Алла Кричфалуший
Проект по ознакомлению с окружающим миром детей старшего возраста «Сосна»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с хвойным деревом – сосной. Научить отличать сосну от других хвойных деревьев по общему виду, веткам, хвоинкам, шишкам. Развивать способность наблюдать. Познакомить детей с произведениями живописи И. И. Шишкина «Рожь»
Формировать эстетическое отношение к окружающему миру и желание отобразить свои впечатления в рисунках. Воспитывать любовь к родному городу и бережное отношение к природе.
Публикация «Проект по ознакомлению с окружающим миром детей старшего возраста „Сосна“» размещена в разделах
I. Чтение рассказа «Сосна» (см. приложение)
Рассказать детям, что Сосну через интернет голосование выбрали деревом нашего города Великого Новгорода. Мы сходим и пообщаемся с красавицей сосной.
II. Цель прогулки: Рассматриваем сосну.
Вечнозеленое растение вырастает очень высокое. Ствол гладкий, прямой. Внизу веток у старых сосен нет, т. к. сосна светолюбивое растение. Нижние ветки у сосны отмирают – очищаются от сучьев и ствол приобретает вид стройной «колонны» уходящей в небо. Крона у старых сосен с верками только на самом верху, а у молодых в виде пирамидки. Возраст сосны можно узнать по числу «мутовок» на стволе. Предложить детям посчитать сколько лет сосне. Рассмотреть хвоинки у сосны. Они собраны в пучки от 2-х штук и длиннее чем у елки. Предложить найти на соснах шишки. Достать из них семена с «крылышками». Объяснить детям, что из них вырастают сосны. Для многих жителей сосновых лесов – это корм (белок, дятлов). Найти на сосне капельки смолы. Рассказать что смола предохраняет дерево от гниения. Лес из сосен называется - БОР. Сосновый бор прекрасен в любое время года. Т к. сосна хвойное вечнозеленое растение. В них целебный и очень чистый воздух. В сосновых борах строят базы отдыха детские лагеря для укрепления здоровья людей.
Подвижные игры:
1. «Высокий – низкий»
2. «Сосны о неба хотят дорасти» (тянем руки вверх)
Небо ветвями хотят помести (машем руками вверху)
Что бы в течении года
Солнечной была погода (кружатся)
3. «1-2-3 к сосне, елки, можжевельнику беги»
III. Работа в группе
1. Рассматривание картин
И. И. Шишкина «Корабельная роща»
Исаак Ильич Левитан «Три сосны»
Рисование «Сосновый бор» или «Три сосны» на выбор.
2. Загадывание загадок
Хоть колюча, а не Ёлка,
Подлинней её иголка,
А кора тонка, красна,
Та красавица. (Сосна)
Как мачты корабельные
Над лесом поднялись
Стоят стволы смолистые
И смотрят сверху вниз
Зелёные короны
Ни перед кем не снимут,
И лишь на небе облака
Их ласково обнимут (Сосна)
С елью стройной мы родня –
Обе зелены и колки,
Но длиннее у меня
И названье, и иголки.
(Сосна)
Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок. (Лиственница)
3. Рассматривание шишек, семян, веточек, иголочек у ели и сосны. Понюхать смолу.
4. Выучить стихотворение Ефимова Ю. «Сосна»
Спросите у белки
И скажет она:
- Сосновая шишка
Отменно вкусна
Спросите синицу,
Ответит синица,
Что с белкою можно
Вполне согласиться.
О шишках сосновых
Добавлю я кстати,
Хорошего мнения
Сойка и Дятел!
5. Работа с родителями.
Во время прогулок с детьми приложить родителям обращать внимание, как много сосен растет у нас в городе.
6. Рассказ про сосну для детей
Автор: Ирис Ревю
Сосна – вечнозелёное дерево из семейства хвойных, покрытое корою бурого или пепельного цвета. У нее – длинные иглы и округлые шишки. С давних времён прочное бревно сосны было в большом употреблении. Оно служило и топливом, и материалом для построек и различных изделий.
Сосна любит разместиться на сухих, песчаных пригорках, деревья могут стоять как небольшими группами, так и поодиночке. Приживается сосна и на открытых заболоченных местах, могучая корневая система позволяет ей сделать это. Сосна светолюбива. Она старается быть выше всех деревьев, чтобы быть поближе к солнцу.
«Хорошо в сосновом бору! Сидишь под сосной на сухих иголках и слушаешь, как пёстрый дятел долбит ствол, потом с криком перелетит на другое дерево. За дятлом летят синички. На закате красной медью горят сосновые стволы. Скоро стемнеет, и всё равно не хочется уходить из соснового бора. Слышно, как ветер шумит в сосновых вершинах и чешуйки сыплются сверху – это сосна шелушится».
Сосна — древнейший лекарь. Ее целебная хвоя входила в лечебные составы ещё пять тысяч лет тому назад. Узнали об этом специалисты, разобрав надписи на глиняных табличках, раскопанных на месте старинных городов. В Древнем Египте смола сосны была непременным компонентом лечебных составов. Утверждается, что эти смеси до настоящего времени (спустя три тысячи лет) не утратили своих целебных качеств.
В русской речи есть такое выражение: «Заблудиться в трёх соснах». Это значит не суметь найти выхода из достаточно лёгкой ситуации.
Вот однокрылая сосна…
Прижатая к сосне-соседке,
Сухие, немощные ветки
Давно утратила она.
Зато единственным крылом
Она в метели и морозы
Прикрыла голый ствол березы.
И так стоят они втроем…
С. Маршак «Вот однокрылая сосна»
Сосновый бор славится особой тишиной. Тишиной, навевающей романтическое настроение. Хорошо побывать в сосновом бору. Представьте себе, сколько удивительных открытий и прекрасных эмоций подарит вам прогулка в те места, где царствуют сосны.
6. Детские рисунки как закрепление темы.