Надежда Алексеевна Деревенская
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи. Рассказывание сказки М. Горького «Воробьишко»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: познакомить дошкольников с новым художественным произведением, помочь понять и осмыслить его. Вызвать интерес к сказке. Формировать звуковую культуру – выделять на слух звук «ч» и соотносить со знакомым образом (песенка паровоза). Продолжать развивать диалогическую речь – отвечать полными и краткими предложениями на разного типа вопросы; упражнять в умении при ответах на вопросы пользоваться разными грамматическими конструкциями. Развивать творческую фантазию детей, воображение при соотношении содержания сказки с музыкой разной по характеру. Воспитывать отзывчивость, доброту.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи, Рассказывание сказки М, Горького „Воробьишко“» размещена в разделах
- Воробей, воробышек
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Словарь: чебурахнешься, чадо.
Предварительная работа: наблюдение за воробьями, рассматривание иллюстраций, разучивание песен, хороводов, сбор семян цветов и растений, для подкормки птиц зимой.
Ход.
Дети обыгрывают песенку о воробьях.
Воспитатель: Ой, где-то воробей чирикает. Слышите, да вот он, прилетел, уселся среди берез и слушает нашу песенку (воспитатель обращает внимание на плоскостные фигурки птиц, прикрепленные на огромную фотографию березы). Он не один. Здесь мама воробьиха, папа – воробей и маленький, еще желторотый воробьишко. Это воробьиная семья часто между собой разговаривает., но совсем не так, как мы с вами, а на своем воробьином языке. Хотите и вы почирикать, как воробьи? Кто хочет, взмахните своими крылышками, встряхните перышки и повторяйте за мной.
Дети: Чирик – чирик, чив, чи – чирик.
Воспитатель: Молодцы! У всех получилась воробьиная песенка. Сейчас я еще раз спою, а вы прислушайтесь, может, кто услышит новую песенку, которую недавно разучил наш язычок.
Воспитатель говорит, выделяя голосом звук «ч» : Чу, чив, чирик
Дети:. Слышна песенка паровоза
Воспитатель: Какие наблюдательные ребята. Песенка паровоза, слышна во многих воробьиных словах. Я вам открою секрет, эта воробьиная семья мне знакома. Маленького желторотого воробьишку зовут Пудик, а это эго родители: мама и папа о них есть очень интересная сказка. Хотите послушать? Тогда усаживайтесь
(Воспитатель показывает обложку книги) : Это Пудик, а это кто?
Дети: Кошка.
Воспитатель: Точно, кошка.
Сказка называется «Воробьишко»
(Воспитатель рассказывает сказку.)
Воспитатель: Вам понравилась сказка? А может быть, я рассказала вам вовсе и не сказку, а рассказ? Кто будет отвечать на этот вопрос, не забудьте объяснить, почему вы так считаете.
Дети: Это сказка, потому, что в ней воробьи говорят, как люди, человеческим голосом и языком.
Воспитатель: Вы правы. Это сказка. Написал ее М. Горький. Посмотрите вот его портрет. Не правда ли, писатель похож на доброго дедушку? У него добрый и внимательный взгляд. Ведь, только наблюдательный и думающий человек может так интересно написать о воробьях. А как он ласково назвал свою сказку? Кто запомнил?
Ответы детей.
Воспитатель: О чем говорят воробьи? После ответов детей напоминает
- Чив ли я? - хвастался папа
- Чив! Чив! – одобряла его мама
- Чадо! Чадо! – беспокоилась воробьиха.
-Смотри, чебурахнешься. – предупреждал папа.
Как вы понимаете слово «чебурахнешься»?
Дети: Упасть вывалиться из гнезда.
Воспитатель: мама – воробьиха на Пудика говорила : «Чадо», очень часто так говорят мамы на своих детей и не только среди воробьев, но и у нас, людей. Посмотрите, вот желторотый воробей, а вот его мама, а рядом уселась зеленоглазая кошка-разбойница
(внимание на образец, плоскостные фигуры) Вы сейчас подарите свои сердца-кулоны тем героям сказки, кто вам больше всего понравился и поприветствуете их, подняв руки в верх (физ. минутка) Кулон кладется на поднос или вешается на крючок, расположенный нод силуэтами персонажей. Дети выполнят задания.
Воспитатель: Многие из вас отдали свои сердца-кулоны воробьихе. Какая она?
Дети: Смелая, храбрая.
Воспитатель: Действительно, такая маленькая, беззащитная, а не испугалась кошки с острыми зубами и длинными когтями. Ай, да воробьиха! Ай, да умница! Что вы пожжете сказать о Пудике, каков он?
Дети: маленький, неуклюжий.
Воспитатель: Верно! Он маленький и глупенький. Помните он говорил: «А зачем деревья качаются? Пусть перестанут качаться, тогда и ветра не будет» А как вы думаете, ветер бывает от того, что деревья качаются?
Ответы детей.
Воспитатель: А Пудик считал наоборот, ведь, он был еще желторотым птенцом. Помните, я вам рассказывала, что все птенцы желторотые. Почему?
Дети: Что бы маме было видно куда класть корм.
Воспитатель: Пока птенцы не умеют самостоятельно добывать пищу у них рот – желтый. Взрослая птица спешит отдать пищу в ярко окрашенный клюв птенца и опять улетает за кормом. Пудик был желторотым птенцом и несмышленышем. Помните, что он сказал о человеке (воспитатель читает отрывок). Он считал, что ели ему нравится летать, то все должны летать. Это неправильно. Он должен был понять, что мы люди разные и нас есть свои желания, интересы. Нужно уважать желание других людей. Мы этому научимся. А Пудик этого не понимал и не хотел слушать своих родителей. Он не слушал маму и вывалился из гнезда. Что же случилось потом?
Дети: Он упал на землю.
Воспитатель: По его глупости, чуть не произошла беда. Но все кончилось благополучно, если не считать, что воробьиха осталась без хвоста. Как вы думаете, станет ли теперь Пудик послушным.
Дети: Да, он теперь будет слушать маму.
Воспитатель: А вот если бы вы увидели, что рыжая кошка вот-вот прыгнет на беззащитного воробья, что бы вы сделали?
Ответы детей.
Воспитатель: Кошка - это животное, которое добывает себе пишу, она питается мышами, птицами, и поэтому ругать ее бесполезно. В подобном случае надо криком спугнуть птицу или прогнать кошку, а лучше накормить ее.
Сейчас вы услышите эту сказку, но только бес слов, ее вам расскажет музыка. Какой отрывок сказки вы слышите? Изобразите жестами, мимикой.
Звучат три мелодии: радостная ( дети выполняют движения: летают, клюют зерна, тревожная (дети изображают, как кошка крадется к воробьихе) и снова веселая (все заканчиваемся хорошо)