Ирина Иванова
Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с картиной И. Э. Грабаря «Зимнее утро»
▼ Скачать +Заказ
Предварительная работа.
Познакомить детей с жанрами в живописи - пейзаж, натюрморт, портрет, жанровая живопись (историческая, бытовая).
Художественное слово. Прочитать стихотворения о зиме И. Сурикова «Белый снег пушистый…», Я. Акима «Первый снег». Провести беседы на тему «Зимние забавы», «Зимние праздники».
Наблюдения в природе на прогулке.
Провести дидактические игры.
Дидактическая игра «Подбери родственные слова»
Цель: упражнять в образовании родственных слов.
Снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …
Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье …
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с картиной И, Э, Грабаря „Зимнее утро“» размещена в разделах
Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Солнце (какое) – яркое, жёлтое…
Мороз (какой) – сильный, трескучий…
Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.
Снежный – ком, …
Снежная – зима…
Дидактическая игра. «Собери картину»
Цель: Упражнять детей в составлении картин разных жанров из разрезных частей.
Дидактическая игра. «Подбери палитру»
Цель: Закрепить умение использовать выразительную функцию цвета; подбирать палитру (кружки разного цвета) к репродукциям картин (пейзажей).
Изодеятельность. Предметное рисование «зимняя берёза», «рябина в снегу», «снегирь на ветке», сюжетное – «зимний лес», «зимние забавы», «Новый год в детском саду», декоративное – «морозные узоры на стекле», наряд Деда Мороза и Снегурочки в стиле «Гжель».
Программное содержание.
Обучить детей умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить.
Учить детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил природу, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).
Формировать у детей умение давать эстетическую оценку произведению. «Каково отношение самого художника к замыслу?», «Что вам понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?».
Воспитывать умение чувствовать красоту произведений живописи, развивать интерес к данному виду искусства.
Материалы.
Репродукция картины Игоря Эммануиловича Грабаря «Зимнее утро», аудиозапись - Ф. Шопен «Зима» вальс № 7 до - диез минор; П. Чайковский «Зимнее утро» из «Детского альбома».
Ход
Организационный момент.
Под вальс Шопена, заходит воспитатель, в костюме «Зимы», кружится, танцует, останавливается перед детьми (дети сидят на стульях полукругом).
Зима.
- Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются).
Угадайте, кто я?
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Ответы детей – Зима).
Молодцы, ребята!
Я приглашаю вас совершить путешествие в моё царство. А попасть туда нам поможет одна замечательная картина.
(На магнитной доске показывает репродукцию картины И. Грабаря «Зимнее утро»).
Давайте её внимательно рассмотрим!
Искусствоведческий рассказ воспитателя.
Картина называется «Зимнее утро», а написал её художник Игорь Эммануилович Грабарь давно, более ста лет назад.
Художник увидел в обычном лесу волшебную сказку. Мы видим великолепное утро. Снег искрится под лучами солнца. Они пробиваются сквозь ветки деревьев, которые укутаны в пуховые покрывала. Эти ветки склоняются до земли под тяжестью снега. Под деревьями большие сугробы. Скорее всего, ночью шел снег. На нём нет следов зверей или людей. Мы видим утро, но уже скоро привычный шум наполнит весь лес.
Грабарь сумел передать все это очарование с помощью великолепной игры цвета. Художник использовал в картине холодные краски – синие, голубые, сиреневые цвета. Ярко жёлтые лучи солнца окрашивают снег в разные оттенки, кажется даже, что он немного зеленоватый. На снегу видны тени деревьев в виде линий лазурного цвета. Стволы деревьев контрастного чёрного цвета. На полотне можно увидеть лишь небольшие кусочки неба, на нем нет облаков, а это является предвестником солнечного дня.
Художник очень любил зиму, и вот, однажды, прогуливаясь по лесу, решил написать пейзаж. Живописец сумел передать красоту утра. Все элементы картины передают очарование природы. Нас, словно, освежает зимним легким морозом и полным спокойствием, царящим во всем.
Беседа с детьми.
Вопросы по содержанию.
1. Вам нравится эта картина? (Ответы – да). А, кто мне скажет, что изображено на картине? (Лес, деревья, снег). Как вы думаете, какое время года? (Зима, потому что лежит снег, деревья без листьев, укрыты снежным покрывалом). Как вы думаете, что самое главное в картине? (Художник увидел волшебную сказку в лесу, наступил новый день, хорошая морозная погода). Как это изобразил художник? (С помощью цвета).
Вопросы по выявлению средств выразительности.
2. Что в картине самое яркое? (Лучи солнца ярко жёлтые). Что этим хотел сказать художник? (Наступило утро, день будет ясный и морозный). С помощью каких красок художник передал очарование зимнего леса? (Синих, голубых, сиреневых, розовых, зелёных- холодных).
Вопросы о замысле автора.
3. Какое настроение передал художник? (Радостное, приподнятое). Как вы догадались, что именно такое настроение? (Изображена красота природы, хорошая погода – безоблачное небо, солнце будет ярко светить, мороз, много снега, он переливается разными цветами, можно будет пойти погулять, покататься на лыжах, санках, и т. д.). Как это удалось сделать художнику? (Яркие, контрастные цвета). О чём вы думаете, когда смотрите на эту картину? (Как красиво зимним утром в лесу, хочется прийти сюда с друзьями, поиграть).
Зима.
- Ребята, а вы хотели бы оказаться в моём царстве, внутри картины? (Ответы – да) Сейчас я взмахну своей волшебной палочкой, а вы закройте глаза и представьте, что вас окружает волшебный лес!
Дети закрывают глаза, звучит песня П. Чайковского «Зимнее утро» из «детского альбома» «Вьюга стонет, тучи гонит…»
«Вхождение в картину».
- Что вы чувствуете, ребята? (Холодно, морозно, пахнет свежестью, тихо). Как вы думаете, а какая погода была здесь вчера? (Шёл сильный снег). А как вы догадались? (На снегу нет следов животных, деревья укутаны снегом). Какое у вас настроение? (Весёлое, радостное, хочется играть в снежки, валяться на снегу, кататься на санках, лыжах и т. д)
Давайте поиграем.
Физкультминутка.
"Выпал беленький снежок"
(Дети стоят в кругу)
Выпал беленький снежок, (руки наверху, вращая кистями, руки через стороны опускают вниз)
Собираемся в кружок. (берутся за руки)
Мы потопаем, мы потопаем! (топают ногами)
Будем весело плясать, (приседают 2 раза)
Будем ручки согревать.
Мы похлопаем, мы похлопаем! (хлопают в ладоши)
Будем прыгать веселей,
Чтобы было потеплей.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем! (прыжки на 2 ногах, а затем поочерёдно на 1)
Зима.
- Ну что, согрелись, ребята? (Да)
Скажите мне, как вы думаете, а завтра в нашем лесу, что может произойти? (На полянке будут видны следы зайчиков, белочек, могут прийти люди на прогулку, птички прилетят и сядут на ветки, стряхнут с них снег, будут слышны голоса зверей и птиц).
Ребята, а как бы вы назвали нашу картину? («Волшебный лес», «Зима в лесу», «Зимнее царство»)
Понравилось вам моё царство? (Ответы – да). Кто хочет сам рассказать о нём?
Заслушиваются 2 рассказа ребёнка.
Картина Грабаря «Зимнее утро».
- Изображено утро в волшебном зимнем лесу.
- Художник использовал холодные цвета: голубой, синий, сиреневый; контраст – жёлтый – лучи солнца, чёрный – стволы деревьев.
- Если бы я здесь оказался, то почувствовал бы радость от того, что наступает новый день, хорошая погода, можно погулять по тихому лесу, полюбоваться красотой природы и т. д.
Зима.
- Какие вы, ребята, молодцы! А теперь пора мне с вами прощаться. Чтобы вы меня не забывали, подарю я вам маленькие сувениры. (Раздаёт детям леденцы на палочке).
Занятие заканчивается.