Валентина Штуккерт
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Где ночует солнышко? Большие и маленькие облака» для младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация в образовательных областях: «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира и элементарных математических представлений, «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (аппликация).
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Где ночует солнышко? Большие и маленькие облака“ для младшей группы» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Конспекты занятий по математике
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Облака
- Погода и природные явления
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Цели педагога: сформировать интерес к явлениям неживой природы: солнцу, луне, звездам; побуждать устанавливать простейшие связи явлений неживой природы: на небе светит солнышко – наступило утро (день, на небе луна и звезды – наступила ночь; учить наклеивать готовые формы в определенных частях листа; воспитывать самостоятельность в выполнении задания.
Целевые ориентиры дошкольного образования: с интересом наблюдает на прогулке за явлениями неживой природы, участвует в обсуждениях увиденного, отвечает на вопросы педагога, активен при создании индивидуальных композиций в аппликации «Большие и маленькие облака», различает формы облаков по размеру.
Материалы и оборудование: цветные иллюстрации с изображением солнечного неба с облаками и без, ночного неба, солнца, звезд, месяца, луны; поднос, кукла Маша, кукольная одежда, бумага голубого цвета формата A5 на каждого ребенка, вырезанные формы (большие и маленькие облака из белой бумаги, круг из желтой бумаги, клей, кисти, салфетки.
Содержание организованной деятельности детей
1. Предварительная работа: наблюдение на утренней и вечерней прогулке.
На вечерней прогулке воспитатель обращает внимание детей на небо, предлагает поискать солнце. Его нет, оно скрылось за горизонт. Делает вывод, что наступил вечер, скоро будет ночь, будет еще темнее, на небе появится луна и звезды. Их будет видно, когда станет совсем темно.
Во время утренней прогулки (на следующий день) воспитатель обращает внимание детей на небо. Просит найти солнце на небе, дает правильное словесное определение явлению, которое демонстрирует: «На небе ярко светит солнце! От него светло днем. Солнце греет нас. По небу плывут облака, они закрывают солнце и тогда становится не так светло на улице и прохладно».
2. Одевание куклы на прогулку.
Вернувшись с прогулки, воспитатель и дети рассматривают иллюстрации с изображением явлений неживой природы. Нужно выбрать ту, на которой изображено явление, которое они только что наблюдали. Если с первого раза дети не смогут найти нужную картинку, воспитатель сам выбирает ее:
Воспитатель: Мы с вами видели солнце в голубом небе – вот оно, такое же, как на картинке».
Воспитатель читает стихотворение. Дети повторяют за ним:
Солнце встало высоко,
Стало на земле светло,
Сверху лучики летят,
Все вокруг согреть хотят!
Солнышко лучистое,
Словно золотистое!
Радуются Солнцу дети!
Ну-ка выгляни в окно,
Ты увидишь, как на небе
Улыбается оно!
Рекомендации: Если погода за окном солнечная, то иллюстрация «Солнечная безоблачная погода» ставится детьми в «Уголок природы» по указанию воспитателя.
Если погода облачная или дождливая, то зачитывается следующее стихотворение и соответствующая иллюстрация ставится в «Уголок природы»
Утро. Солнце.
День погожий.
В синем небе — облака.
На кого они похожи?
На верблюда. На быка.
На быка и на верблюда?
А куда бегут? Откуда?
Из какого далека —
Не расскажут облака.
Воспитатель: Поставим картинку в «Уголок природы». Пусть стоит до вечера, мы будем любоваться солнышком (облаками). А рядом будет гулять кукла Машенька. Мы с вами гуляли, и она хочет гулять. Я ее одену так же, как вы одевались на прогулку. Что нужно надеть Маше? (Ответы детей.)
Воспитатель одевает куклу согласно погоде и ставит ее около картинки с изображением солнышка (облаков).
3. Беседа о явлениях неживой природы.
Воспитатель напоминает детям о вчерашней вечерней прогулке. Дети вспоминают, какое было небо, было ли солнце. Воспитатель просит детей выбрать ту картинку, где изображено ночное небо с луной и звездами, которое они наблюдали. Дети находят картинку с изображением вечернего неба (без солнца).
Воспитатель (берет куклу). И вот наступил вечер, Маша возвращается домой. Что теперь она будет делать? Что делают вечером дети? (ужинают, готовятся ко сну.) Вот и Маша скоро поужинает и будет засыпать.
Ночь пришла, темноту принесла,
Задремал петушок, запел сверчок.
Вышла маменька, закрыла ставеньку.
Засыпай, баю-бай.
Опять воспитатель раскладывает картинки и предлагает найти ночное небо со звездами и месяцем.
Воспитатель: На небе луна и звезды – наступила ночь. Ночное звездное небо очень красивое! Не так ли, ребята? Но на ночном небе не видно облаков. А когда видны облака?
(ответы детей: Днем, утром)
После ночи снова наступает утро, просыпается солнышко и светит к нам в окошки. И целый день опять светло и тепло. А еще мы снова можем наблюдать разные облака. Какие бывают облака?
(ответы детей: большие, маленькие, белые, и т. д.)
Воспитатель: Ребята, я знаю один способ, который даст на возможность любоваться облаками даже ночью. Мы сделаем с вами картинки, где будет светить солнышко и летать облака.
4. Аппликация «Большие и маленькие облака»
Воспитатель предлагает каждому ребенку листок голубой бумаги и объясняет, что это небо. Далее раздает круги из желтой бумаги.
Воспитатель: Отгадайте, а что на небе голубом круглое, желтое ярко светит?
Дети: Солнышко!
Воспитатель: Правильно, ребята! Это солнышко. Оно у нас одно на небе. Давайте приклеим его на наш листик-небо.
Дети с помощью воспитателя приклеивают солнечный круг на лист. Воспитатель зачитывает стихотворение:
Проснулось как-то солнышко-
Пора ему умыться,
Но из постели выбраться
Оно всё не решится.
С подушкой не расстанется:
-Посплю часок другой.
И тучкою пушистою
Накрылось с головой.
Воспитатель: И вот набежали белые облака и тучки. Они бывают и маленькие, и большие.
Воспитатель раздает детям готовые вырезанные формы облаков разных размеров и предлагает детям наклеить их на листе рядом с солнцем:
Воспитатель: Ребята, возьмите эти пушистые белые облачка и приклейте их на ваше голубое небо рядом с солнышком. Облака на небе разные: и большие, и маленькие. Найдите большое облако и приклейте его на небо. А теперь найдите маленькое. Приклейте его рядом.
По желанию дети могут наклеить много облаков, закрыв при этом солнечный круг.
Воспитатель хвалит детей за проделанную работу и вывешивает их листы на стенд.
5. Рефлексия.
Воспитатель: А давайте поиграем с вами в солнышко?
Дети становятся в круг и проводится короткая физкультминутка:
Солнышко прячется за тучки:
Прячет ножки, прячет ручки, (дети закрывают ноги руками, затем прячут руки за спину)
Прячет лучики в подушки, (показывают ладошки, затем пальцы сгибают в кулачки)
Прячет щечки, прячет ушки. (закрывают руками щеки, затем уши)
Прячет голову большую
И прическу золотую. (обхватывают голову руками)
Натянуло одеяло – (закрывают ладонями глаза)
Нам без солнца грустно стало.
Ребята, что появляется на небе днем?
А что появляется ночью?
Какие бывают облака?
Работы детей: