МААМ-картинки

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе

Татьяна Москвинова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Региональный компонент.

Интеграция областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Цель: развивать у детей экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

Словарь: перелетные птицы, зимующие птицы, степные цветы, степные животные, травоядные, грызуны.

Раздаточный материал: шапочки разными видами цветов, животных, птиц; мешочки с лекарственными растениями

Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе» размещена в разделах

Предварительная работа: чтение рассказов о родном крае, чтение поговорок и пословиц. Рассматривание иллюстраций, альбомов, энциклопедий «Мое Ставрополье».

Познание : закрепить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае (природа края, сельское хозяйство, животноводство, полезные ископаемые, знаменитые люди края, символика Ставропольского края и пос. Солнечнодольск, обычаи ставропольцев). Углублять и формировать представления детей о родном крае как части большой страны- России. Развивать логическое мышление.

Коммуникация: развивать связную речь детей; развивать навык чтения у читающих детей; практическое овладение письменной речью (печатание слов). Обогащать словарь детей по теме. Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

Социализация: формировать любовь к родному посёлку, Ставропольскому краю, интерес к прошлому и настоящему. Развивать бережное отношение к достопримечательностям края, природе.

Физическая культура: обогащать двигательную активность детей, умение ориентироваться в пространстве.

Чтение художественной литературы: приобщать детей к словесному искусству, развивать интонационную выразительность речи.

Материал: иллюстрации-ландшафты Ставропольского края (СК, животноводство и сельское хозяйство СК, символы г. Ставрополь и КавМинВод, Символика СК и пгт. Солнечнодольск (флаг и герб, картины П. М. Гречишкина; детские книги А. Е. Екимцева, портреты знаменитых людей Ставропольского края, цветок «Цветик-семицветик», семена полевых культур (пшеница, кукуруза, подсолнечник, рис, гречиха, горох, ячмень, овёс, пшеничные колосья (в вазе, минеральная вода в стекле (Нарзан, Ессентуки, Славяновская, Смирновская, бумага для печатания, карандаши простые, памятные открытки гостям и медальоны детям, хлебобулочные изделия (каравай хлеба, булочки).

Предварительная работа: беседа: «Я живу на Ставрополье», рассматривание иллюстраций о СК, карты СК; знакомство с творчеством ставропольского художника Гречишкина П. М. и детского поэта-А. Е. Екимцева; чтение легенд о СК; экскурсия в детскую библиотеку, Дворец культуры ; разучивание логоритмики «Край широкий Ставропольский…», «Солнышко», пальчиковой гимнастики «Полезные ископаемые СК».

Словарь: Родина, Ставропольский край, хлеборобный край, край золотого руна, Ставрополь-город креста, герб, флаг, Ставропольская крепость, житница, здравница, полезные ископаемые, обычаи, гостеприимство, хлебосольство, хлебобулочные изделия, мерзлота, города-курорты, источник, поэт, художник, легенда.

Интеграция: П, К, С, Ф, Ч.

Встречаем гостей хлебом, солью. Приветствуем их. (закрепляем обычаи русских людей на Ставрополье)

Ход:

Организационный момент.

Нам радостно, нам весело,

Смеёмся мы с утра.

Но вот пришло мгновение

Серьёзней быть пора.

Глазки хорошо открыли,

Ушки навострили.

Будем думать, рассуждать

И немного удивлять.

Основная часть.

-Нашим дорогим гостям очень интересно узнать, чем же мы их будем удивлять и радовать. А удивим мы всех сегодня своими знаниями о родном крае. (рассаживаются на стулья)

Ребё нок: (под музыкальный фон) Валя К. или воспитатель

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Отчий дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной весёлый двор.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

-Дети, а для вас, что такое Родина?

-Место, где мы родились и сейчас живём, как называется? (малая родина)

-Для нас с вами наша малая родина-это пос. Солнечнодольск. Назовите адрес нашего проживания в России. (пос. Солнечнодольск, Изобильненский район, Ставропольский край, Россия)

-Итак, в каком крае мы живём. (Добиваться полных ответов)

-Главный город края?

-Почему он назван именно так? (в пер. с греч. Ставрополь- город креста. При закладке крепости (защита от врагов)-Ставропольская крепость- более 200 лет назад был сооружён каменный крест. Во время войн крепость была разрушена. Прошло время, в тех местах стали селиться люди: казаки, русские крестьяне. Крепость положила начало строительству города Ставрополь. Позднее каменный крест восстановили.

-Каменный крест является символом города.

Вношу необычный цветок: сердцевина-очертания территории ставропольского края (СК, вокруг- семь лепестков (богатства края)

-Что у меня в руках?

-Это необычный цветок, цветик-семицветик. А что в нём необычного? Обратите внимание на середину цветка, что она вам напоминает? (очертания территории СК. Если дети затрудняются можно поднести к карте СК и сравнить)

-Сердцевина цветка-это наш СК, а лепестки –богатства края.

-Сейчас мы рассмотрим все лепестки цветка и расскажем чем славен и богат наш край.

Лепестки:

1. Природа края (природные ландшафты, животные, растения)

2. Сельское хозяйство (на лепестке изображены колосья)

3. Животноводство ( на лепестке картинки: молочные продукты, мясо, яйца, шерсть, рыба)

4. Подземные богатства (полезные ископаемые)

5. Знаменитые люди края.

6. Символика СК (на лепестке изображены символы СК- герб и флаг)

7. Обычаи ставропольцев.

«Отрываем» по лепестку, надписи на лепестках читают дети (Федя Д. Дима Г.)

1. Природа края. (ЧИТАЕТ РЕБЁНОК)

-Почему путешествие по ставропольскому краю сравнивают с поездкой по всей России? (п. ч. на Ставрополье можно увидеть все природные ландшафты (поверхности, места) : полупустыни, пустыни, степи, леса, реки, озёра, горы и даже мерзлота.

-Назовите основные реки Ставрополья. (Кубань,Терек, Егорлык)

-Какие озёра вы знаете (Солёное озеро, Маныч-Гудило, Тамбуканское озеро, Провал)

-Назовите водохранилища СК. (Новотроицкое, Сенгилеевское)

-Названия каких гор СК вы запомнили.

Логоритмика «Родные просторы»

Край широкий Ставропольский, (идут по кругу, взявшись за руки)

Удивительный мой край. (остановились, развели руки через верх)

Только в нём увидеть можно (смотрят вдаль в одну и другую стороны) Все места родной страны: (разводят руки перед собой)

Степи утопают здесь в цветах, (делают черту рукой перед собой и показывают «бутон»)

Реки горные торопятся, шумят (бегут «змейкой»,взявшись за руки)

А озёра тихо, лишь качаются, лежат. (в кругу держатся за руки и покачиваются из стороны в сторону)

Юг России, но и здесь есть мерзлота, (показывают «солнце»; изображают, как им холодно)

Что не тает никогда. (показывают указательным пальцем отрицание)

Колосится хлеб родной в полях, (руки в локтях согнуты, ладошки в кулачок-«колос»,покачивают)

Песни птичьи в воздухе звенят. (изображают «летящих птиц» по кругу)

Только тут пирамиды гор встают, (группируются по 2-3 человека, руки вверху соединяют)

И леса могучие растут - (тянутся на носочках вверх, ладони прямые)

В них животные живут. (изображают разных животных)

И воздух самый чистый… (делают глубокий вдох-выдох)

Ах, Ставрополье, край лучистый (разводят руки перед собой, поднимают вверх, растопырив пальцы)

Тебя я в сердце сохраню. (держат ладони перед собой и прижимают к сердцу)

-Ребята, в каком месте на Ставрополье можно увидеть постоянную мерзлоту? (у подножия г. Развалка)

2. Сельское хозяйство.

-Дети, что изображено на следующем лепестке (колос пшеничный)

-Как по-другому ещё называют наш край? (Житницей, край хлеборобов)

-Почему?

-Пшеничный колос можно по праву считать символом СК. (вношу вазу с пшеничными колосьями, ставлю на видное место)

-Основная злаковая культура, которую выращивают на Ставрополье-это пшеница, но на полях края растут и другие полевые культуры. Какие именно сейчас вы нам расскажите.

Д/игра «Определи полевую культуру» (на столе баночки с семенами злаков, дети берут, рассматривают и говорят название)

-Для чего выращивают эти культуры? (для приготовления еды человеку, корм животным)

-Что ещё выращивают в ставропольском крае? (овощи, фрукты, виноград)

3. Животноводство. (читает ребёнок)

-СК называют ещё и краем золотого руна. Что такое руно? (шерсть)

-Какие животные дают нам шерсть?

-Сейчас вы пройдёте к столам и напечатаете на бумаге каких других животных и птиц выращивают на Ставрополье.

Печатание слов.

-В ставропольском крае на крупных фермах, птицефабриках и в частных подворьях разводят крупный рогатый скот, овец, птицу: кур, уток, гусей и пчёл.

4. Полезные ископаемые. (читает ребёнок)

-Что такое полезные ископаемые? (Это то, что хранится под землёй и приносит человеку пользу)

Пальчиковая гимнастика (о полезных ископаемых края) проводит Настя П.

Мы расскажем вам сейчас, что хранит земля от нас: (большие пальчики «здороваются» с остальными

Нефть, песок, природный газ, гравий, глину, известняк, грязь лечебную и соль,

И живительный источник-минеральная вода (загибаем пальцы по одному, начиная с большого)

Вот что прячет Ставропольская земля. (удары попеременно ладонями и кулачками)

-Ева С. Расскажет нам какое природное ископаемое нашли недалеко от нашего посёлка. (сопровождает рассказ иллюстрацией)

Возле х. Родионов, где я живу, нашли 5 лет тому назад кости древнего южного слона. Мамонты жили около двух миллионов лет назад.

-Минеральная вода одно из главных богатств СК. Ребята, вспомните легенду о том, как появилась эта живительная вода (про путника, который отблагодарил горца-нарта за его щедрость и доброту)

- И потянулись к водам коляски, брички, поезда.

И шла молва : от всех недугов целит кавказская вода.

Ставропольский поэт С. Рыбалко о возрождении курортов.

-В местах, где появлялись источники минеральной воды, стали строиться города-курорты. Какие?

-Я вам предлагаю немножко отдохнуть и испить целительный напиток под названием

( дети читают на бутылке: нарзан)

-Как по-другому называют этот напиток? (богатырский)

-Почему (люди, испившие его становились крепкими и здоровыми)

-Вот и мы с вами немного поправили своё здоровье и сей час его укрепим.

Физминутка

Раз-подняться, потянуться.

Два-согнуться,разогнуться.

Три-в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре-руки шире.

Пять-руками помахать,

Шесть- на место сесть опять.

5. Знаменитые люди края.

-Посмотрим на эти замечательные картины. Кто их автор? (Гречишкин П. М. -знаменитый ставропольский художник). Что он рисовал? (1-й работой был портрет любимой бабушки, затем стал рисовать природу)

-Ангелина Д. прочтёт стихотворение замечательного детского ставропольского поэта, с творчеством которого мы с вами начали знакомиться. Стихотворение «Дедушка Туман»

Дедушка Туман (Ангелина Д. читает)

Лес в карман, поля в карман

Спрятал Дедушка Туман,

Спрятал копны и стога,

И лужайки, и луга,

Даже солнышко в карман

Спрятал Дедушка Туман.

Только он совсем забыл,

Что карман дырявым был.

За рекою в гору лез,

Потерял поля и лес,

Потерял потом луга,

Копны сена и стога.

У высокого кургана,

Где дремал костра дымок,

Из дырявого кармана

Солнце вылезло само.

-Кто же автор этого стихотворения? (Александр Ефимович Екимцев)

-Какие ещё его стихи вы запомнили (названия)

-Илья К. расскажет о своём тренере, он тоже знаменитый человек СК. (в руках держит фото тренера с детьми, посещающими секцию)

Мой тренер- Атоян Тарон Сейранович. Мастер спорта России по дзюдо и самбо. Занял 3-е место на чемпионате Европы по дзюдо.

-В нашем посёлке проживает ещё один, знаменитый на весь мир человек-спортсмен, супертяжеловес. (Андрей Чемеркин, показ фото)

-Наш край славен известными людьми, которые прославили свой край и родную страну. С некоторыми из них мы уже познакомились. Но мы и дальше будем продолжать знакомиться с творчеством знаменитых и интересных людей Ставрополья.

6. Символика СК. (читаю сама)

-Отличительными символами СК являются.? (показываю герб и флаг)

-Как вы считаете, почему в верхней части щита на гербе изображена крепость? (п. ч. сначала была построена Ставропольская крепость, а спустя некоторое время-губерния, город)

-Что означает венок из листьев дуба и пшеничных колосьев? (хлеборобный и сильный, могучий край)

-Почему всю композицию венчает двуглавый орёл? (это означает, что наш край входит в состав РФ)

-Почему полотнище флага СК золотого цвета? (цвет пшеничных колосьев)

-Что означает белый крест на флаге? (г. Ставрополь-краевой центр)

-Ребята, чей это герб и флаг? (показ символов пгт. Солнечнодольск)

-Что означает это солнце? (наш посёлок был построен в долине, освещенной со всех сторон солнцем)

Пальчиковая гимнастика про солнышко

Солнышко, солнышко в небе свети! (потянуться руками вверх, встать на носки)

Яркие лучики к нам протяни. (вытянуть руки вперед, ладонями вверх)

Ручки мы вложим в ладошки твои, (разбиться на пары, протянуть друг другу руки)

Нас покружи, нас покружи, (покружиться парами)

Вместе с тобой мы пойдем на лужок. (выстроиться в цепочку, держа друг друга за руки)

Там все мы встанем дружно в кружок. (образовать круг) (идти по кругу)

Солнышко с нами по кругу идет.

С песнями водим мы хоровод.

Солнышко скрылось, ушло на покой. (присесть, голову закрыть руками, руки под щеку)

Мы же на место сядем с тобой. (спокойно сесть на свое место)

7. Обычаи Ставропольцев

-Наш край многонациональный край. В нём проживают люди разных национальностей. Каких, подскажите. (русские, украинцы, армяне, грузины, греки, дагестанские народы-чеченцы, даргинцы, карачаевцы)

-Но всех нас, людей проживающих в СК объединяет то, что мы очень гостеприимные люди, чтим обычаи наших предков. Обычаи –это действия, правила, которые выполняют люди и передают их друг другу, из поколения в поколение. Как сегодня мы встречали наших гостей? (хлебом, солью, низким поклоном). –Почему именно с солью встречали гостей? (п. ч. соль в те времена была роскошью, подавалась только по особым случаям)

-Какие ещё обычаи гостеприимства вы знаете? (если хозяева уважительно относились к гостю, заваривали ему крепкий чай)

-Гостеприимные хозяева угощали самым дорогими кушаньями и дарили небольшие подарки гостям. Мы с вами и этот обычай выполним: так как наш край хлеборобный край, то и угощать будем наших гостей самым дорогим -хлебобулочными изделиями, ну и, конечно же, подарки -открытки: самые красивые места СК. (дети угощают гостей и дарят открытки, рассаживаются на свои места)

Заключительная часть

-Мы рассмотрели все лучики-богатства СК. Давайте прикрепим их обратно к центру. Я креплю, а вы ещё раз вспоминаете чем же славен и богат наш Ставропольский край.

-Вот наш цветик - семицветик, все богатства СК.

-Вот и закончилось наше удивительное и поучительное путешествие по родному краю. Вы, действительно, порадовали нас и удивили своими знаниями о СК. Всё, что вы видите, всё, что вы знаете о СК - запомните и сохраните в своих сердцах.

Читает ребё нок: (Диана Б.)

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём.

Идёт музыкальный фон

-СК-удивительный, необычный край, который таит в себе много интересного, неизведанного нами. Я очень надеюсь, что у вас появилось желание узнать о родном крае ещё больше.

Помогут вам в этом наши занятия, ваши родители расскажут что-то интересное или покажут, когда вы будете путешествовать по Ставрополью; интересные книги, иллюстрации, передачи и фильмы о родном крае.

-Помните, знания о родных просторах покоряются только трудолюбивым и любознательным.

-За ваши старания и знания я награждаю вас вот такими памятными медальонами. (награждаю и раздаю сладкое угощение).

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе для детей с ЗПР «Овощи» Тема: "Овощи" Цель: Уточнить и систематизировать знания детей об овощах. ЗадачиОбразовательные: Обогащать и уточнять словарь по теме. Упражнять.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Почва и подземные обитатели» для детей подготовительной группы Конспект НОД по «Ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе» на тему «Почва и подземные обитатели» Цель: Расширять.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Дружная семья»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Дружная семья» Цель: обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге).

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Хлеб — всему голова» в подготовительной группе "Кто хлебушком не дорожит, Тот мимо жизни пробежит"Основными задачами моего занятия стали: 1. Расширение знаний об окружающем мире. 2. Воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе
Опубликовано: 18 ноября 2024 в 13:00
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Москвинова (УИ 3320124) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД