Алена Филиппова
Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в средней группе «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение представление детей о жизни насекомых; уточнение представлений о пользе насекомых в природе.
Задачи: Формировать представления детей о развитии насекомых, о зависимости их окраски от места обитания. Формировать умения называть характерные особенности внешнего вида.
Активизировать употребление в речи названий частей тела насекомых (голова, брюшко, ноги, усики).
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в средней группе „Насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде. Развивать связную речь и логическое мышление. Развивать зрительное восприятие.
Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Материал. Игрушки: майский жук, кузнечик, муха, божья коровка, стрекоза, паук, бабочка, комар, пчела, муравей. Слайдовая презентация. Модель полянки дерева.
Ход занятия:
(В группе находим ниточку от клубка)
Воспитатель: Ребята, как интересно, куда ведет эта ниточка? Хотите узнать? Я хочу, кто со мной? (Сматываем ниточку и идем за ней, приходим в зал. Здороваемся с гостями). Находим клубок около зеленой полянки. Куда это мы попали? (Варианты ответов детей.) Ребята интересно, кто на этой полянке живет? (Ответы детей. Хоть насекомые, хоть птицы, хоть звери, хоть сказочные герои). (Звук, что пришло электронное письмо). Ребятки, нам пришло электронное письмо, давайте его посмотрим, может оно нам подскажет, кто обитатели этой полянки? «Здравствуйте, ребята, мы жители поляны, которых заколдовала злая Стужа и если вы отгадаете загадки, то спасете нас».
Воспитатель. Ой, как любопытно, кто же это может быть? Ну, что попробуем отгадать загадки? (Загадки на слайде, если правильно угадали, то появляется картинка)
Наткёт, наплетёт,
Сядет и добычу ждёт. (Паук.)
Жу-жу-жу,
Жу-жу-жу,
Я на ветке сижу
И звук «ж» всё твержу. (Майский жук.)
Целый день летает, всем надоедает,
Ночь настанет - тогда перестанет. (Муха.)
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)
Если пил ты чай с медком,
С ней ты хорошо знаком.
Много меду собрала
Работящая (Пчела)
Не зверь, не птица,
Нос, как спица.
Летит – пищит,
Сядет – молчит. (Комар)
На ромашку у ворот
Опустился вертолет-
Золотистые глаза.
Кто же это? (Стрекоза)
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка)
Воспитатель. Вот сколько маленьких жителей полянки мы расколдовали! Как можно назвать их, одним словом? (Насекомые). А все ли здесь насекомые? (Паук не насекомое) Почему вы так решили? (Варианты ответов детей)
Воспитатель: Правильно, ребята, у насекомых тело состоит из трех частей голова, грудь и брюшко. На голове у насекомых находятся глаза, усики, на груди крылья, а лапок у насекомых шесть. Значит, мы правильно решили, что паук это не насекомое, а относится к другим обитателям живой природы, а об этом мы с вами узнаем позже.
Пусть паучок погостит у насекомых и на нас посмотрит.
Воспитатель. Ребята, вам нравятся чудеса? А вы знаете, что все чудеса начинаются с превращений, я предлагаю вам встать и превратиться в кузнечиков.
Физминутка «Кузнечики».
Поднимайте плечики!
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок!
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Опять прыгай высоко,
Прыгай ловко и легко!
Воспитатель: А сейчас усаживайтесь поудобнее на полянку и послушайте про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо - это то, что жуки, мухи, бабочки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот, например, бабочка. (Демонстрирует схему развития бабочки на слайдах поочередно, яйцо-гусеница-куколка-бабочка). Она отложила много яиц. Часть склюют птицы, часть унесут муравьи, мухи. Но какая-то часть уцелеет. Из них выйдут гусеницы. Пройдёт время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка: зашевелится куколка, лопнет у неё на спинке шкурка, появятся крылышки, а потом и вся бабочка. Сначала крылья у неё будут висеть, как мокрые тряпочки, но пройдёт час - другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими и начнет летать. Вот такие чудеса!
Воспитатель. А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «Бабочкино чудо». Давайте разделимся на пары и составим из картинок последовательность развития бабочки, а потом проверим себя. (Что сначала откладывает бабочка? (Яйца.) Кто появляется из яйца? (Гусеница.) В кого она превращается? (В куколку.) Кто выходит из куколки? (Бабочка.) (Слайд для проверки).
Как вы думаете, ребята, а у насекомых есть враги? (Есть.) Кто? (Птицы, люди.) Как насекомые спасаются от врагов? (Обращает внимание детей на окраску насекомых.) Почему кузнечик зелёный? Почему майский жук коричневый? (Кузнечик живёт в траве, майский жук - на ветках деревьев.) Зачем им нужна такая окраска? (Защищаться от врагов, прятаться.) Возьмите каждый по насекомому и найдите для него место на полянке, там, где бы он смог спрятаться от своих врагов. (Дети прячут насекомых в кору дерева или в траву) Воспитатель спрашивает у детей почему ты выбрал это место? Зачем твоему насекомому нужна такая окраска? (Ответы детей.) Ребята, посмотрите, а это что за насекомое? (Божья коровка) Скажите, какая она? (ответы детей). Она такая яркая! Её хорошо видно и в траве, и на коре дерева. Её любая птица заметит. Где же ей спрятаться? (Предположения детей.) А вы знаете, оказывается божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у неё есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко. Эта жидкость очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как большая корова, даёт молочко, её и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть её опасно!
Воспитатель: Ребята, а какую пользу приносят насекомые для людей и для природы? (высказывания детей). Правильно они опыляют цветочки, пчелки собирают мед, который очень полезный, служат кормом для птиц и рыб и мелких животных. Почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых? (Они живые.) Как можно доказать, что они живые? (Дышат, двигаются, питаются, размножаются, растут.) Представьте себе, что произойдет, если все насекомые вдруг исчезнут? (Варианты детей). Делается вывод о пользе и необходимости насекомых для всего живого на Земле.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие, пора прощаться с маленькими обитателями полянки. Скажите, что вам сегодня больше всего понравилось в нашем путешествии? А про каких насекомых вы узнали что-то интересное? Кому мы можем рассказать о том, что мы сегодня узнали? А как мы можем это сделать? Подвести детей к созданию книги о насекомых. Дети уходят в группу рисовать книгу.