге вы чем рисуете? (Карандашами). Если быть точными, его грифелем, изготовленным из графита- тёмно- серого мягкого минерала.
Воспитатель: А эти камни образовавшиеся из растений и животных. Это уголь, янтарь, жемчуг, коралл. В Черном море водится моллюск, который умеет делать маленькие жемчужинки. Мидия.
Воспитатель: Здесь есть камни, которые создали вулканы: базальт и пемза. Если, вулканические породы камней здесь, значит и где-то близко был вулкан. У кого на столе эти камни?
Воспитатель: А нет ли там записки-подсказки? И что же там написано?
Дети «От базальта 3 шага прямо, 1 налево, посмотреть вниз»
Воспитатель: Идите ищите…Нашли, вот он наш вулкан. Это макет вулкана.
Воспитатель: - Мы пришли по карте, я приготовила для вас картинки. Давайте рассмотрим, какие бывают настоящие вулканы.
- Посмотрите, это обычная гора, что у неё есть? (вершина, подножье, склон) Называется она спящий вулкан. Посмотрите, какой формы вулкан, на что он похож? (похож на пирамиду, конус). Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы.
- А это та же самая гора только с извергающейся из нее лавой, огнем, дымом - это действующий вулкан.
- Обратите внимание на верхнюю часть горы, на что она похожа? (на большую яму, воронку). Верно, а называется эта часть вулкана - кратер, это огромная чаша с крутыми склонами.
- Посмотрите, что находится внутри вулкана. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Огненный столб, по которому поднимается лава, называется жерло, дыра, уходящая глубоко в землю.
- А кто помнит, что нас просил сделать капитан Врунгель?
- Что же делать, если мы найдем заклинание, как же нам разбудить вулкан?
- Вулкан готов, а кто помнит, что надо нам найти? (Заклинание которое разбудит вулкан)
- А вот и заклинание:
Пан - ман, пан - ман
Нужно разбудить вулкан.
Ложкой мерной соды взять
С красной краской размешать.
Аккуратно, без обмана
Всыпьте в кратер у вулкана.
Вы затем лимон возьмите
И на части разделите.
Руки крепкие у вас
Будем сок давить сейчас.
Слейте жидкость из стакана
В жерло вашего вулкана.
Пан - ман, Пан - ман
Просыпайся вулкан!
IV. Самостоятельное применение нового знания на практике.
Воспитатель. - - Ребята, да ведь это рецепт. Давайте попробуем. Ложку соды кладем в кратер нашего вулкана, смешиваем с красным порошком, выжимаем лимон и…получилось!
V. Рефлексия (итог). Воспитатель. - - - Ура, капитан спасен! Путешествие подошло к концу, вам понравилось? Мы освободили капитана Врунгеля, разбудив вулкан. Вы теперь много знаете о вулканах? Что нового узнали в нашем путешествии? А хотели бы узнать еще больше? Капитан Врунгель говорил о кладе, спрятанном под вулканом (книга о вулканах). Почему Врунгель назвал это кладом?