Екатерина
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить знания детей о перелётных птицах.
Задачи:
обучающие: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, о видах гнезд и их размещении;
развивающие: развивать интерес к жизни птиц, умение сравнивать, анализировать, делать обобщение.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Перелетные птицы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
воспитательные: глубже чувствовать красоту живой природы природы, ценить и оберегать её.
оборудование: куб с иллюстрациями птиц, пазлы (перелётные птицы, презентация.
Предварительная работа: слушание аудиозаписи с голосами птиц, рассматривание фотографий птиц, беседа «Каких птиц я знаю»
Ход
(видеоролик «Лес» слайд № 1)
Воспитатель: После холодной зимы пришла к нам снова весна. Я предлагаю вам отправиться в весенний лес. Хотите узнать, как меняется лес с наступлением весны? И так, мы отправляемся. Вы согласны?
Мы сейчас с вами отправимся в лес
Весной в лесу всё оживает, просыпается и наполняется тысячами различных звуков. Появляются первые листочки и пробивается молодая травка.
Давайте подышим воздухом весеннего леса
Дыхательная гимнастика
«Вдыхаем аромат леса»
Вдох носом, пауза, под счёт «раз, два, три» выдох ртом.
Восп. Чьи голоса вы слышите? (Птиц).
Восп.. Праздником близкой весны считается прилёт птиц к родным гнездовьям. К этому дню по обычаю пекли из ржаного теста фигурки птиц «жаворонков»- певцов полей. Мальчишки бегали по улице с этими птахами в руках, подбрасывали их вверх, ловили их с громкими криками:
Дети хором: Жаворонки, жаворонки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Весну-красну.
Зима надоела
Весь хлеб поела.
Воспитатель:Ребята а с приходом весны спешат всегда вернуться домой птицы, которые осенью улетели в тёплые края .Как их называют?
Дети: Их называют перелётными
Воспитатель: Каких перелётных птиц вы знаете?
Воспитатель: Кто ведёт птиц?
Дети: Вожак
Воспитатель: Как вы думаете, почему птицы улетают в теплые края?
Дети: потому, что здесь наступают холода и зимой нет насекомых
Воспитатель : Раз у нас с вами наступила весна, значит, к нам в гости летят перелетные птицы, а чтобы узнать какие именно, давайте отгадаем загадки:
Ты его узнаешь сразу
Черноголовый,черноглазый.
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит (грач)
Воспитатель:Правильно, это – грач. (слайд 2)
Прилетают грачи в наши края ранней весной. О них говорят «Если грач на горе, то весна на дворе»
- Посмотрите на грача, скажите какого он цвета?
Дети: чёрного
Воспитатель:- На какую зимующую птицу он похож?
Дети: на ворону.
Воспитатель: Подумайте, для чего грачу такой большой клюв (предположения детей)
Воспитатель: Прилетев, грачи держаться небольшими стайками. Они любят бродить по распаханным полям. Зачем (слайд 3)
Дети: выискивают в земле жуков, червяков и личинок
Воспитатель: Когда с каждым днём становиться теплее и светлее, грач принимается за постройку своего гнезда. (слайд 4)
Обратите внимание, где находится гнездо грача?
Дети: высоко на дереве
Воспитатель: В готовое гнездо они откладывают яйца. Когда вылупятся птенцы, чем заботливые родители их кормят?
Дети: Их кормят комарами, мухами, червячками.
Воспитатель : - Послушайте следующую загадку.
Мы в скворечнике живём
Песню звонкую поём
(скворец) (слайд 5)
Воспитатель :Скворец - красивая птица с блестящим черным опереньем. У него прямой, длинный клюв у самочки и ярко- жёлтый – у самца. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв. Питается жучками, мухами, комарами. (слайд 6, 7)
Всю зиму скворцы проводят в жаркой Африке.
Воспитатель: Где скворцы строят гнёзда?
Воспитатель: Песенка у скворушки тонкая и звонкая. (Слайд8- Пение скворца)
Воспитатель: ребята,а когда гнезда готовы какая следующая забота у птиц?
Дети:откладывать яйца, высиживать птенцов, кормить их.
Воспитатель:Понаблюдайте, как кормят скворцы своих птенцов.
(Слайд 9–видеоролик)
Пальчиковая игра по мнемотаблице (слайд10)
Воспитатель:- Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины,
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
(ласточка) (слайд11)
Воспитатель: Небольшая красивая перелётная птица, очень стремительная в полёте. Её ласково называют «касаточка» (слайд 12)
Воспитатель: Какого цвета у неё грудка?
Воспитатель: Белая.
Воспитатель: Ласточка ловит комаров и различных мошек
Она сразу- же принимается за строительство гнёзд. _ (слайд13)
Как вы думаете, из чего строят свои гнёзда ласточки?
Дети: ласточке нужна глина, шерстинки животных, соломенки и травинки.
Воспитатель: Правильно. Всё это она скрепляет своей слюной. Свои гнезда ласточки прикрепляют под крышами домов и под балконами.
Эта птица никогда
Для птенцов не вьёт гнезда (кукушка) (слайд 14)
Воспитатель: Кукушка – небольшая птица. Какую она имеет окраску? (слайд 15)
Дети: кукушка имеет пеструю окраску
Воспитатель: -какой у неё хвост (длинный хвост)
Дети: у неё длинный хвост.
Воспитатель: Будто солнце он плывет,
Шейку выгибая,
Клювиком воды черпнет,
Высоко взлетая. (Лебедь) (слайд 16)
Воспитатель: Это прекрасная, гордая птица.
- какая у него шея?
Дети: Длинная и тонкая
Воспитатель: Какой клюв?
Воспитатель: Для чего лебедю на лапках перепонку?
Дети: Чтобы легче было плавать. (видео-слайд 17)
Воспитатель: -Лебедь строит свои гнёзда на берегу озера, в густых зарослях трав. Лебеди долго гостят в наших краях. Прекрасные птицы улетают в тёплые края, когда водоёмы затянет токая корочка льда. (слайд18)
Физ. минутка:
Очень долго мы шагали,
Много птичек повстречали.
По лесу они летают,
Свои песни распевают
– Чик – чирик, чик – чирик!
Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло (закрываем голову руками)
Там не тронет их никто.
Д/и «Умный куб»
Воспитатель: Сейчас я предлагаю проверить, как вы знаете птиц. Думайте, и не зевайте, птицу верно называйте (дети бросают куб называют птицу, определяют какая она)
Дидактическое упражнение «Собери птицу» (на коврографе)
Воспитатель: Ребята, подойдите к столу, здесь у меня лежат разрезные картинки с изображением птиц. Нужно собрать птицу и поселить её в своё гнездо
Кукушка никогда не вьет гнезда. (дети садят кукушку на ветку дерева)
Воспитатель: Кто знает, как как нужно обращаться с птицами?
Дети: — Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому,что можно их поранить. Нельзя разрушать гнёзда. (слайд 19)
Воспитатель: Почему?
Дети: птицы выводят в них птенцов. (слайд 20)
Воспитатель:Птицы питаются насекомыми, поэтому насекомых нельзя уничтожать (слайд)
Подведение итогов
Воспитатель: - как называются птицы, которые осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются?
- Назовите перелётных птиц?
Сейчас давайте ещё раз послушаем прекрасное пение птиц (Повторение слайда № 1)
Ребята, теперь вы увидели, как изменился лес весной. Вам понравилось наше путешествие по весеннему лесу.
Каких перелётных птиц вы запомнили?
Какая из них вам больше всего понравилась?
Что интересного о ней узнали?
Я предлагаю вам нарисовать птицу, которая вам больше всего запомнилась.
Список литературы
Комплексные занятия. По программе «От рождения до школы»/ под. Ред. Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/ авт. -сост. Лободина Н. В. -2-е изд. -Волгоград. : Учитель, 2016.-382с.
Шорыгина Т. А. Беседы о птицах с детьми 5-8 лет. -М. :ТЦ Сфера, 2017.-96с.