Ольга Палаева
Конспект НОД по речевому развитию «Скворцы прилетели»
▼ Скачать + Заказать документы
Скворцы прилетели
Программное содержание:
1. Образовательные: закрепить и обобщить знания детей о перелётных птицах; активизировать в речи детей названия перелётных птиц; обогащать словарь детей; закрепить умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Скворцы прилетели“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Скворцы и скворечники. Мастерим домики для птиц
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
2. Развивающие : развивать мелкую моторику рук и координацию движений в процессе аппликации и выполнения пальчиковой гимнастики;развивать логическое мышление детей, развивать у детей интерес к аппликации, цветовое восприятие, восприятие формы.
3. Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к птицам, желание им помогать.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: беседы о весне, рассматривание репродукции о весне, загадывание загадок о весне и птицах, наблюдение на прогулках за птицами; чтение стихов: А. Плещеев «Весна», И. Белоусова «Весенняя гостья», Л. Толстой «Пришла весна»; подвижная игра «Птички в гнёздышках», работа с родителями по изготовлению скворечника.
Словарная работа: перелетные птицы, скворец, ласточка, соловей, скворечник.
Методические приемы:
словесные - беседа, рассказ, вопросы воспитателя;
наглядные – презентация «признаки весны», рассматривание птиц и скворечника;
практические – аппликация «Скворечник».
Оборудование и материалы: клей, подставка под кисти, кисти, клеёнки, салфетки для примакивания, влажные салфетки, тарелка с готовыми разноцветными фигурами (прямоугольник, треугольник, круг,1/2 альбомного листа с изображением ствола берёзы, образец готовой работы, аудиозапись «Пение птиц», мольберт, презентация «Признаки весны», макеты птиц (ласточка, соловей, скворцы, скворечник.
Ход НОД:
Воспитатель:
В круг мы дети соберемся
И друг другу улыбнемся
Тише, тише тишина
Заниматься нам пора
Воспитатель: дети, послушайте загадку и попробуйте ее отгадать.
Приходит с добром
Веет теплом
Светом солнечным красна
А зовут ее…
Дети: весна.
Воспитатель: какое время года наступило?
Дети: Весна!
Игровое упражнение «Признаки весны»
Воспитатель: Сейчас мы поговорим о весне. Что бывает весной? Говорить начинаем со слов «Весной…»(показ презентации «Признаки весны»).
Дети:
Весной – ярко светит солнце
Весной – появляется трава
Весной – весной просыпается медведь
Весной – появляются цветы
Весной – идет дождь
Весной – появляются листочки на деревьях
Весной – просыпаются насекомые
Весной – прилетают птицы
Воспитатель: откуда прилетают птицы весной?
Дети: из теплых стран, с юга.
Воспитатель: а как называются птицы, которые улетают в теплые края?
Дети: перелетные птицы
Воспитатель: повторите новое слово «перелетные» (дети повторяют). Дети, я хочу пригласить вас на прогулку в лес и понаблюдать за птицами, которые вернулись в родные места.
Дети отправляются в путешествие.
Воспитатель:мы с вами оказались в лесу. Посмотрите сколько здесь деревьев и птиц. Послушайте, как они красиво поют (звучит аудиозапись пение птиц).
Угадайте, что за птичка
Темненькая невеличка
Беленькая с живота
Хвост раздвинут в два хвоста
Дети: Ласточка.
Воспитатель: А это что за птица?
Дети: Соловей
Это маленькая птица
Петь большая мастерица
На березе средь ветвей
Трель заводит соловей
Воспитатель: где живут птицы, когда возвращаются домой?
Дети: в гнёздах.
Воспитатель: А какие птицы не строят себе гнезда?
Дети:скворцы.
Скворец за морем жил зимой
Теперь вернулся он домой.
И рано утром в тишине
Запел о солнце и весне.
Воспитатель: а кто скворцам строят домики?
Дети: люди
Воспитатель:как называется домик у скворца?
Дети: скворечник
Воспитатель: вы хотите превратиться в птичек и поиграть со мной?
Дети: да
Физкультминутка «Птички-невилички»
Маленькие птички
Птички невелички
По лесу летают
Песни распевают
Буйный ветер налетел
Птичек унести хотел
Птички спрятались в дупло
Там уютно и тепло
Воспитатель: дети, скворцов к нам прилетает очень много и на всех домиков не хватает. Как же нам быть? Как можно помочь этим птичкам?
Дети: построить им домики.
Воспитатель:проходите к столам и садитесь на свои места.
Перед выполнением работы дети рассматривают образец скворечника, изготовленный ранее воспитателем.
Воспитатель: из какой геометрической фигуры сделан сам домик?
Дети: из прямоугольника.
Воспитатель:какого цвета прямоугольник?
Дети: жёлтого.
Воспитатель: из какой геометрической фигуры сделана крыша домика?
Дети: из треугольника.
Воспитатель: какого цвета треугольник?
Дети: синего.
Воспитатель: из какой геометрической фигуры сделан вход?
Дети: из круга.
Воспитатель: какого цвета круг?
Дети: красного.
Воспитатель: посмотрите, сначала я наклеила домик, разместила его на дереве. За тем наклеила крышу, в верху домика. И вход - на середину прямоугольника. Вот и получился домик - скворечник.
Воспитатель: вначале выложим скворечник на стволе (дети выкладывают из готовых форм домики). Какие замечательные скворечники у вас получились. А сейчас немножко отдохнём и сделаем гимнастику для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика «Птицы»
Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают по одному пальчику.)
Шесть щеглов и снегирей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Воспитатель: теперь продолжим дальше строить наши скворечники.
Воспитатель: с какой фигуры начнём наклеивать сам домик?
Дети: с прямоугольника.
Воспитатель: что будем наклеивать затем? Где?
Дети: крышу, вверху домика.
Воспитатель: что будем наклеивать в последнюю очередь? Где?
Дети: круг – это вход, вход, на середину прямоугольника.
Правила безопасной работы с клеем
1. При работе с клеем пользуйся кисточкой;
2. Детали скворечника намазываем клеем на клеенке;
3. Излишки клея убирай салфеткой, осторожно прижимая ее;
4. Когда закончил работу, руки протри влажной салфеткой.
Продуктивная деятельность. Аппликация
Во время аппликации воспитатель обращает внимание детей на осанку, проводит индивидуальную работу с каждым ребенком (помогает, задает вопросы: «Какого цвета у тебя крыша? (зеленая). А какой формы вход? (круглое).
Скворечники вешаются на деревья. Воспитатель вместе с детьми рассматривают выполненные работы.
Воспитатель:
Мы построили скворечник-
Дом весёлого скворца
Мы повесили скворечник
Возле нашего крыльца.
Воспитатель: Скворцы говорят вам спасибо за новые домики. Послушайте, как они радуются (звучит аудиозапись пение птиц). Нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель: дети, понравилось вам наше путешествие?
Дети: да.
Воспитатель: что вам больше всего понравилось?
Дети: птицы, изготовление скворечников.
Воспитатель: каких птиц мы встретили в лесу?
Дети: соловей, скворцы, ласточка.
Список использованной литературы:
1. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО»/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ОО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-352с.
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. - М. : «Карапуз», 2010.-144с.
3. Развитие речи детей от 3-5 лет. -3-е изд., дополн. / под ред. О. С. Ушаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2017г.
4. Изобразительная деятельность и художественный труд. Вторая младшая группа: конспекты занятий / авт. -сост. О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2011г.
5. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: кН. Для воспитателей дет. сада / Т. С. Комарова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1991г.
6. Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк. учреждений / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010г.