Фатима Дадаханова
Конспект НОД по основам экологической культуры «Вода — источник жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по основам экологической культуры
«Вода – источник жизни»
Составила воспитатель высшей квалификационной категории
Дадаханова Фатима Тулягановна ГБДОУ 17
Интеграция образовательных областей: Познание. Экология. Здоровье. Коммуникация. Безопасность. Ознакомление с художественной литературой.
Публикация «Конспект НОД по основам экологической культуры „Вода — источник жизни“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель: формирование у старших дошкольников осознанно-правильного отношения к природе посредством развития основ экологической культуры.
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания детей о воде, как о самой важной и нужной на планете, необходимой для жизни всего живого на Земле.
2. Закрепить представления детей о воде как экосистеме, об ответственности человека за все живое на земле.
3. Вызвать интерес и желание экономно расходовать воду, беречь и охранять природные источники воды : реки, озера, водоемы.
4. Развивать у детей доказательность суждений и речи, продолжать учить делать выводы и умозаключения, анализировать и обобщать, опираясь на полученные ранее знания и опыт.
5. Формировать навыки самоконтроля и самооценки, быстро переключаться с одной деятельности на другую.
6. Воспитывать бережное отношение к природным и водным ресурсам.
7. Воспитывать нравственно-этические чувства: товарищество, дружелюбие, сопереживание и желание прийти на помощь нуждающимся.
8. Закрепить полученные знания, умения и навыки в различных образовательных областях детьми подготовительной логопедической группы второго года обучения.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2. Проведение занятий - экспериментирований с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".
4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Лёд — твёрдая вода», «Пар — это тоже вода», «Лёд — легче воды»
5. Чтение художественной литературы, отгадывание загадок, стихи: О. Григорьев «Какой дождь?», А. Тараскин «Сколько знаю я дождей», В. Лившиц «Видел сам».
6. Наблюдение за водой во время прогулок.
7. Рассматривание иллюстраций.
Материал для занятий.
Прозрачные стаканчики, салфетки для каждого ребенка.
Вещества, которые мы будем растворять в воде: соль, сахар, растительное масло.
Карточки со знаками «Берегите воду»
Мяч, раздаточный материал «состояние воды в природе»
Презентация «Вода – источник жизни»
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня утром к нам в детский сад пришло письмо. Оно адресовано самым любознательным, самым старшим детям в детском саду. Я сразу поняла, что это письмо адресовано нашей группе. Давайте посмотрим, что в нем. Ребята, что-то я не пойму, что это за таблица?
Ответы детей. Это кроссворд.
Воспитатель. Подождите, подождите, здесь еще и загадки. Наверное, для того, чтобы разгадать этот кроссворд.
Сейчас мы его разгадаем.
1. Вот так чудо! Вот так диво!
Как сорвался он с обрыва,
так уже, который год
все никак не упадет (водопад) Слайд №1
2. Не вода и не суша – на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь (болото)
Слайд № 2
3. Где я только не пройду, везде сырость наведу.
Я грибной, я слепой, а зимой, совсем чудной.
На полях желанный гость. Называют меня (дождь)
Слайд № 3
4. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе.
Узкий кончик – в роднике, а широкий – в море (река)
Слайд № 4, 5
- Посмотрите, какое слово получилось в красном прямоугольнике?
Давайте все вместе его прочитаем. Дети читают. - Вода
Раздается музыка. Звукозапись с шумом воды.
— Что вы сейчас услышали? (шум воды). Правильно, ребята, это шум воды. Сегодня мы будем разговаривать о воде, о её свойствах, проявлениях и вместе решим, нужно ли беречь её.
Слайд № 6. Представьте, что вы в первый раз увидели планету Земля, как бы вы её назвали? (ответы детей). Нашу планету называют голубой. Голубой цвет — это океаны, моря, реки и озёра.
Показ глобуса
Белым цветом обозначены льды и снега, которые никогда не тают. А ещё вода прячется глубоко под землёй. Там тоже есть свои реки и озёра. Только мы их не видим.
- В каком виде (состоянии) вода существует в природе, узнаете, если разгадаете загадки.
1. В холод белый и колючий,
В оттепель – сырой, липучий.
Принесешь его домой –
Станет талою водой. (снег)
2. С мамой мы пошли гулять,
Стал он землю поливать.
Поливал да поливал –
Всех под зонтики загнал. (дождь)
3. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (облака)
4. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А, пошли искать их днём,
Ищем, ищем — не найдём. (роса)
5. Над рекой, над долиной повисла белая холстина. (туман)
6. Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло:
Скользко, весело, светло! (лед)
7. Не колючий, светло-синий
По кустам развешан… (иней)
8. Говорю я брату:
— Ох, с неба сыплется горох!
— Вот чудак, — смеётся брат, -
Твой горох ведь это. (град)
Слайд 7,8,9,
Воспитатель: в каком состояние в природе бывает вода?
-Дети: Она бывает: в жидком, твердом, газообразном состоянии (пар) Слайд10
Дети садятся за стол
Пальчиковая гимнастика
«Рыбки» Рыбки весело плескались
В чистой светленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке. Плавные движения кистями
Сжимаем, разжимаем кулачки
«Моют» руки
- Ребята, вот следующее задание, нужно соединить стрелкой, с левой стороны таблицы состояние воды, а с правой виды воды.
Задание.
(проверка выполнение задание) – Почему ты так отметил? Слайд11.
Дети сели перед экраном.
«Кому нужна вода?»
- Ребята, подумайте и скажите, кому нужна вода?
ответы детей: рыбам, птицам, деревьям, растения, цветам, водоплавающим птицам, зверям, морякам, рыбакам, всем живым существам…
«Для чего человеку нужна вода?»
Дети: - Человеку нужна вода для того, чтобы умываться, мыться
- Чистить зубы
- Готовить пищу
- Мыть посуду, мыть полы
- Стирать вещи,
- Убираться в комнате и соблюдать чистоту
- Купаться и закаляться
- Чтобы пить и готовить еду
- Мыть окна
- Поливать растения. Слайд12.
- Какая бывает вода? (игра с мячом) Дети передают по кругу мяч друг другу, называя прилагательные.
( ответы детей: чистая, холодная, речная, грязная, питьевая, газированная, мутная, ключевая, дождевая, кипяченая, морская, соленная, пресная, вкусная)
"Вода - растворитель".
Воспитатель: Ребята, я попрошу вас пройти на свои места. У вас на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками.
Дети, поднимите салфетку с блюдца. (№1 сахар)
Воспитатель: Теперь убираем салфетку с блюдца. (№ 2 соль)
Воспитатель: И, наконец, третья (№3 мало)
Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. С начала попробуйте из одного стакана воду, и скажите какая она на вкус? (пресная) В один стакан положите сахарный песок и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет?
- Сахар исчез. Почему?
Дети: Сахар растворился в воде. Какая стала вода (сладкая)
Воспитатель: Возьмите другой стакан и насыпьте в него ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло?
Дети: Соль растворилась в воде. Какая стала вода? (соленая)
Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, оно также исчезнет как сахар и соль? Добавьте в ваши стаканы с водой несколько капель масла.
Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.
Воспитатель: Молодцы ребята. Проведя опыты с солью, сахаром, маслом с каким новым свойством воды вы познакомились?
Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Воспитатель: Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем. А какого цвета вода? И чем пахнет вода?
Дети: Она бесцветная. Вода не имеет запаха.
"Очистка воды".
Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на тот стакан, куда мы наливали масло.
Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?
Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от масла.
Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю.
Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
Воспитатель: Куда же делось масло?
Дети: Все масло осталось на фильтре.
Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Вода, которая попадает в квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод. Слайд 13.
Воспитатель: - Вода в водоемах с каждым годом становится все грязнее. Люди и животные стали чаще болеть.
Горы мусора оставляют после себя отдыхающие. Люди превращают окрестности водоемов в помойку. Слайд14.
Воспитатель: - Как вы думаете, ребята, что надо делать, чтобы вода в водоемах была чистая? (рассказ по карточкам) …не мыть машины и велосипеды, …не бросать мусор, …не мусорить возле реки, …не выливать отходы).
- Как мы с вами можем беречь воду? (закрывать краны, зря не тратить воду, напрасно не лить). Молодцы, ребята!
Слайд15.
Воспитатель: - Вода – это наше богатство и залог здоровья людей, и животных, и растений! Слайд16.
3. Итог занятия:
- Ребята, о чем вы сегодня узнали?
Что вам запомнилось, что понравилось?
Вы все большие молодцы!