Татьяна Москвинова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Региональный компонент.
Интеграция областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Цель: развивать у детей экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Словарь: перелетные птицы, зимующие птицы, степные цветы, степные животные, травоядные, грызуны.
Раздаточный материал: шапочки разными видами цветов, животных, птиц; мешочки с лекарственными растениями
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа: чтение рассказов о родном крае, чтение поговорок и пословиц. Рассматривание иллюстраций, альбомов, энциклопедий «Мое Ставрополье».
Познание : закрепить и систематизировать знания детей о Ставропольском крае (природа края, сельское хозяйство, животноводство, полезные ископаемые, знаменитые люди края, символика Ставропольского края и пос. Солнечнодольск, обычаи ставропольцев). Углублять и формировать представления детей о родном крае как части большой страны- России. Развивать логическое мышление.
Коммуникация: развивать связную речь детей; развивать навык чтения у читающих детей; практическое овладение письменной речью (печатание слов). Обогащать словарь детей по теме. Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
Социализация: формировать любовь к родному посёлку, Ставропольскому краю, интерес к прошлому и настоящему. Развивать бережное отношение к достопримечательностям края, природе.
Физическая культура: обогащать двигательную активность детей, умение ориентироваться в пространстве.
Чтение художественной литературы: приобщать детей к словесному искусству, развивать интонационную выразительность речи.
Материал: иллюстрации-ландшафты Ставропольского края (СК, животноводство и сельское хозяйство СК, символы г. Ставрополь и КавМинВод, Символика СК и пгт. Солнечнодольск (флаг и герб, картины П. М. Гречишкина; детские книги А. Е. Екимцева, портреты знаменитых людей Ставропольского края, цветок «Цветик-семицветик», семена полевых культур (пшеница, кукуруза, подсолнечник, рис, гречиха, горох, ячмень, овёс, пшеничные колосья (в вазе, минеральная вода в стекле (Нарзан, Ессентуки, Славяновская, Смирновская, бумага для печатания, карандаши простые, памятные открытки гостям и медальоны детям, хлебобулочные изделия (каравай хлеба, булочки).
Предварительная работа: беседа: «Я живу на Ставрополье», рассматривание иллюстраций о СК, карты СК; знакомство с творчеством ставропольского художника Гречишкина П. М. и детского поэта-А. Е. Екимцева; чтение легенд о СК; экскурсия в детскую библиотеку, Дворец культуры ; разучивание логоритмики «Край широкий Ставропольский…», «Солнышко», пальчиковой гимнастики «Полезные ископаемые СК».
Словарь: Родина, Ставропольский край, хлеборобный край, край золотого руна, Ставрополь-город креста, герб, флаг, Ставропольская крепость, житница, здравница, полезные ископаемые, обычаи, гостеприимство, хлебосольство, хлебобулочные изделия, мерзлота, города-курорты, источник, поэт, художник, легенда.
Интеграция: П, К, С, Ф, Ч.
Встречаем гостей хлебом, солью. Приветствуем их. (закрепляем обычаи русских людей на Ставрополье)
Ход:
Организационный момент.
Нам радостно, нам весело,
Смеёмся мы с утра.
Но вот пришло мгновение
Серьёзней быть пора.
Глазки хорошо открыли,
Ушки навострили.
Будем думать, рассуждать
И немного удивлять.
Основная часть.
-Нашим дорогим гостям очень интересно узнать, чем же мы их будем удивлять и радовать. А удивим мы всех сегодня своими знаниями о родном крае. (рассаживаются на стулья)
Ребё нок: (под музыкальный фон) Валя К. или воспитатель
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Отчий дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной весёлый двор.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
-Дети, а для вас, что такое Родина?
-Место, где мы родились и сейчас живём, как называется? (малая родина)
-Для нас с вами наша малая родина-это пос. Солнечнодольск. Назовите адрес нашего проживания в России. (пос. Солнечнодольск, Изобильненский район, Ставропольский край, Россия)
-Итак, в каком крае мы живём. (Добиваться полных ответов)
-Главный город края?
-Почему он назван именно так? (в пер. с греч. Ставрополь- город креста. При закладке крепости (защита от врагов)-Ставропольская крепость- более 200 лет назад был сооружён каменный крест. Во время войн крепость была разрушена. Прошло время, в тех местах стали селиться люди: казаки, русские крестьяне. Крепость положила начало строительству города Ставрополь. Позднее каменный крест восстановили.
-Каменный крест является символом города.
Вношу необычный цветок: сердцевина-очертания территории ставропольского края (СК, вокруг- семь лепестков (богатства края)
-Что у меня в руках?
-Это необычный цветок, цветик-семицветик. А что в нём необычного? Обратите внимание на середину цветка, что она вам напоминает? (очертания территории СК. Если дети затрудняются можно поднести к карте СК и сравнить)
-Сердцевина цветка-это наш СК, а лепестки –богатства края.
-Сейчас мы рассмотрим все лепестки цветка и расскажем чем славен и богат наш край.
Лепестки:
1. Природа края (природные ландшафты, животные, растения)
2. Сельское хозяйство (на лепестке изображены колосья)
3. Животноводство ( на лепестке картинки: молочные продукты, мясо, яйца, шерсть, рыба)
4. Подземные богатства (полезные ископаемые)
5. Знаменитые люди края.
6. Символика СК (на лепестке изображены символы СК- герб и флаг)
7. Обычаи ставропольцев.
«Отрываем» по лепестку, надписи на лепестках читают дети (Федя Д. Дима Г.)
1. Природа края. (ЧИТАЕТ РЕБЁНОК)
-Почему путешествие по ставропольскому краю сравнивают с поездкой по всей России? (п. ч. на Ставрополье можно увидеть все природные ландшафты (поверхности, места) : полупустыни, пустыни, степи, леса, реки, озёра, горы и даже мерзлота.
-Назовите основные реки Ставрополья. (Кубань,Терек, Егорлык)
-Какие озёра вы знаете (Солёное озеро, Маныч-Гудило, Тамбуканское озеро, Провал)
-Назовите водохранилища СК. (Новотроицкое, Сенгилеевское)
-Названия каких гор СК вы запомнили.
Логоритмика «Родные просторы»
Край широкий Ставропольский, (идут по кругу, взявшись за руки)
Удивительный мой край. (остановились, развели руки через верх)
Только в нём увидеть можно (смотрят вдаль в одну и другую стороны) Все места родной страны: (разводят руки перед собой)
Степи утопают здесь в цветах, (делают черту рукой перед собой и показывают «бутон»)
Реки горные торопятся, шумят (бегут «змейкой»,взявшись за руки)
А озёра тихо, лишь качаются, лежат. (в кругу держатся за руки и покачиваются из стороны в сторону)
Юг России, но и здесь есть мерзлота, (показывают «солнце»; изображают, как им холодно)
Что не тает никогда. (показывают указательным пальцем отрицание)
Колосится хлеб родной в полях, (руки в локтях согнуты, ладошки в кулачок-«колос»,покачивают)
Песни птичьи в воздухе звенят. (изображают «летящих птиц» по кругу)
Только тут пирамиды гор встают, (группируются по 2-3 человека, руки вверху соединяют)
И леса могучие растут - (тянутся на носочках вверх, ладони прямые)
В них животные живут. (изображают разных животных)
И воздух самый чистый… (делают глубокий вдох-выдох)
Ах, Ставрополье, край лучистый (разводят руки перед собой, поднимают вверх, растопырив пальцы)
Тебя я в сердце сохраню. (держат ладони перед собой и прижимают к сердцу)
-Ребята, в каком месте на Ставрополье можно увидеть постоянную мерзлоту? (у подножия г. Развалка)
2. Сельское хозяйство.
-Дети, что изображено на следующем лепестке (колос пшеничный)
-Как по-другому ещё называют наш край? (Житницей, край хлеборобов)
-Почему?
-Пшеничный колос можно по праву считать символом СК. (вношу вазу с пшеничными колосьями, ставлю на видное место)
-Основная злаковая культура, которую выращивают на Ставрополье-это пшеница, но на полях края растут и другие полевые культуры. Какие именно сейчас вы нам расскажите.
Д/игра «Определи полевую культуру» (на столе баночки с семенами злаков, дети берут, рассматривают и говорят название)
-Для чего выращивают эти культуры? (для приготовления еды человеку, корм животным)
-Что ещё выращивают в ставропольском крае? (овощи, фрукты, виноград)
3. Животноводство. (читает ребёнок)
-СК называют ещё и краем золотого руна. Что такое руно? (шерсть)
-Какие животные дают нам шерсть?
-Сейчас вы пройдёте к столам и напечатаете на бумаге каких других животных и птиц выращивают на Ставрополье.
Печатание слов.
-В ставропольском крае на крупных фермах, птицефабриках и в частных подворьях разводят крупный рогатый скот, овец, птицу: кур, уток, гусей и пчёл.
4. Полезные ископаемые. (читает ребёнок)
-Что такое полезные ископаемые? (Это то, что хранится под землёй и приносит человеку пользу)
Пальчиковая гимнастика (о полезных ископаемых края) проводит Настя П.
Мы расскажем вам сейчас, что хранит земля от нас: (большие пальчики «здороваются» с остальными
Нефть, песок, природный газ, гравий, глину, известняк, грязь лечебную и соль,
И живительный источник-минеральная вода (загибаем пальцы по одному, начиная с большого)
Вот что прячет Ставропольская земля. (удары попеременно ладонями и кулачками)
-Ева С. Расскажет нам какое природное ископаемое нашли недалеко от нашего посёлка. (сопровождает рассказ иллюстрацией)
Возле х. Родионов, где я живу, нашли 5 лет тому назад кости древнего южного слона. Мамонты жили около двух миллионов лет назад.
-Минеральная вода одно из главных богатств СК. Ребята, вспомните легенду о том, как появилась эта живительная вода (про путника, который отблагодарил горца-нарта за его щедрость и доброту)
- И потянулись к водам коляски, брички, поезда.
И шла молва : от всех недугов целит кавказская вода.
Ставропольский поэт С. Рыбалко о возрождении курортов.
-В местах, где появлялись источники минеральной воды, стали строиться города-курорты. Какие?
-Я вам предлагаю немножко отдохнуть и испить целительный напиток под названием
… ( дети читают на бутылке: нарзан)
-Как по-другому называют этот напиток? (богатырский)
-Почему (люди, испившие его становились крепкими и здоровыми)
-Вот и мы с вами немного поправили своё здоровье и сей час его укрепим.
Физминутка
Раз-подняться, потянуться.
Два-согнуться,разогнуться.
Три-в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре-руки шире.
Пять-руками помахать,
Шесть- на место сесть опять.
5. Знаменитые люди края.
-Посмотрим на эти замечательные картины. Кто их автор? (Гречишкин П. М. -знаменитый ставропольский художник). Что он рисовал? (1-й работой был портрет любимой бабушки, затем стал рисовать природу)
-Ангелина Д. прочтёт стихотворение замечательного детского ставропольского поэта, с творчеством которого мы с вами начали знакомиться. Стихотворение «Дедушка Туман»
Дедушка Туман (Ангелина Д. читает)
Лес в карман, поля в карман
Спрятал Дедушка Туман,
Спрятал копны и стога,
И лужайки, и луга,
Даже солнышко в карман
Спрятал Дедушка Туман.
Только он совсем забыл,
Что карман дырявым был.
За рекою в гору лез,
Потерял поля и лес,
Потерял потом луга,
Копны сена и стога.
У высокого кургана,
Где дремал костра дымок,
Из дырявого кармана
Солнце вылезло само.
-Кто же автор этого стихотворения? (Александр Ефимович Екимцев)
-Какие ещё его стихи вы запомнили (названия)
-Илья К. расскажет о своём тренере, он тоже знаменитый человек СК. (в руках держит фото тренера с детьми, посещающими секцию)
Мой тренер- Атоян Тарон Сейранович. Мастер спорта России по дзюдо и самбо. Занял 3-е место на чемпионате Европы по дзюдо.
-В нашем посёлке проживает ещё один, знаменитый на весь мир человек-спортсмен, супертяжеловес. (Андрей Чемеркин, показ фото)
-Наш край славен известными людьми, которые прославили свой край и родную страну. С некоторыми из них мы уже познакомились. Но мы и дальше будем продолжать знакомиться с творчеством знаменитых и интересных людей Ставрополья.
6. Символика СК. (читаю сама)
-Отличительными символами СК являются.? (показываю герб и флаг)
-Как вы считаете, почему в верхней части щита на гербе изображена крепость? (п. ч. сначала была построена Ставропольская крепость, а спустя некоторое время-губерния, город)
-Что означает венок из листьев дуба и пшеничных колосьев? (хлеборобный и сильный, могучий край)
-Почему всю композицию венчает двуглавый орёл? (это означает, что наш край входит в состав РФ)
-Почему полотнище флага СК золотого цвета? (цвет пшеничных колосьев)
-Что означает белый крест на флаге? (г. Ставрополь-краевой центр)
-Ребята, чей это герб и флаг? (показ символов пгт. Солнечнодольск)
-Что означает это солнце? (наш посёлок был построен в долине, освещенной со всех сторон солнцем)
Пальчиковая гимнастика про солнышко
Солнышко, солнышко в небе свети! (потянуться руками вверх, встать на носки)
Яркие лучики к нам протяни. (вытянуть руки вперед, ладонями вверх)
Ручки мы вложим в ладошки твои, (разбиться на пары, протянуть друг другу руки)
Нас покружи, нас покружи, (покружиться парами)
Вместе с тобой мы пойдем на лужок. (выстроиться в цепочку, держа друг друга за руки)
Там все мы встанем дружно в кружок. (образовать круг) (идти по кругу)
Солнышко с нами по кругу идет.
С песнями водим мы хоровод.
Солнышко скрылось, ушло на покой. (присесть, голову закрыть руками, руки под щеку)
Мы же на место сядем с тобой. (спокойно сесть на свое место)
7. Обычаи Ставропольцев
-Наш край многонациональный край. В нём проживают люди разных национальностей. Каких, подскажите. (русские, украинцы, армяне, грузины, греки, дагестанские народы-чеченцы, даргинцы, карачаевцы)
-Но всех нас, людей проживающих в СК объединяет то, что мы очень гостеприимные люди, чтим обычаи наших предков. Обычаи –это действия, правила, которые выполняют люди и передают их друг другу, из поколения в поколение. Как сегодня мы встречали наших гостей? (хлебом, солью, низким поклоном). –Почему именно с солью встречали гостей? (п. ч. соль в те времена была роскошью, подавалась только по особым случаям)
-Какие ещё обычаи гостеприимства вы знаете? (если хозяева уважительно относились к гостю, заваривали ему крепкий чай)
-Гостеприимные хозяева угощали самым дорогими кушаньями и дарили небольшие подарки гостям. Мы с вами и этот обычай выполним: так как наш край хлеборобный край, то и угощать будем наших гостей самым дорогим -хлебобулочными изделиями, ну и, конечно же, подарки -открытки: самые красивые места СК. (дети угощают гостей и дарят открытки, рассаживаются на свои места)
Заключительная часть
-Мы рассмотрели все лучики-богатства СК. Давайте прикрепим их обратно к центру. Я креплю, а вы ещё раз вспоминаете чем же славен и богат наш Ставропольский край.
-Вот наш цветик - семицветик, все богатства СК.
-Вот и закончилось наше удивительное и поучительное путешествие по родному краю. Вы, действительно, порадовали нас и удивили своими знаниями о СК. Всё, что вы видите, всё, что вы знаете о СК - запомните и сохраните в своих сердцах.
Читает ребё нок: (Диана Б.)
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём.
Идёт музыкальный фон
-СК-удивительный, необычный край, который таит в себе много интересного, неизведанного нами. Я очень надеюсь, что у вас появилось желание узнать о родном крае ещё больше.
Помогут вам в этом наши занятия, ваши родители расскажут что-то интересное или покажут, когда вы будете путешествовать по Ставрополью; интересные книги, иллюстрации, передачи и фильмы о родном крае.
-Помните, знания о родных просторах покоряются только трудолюбивым и любознательным.
-За ваши старания и знания я награждаю вас вот такими памятными медальонами. (награждаю и раздаю сладкое угощение).